Электропневматические тормоза делятся на прямодействующие и автоматические. Применяется прямодействующий (пневматическим) тип ЭПТ с одной пневматической магистралью (тормозной); с приборами питания и управления, электровоздухораспределителями и электрическими проводами. Структурная схема двухпроводного ЭПТ представлена на рис. 203.
Рис 203. Структурная схема двухпроводного ЭПТ:
1 — аккумуляторная батарея; 2 — главный выключатель; 3 — блок питания; 4 — сигнализатор; ,5-· вольтметр; 6 — блок управления; 7 — соединительный рукав, 8 — выпрямительный клапан, 9 вентиль торможения; 10 — вентиль перекрыши; 11 — кран машиниста с контроллером
Таблица 132. Характеристика электропневматических тормозов (ЭПТ)
Где применяется ЭПТ | Количество | Контроль целостности цепи | Ток управления | Ток контроля |
Электропоезда, дизель — поезда | Пять с обратным проводом (не заземленным | Периодически в тормозном режиме по контрольному проводу | Постоянный напряжением 50 В | Постоянный напряжением 50 В |
Пассажирские поезда с локомотивной тягой (рис. 204) | Два, обратный провод — рельсы | Непрерывный по контрольному проводу, замкнутому в хвосте через концевую заделку | Постоянный напряжением 50 В | Переменный ток до 1 А при напряжении 50 В и частоте 625 Гц в отпускном режиме и постоянный в тормозном |
Пассажирские поезда с локомотивной тягой со скоростями до 120 км/ч | Два, без непрерывного контроля. Провода № 2 и 1 соединены перемычкой | По амперметру (величина в положении перекрыши и торможении) | Постоянный напряжением 50 В, частота 625 Гц с разрядкой тормозной магистрали | Нет |
Грузовые поезда (опытные) (рис. 205) | Один, обратный — рельсы | Непрерывный | Постоянный напряжением 150 или 220 В | Переменный до 1 А при напряжении 75 В и частоте 625 Гц |
Для соединения электрического провода между вагонами используются соединительные головки междувагонных рукавов.
В Западной Европе применяется автоматический тип ЭПТ с двумя магистралями (тормозной и питательной) н воздухораспределителем с двумя электромагнитными вентилями, один из них работает на торможение, а другой — на отпуск Соединение (трех или четырех) электрических проводов между вагонами осуществляется специальным штепсельным разъемом. В электропоездах применяется прямодействующий тип ЭПТ.
Рис. 204. Принципиальная электрическая схема ЭПТ пассажирского поезда:
1 — кран машиниста с контроллером; 2 — аккумуляторная батарея; 3 — предохранитель; 4 — главный выключатель; 5 — блок питания; 6 — сигнализатор; 7 — блок управления; 8 — междувагонное соединение; 9 — концевая подвеска; 10 — электровоздухораспределитель
Рис. 205. Структурная схема опытного однопроводного ЭПТ грузового поезда:
1 — кран машиниста с контроллером; 2 — блок питания; 3 — аккумуляторная батарея локомотива; 4 — сигнализатор; 5 — блок управления, 6 — междувагонное соединение; 7 — линейный провод; 8 — электровоздухораспределитель; 9 — концевой блок контроля; 10 — обратный провод (рельс), 11 — устройство замещения
Таблица 133. Наименование и нумерация проводов электропневматического тормоза электропоездов (рис. 206)
Примечание. На электропоездах ЭР22 секционный провод замещения электрического торможения имеет № 50.
Рис. 206. Принципиальные схемы электрического управления электропневматическими тормозами:
а — пятипроводная, б — двухпроводная, в — однопроводная; ВП — вентиль перекрыши;
ВТ — вентиль торможения; ВС — полупроводниковый вентиль
Таблица 134. Мощность, потребляемая устройствами ЭПТ на локомотиве и вагонах
Наименование потребителей (нагрузки) | Мощность, Вт, при питании постоянным током 50 В | Мощность, Вт, при питании переменным то — ком 50 В, частоте 625 Гц при отпущенных тормозах | ||
в процессе торможения | при | |||
при раздельном питании | с общим | |||
На локомотиве: |
|
|
|
|
световой сигнализатор | 30 | 30 | 30 | 50 |
блок управления | 15 | 15 | 15 | 5 |
электровоздухораспределитель | 7,5 | 15 | 7,5 | 1 |
На вагоне электровоздухораспределитель | 7,5 | 15 | 7,5 | 1 |
Примечание. Электрическая схема с раздельным питанием применена у электровоздухораспределителей № 305-2, 305-4 и 371, а с общим питанием — у электровоздухораспределителей 305, 305-1 и 305-3.