От рациональности состава и объема профилактических работ зависит эффективность предупреждающей функции системы содержания. Неоправданное увеличение количества профилактических операций, предпринимаемое с целью повышения надежности, фактически отрицательно сказывается на последней, так как увеличение работ по разборке и сборке оборудования приводит к повышению вероятности ошибок субъективного характера. Чрезмерное снижение объема работ приводит к повышению количества невыявленных отказов, которые проявляются в эксплуатации.
Рациональный объем профилактических работ определяется, как правило, суммой операций обязательного выполнения и операций по устранению отказов или явлений, характеризующих предотказное состояние узла. Перечень основных документов по учету и отчетности, используемых при ремонте ЭПС, приведен в табл. 7. Таблица содержит только формы учета, которые могут понадобиться инженеру-технологу ремонтных цехов, а также для определения эффективности новых технологий через обратную связь.
Состав и объем работ ТО-2: объем работ обязательного выполнения устанавливается совместным приказом начальников служб локомотивного хозяйства с учетом особенностей эксплуатации ЭПС на данном полигоне на основании соответствующего перечня, содержащегося в Правилах текущего ремонта и технического обслуживания электровозов постоянного (переменного) тока (ЦТ/3745, ЦТ/3164), объем дополнительных работ — по замечаниям в журнале технического состояния ТУ-152. Параллельно производятся работы по экипировке и уборке ЭПС.
7. Основная учетно-отчетная документация по ремонту ЭПС
Форма | Назначение учетно-отчетной формы |
ТУ-1 | Настольный журнал дежурного по депо. Содержит данные о наличии и состоянии локомотивов, а также учет ЭПС в грузовом движении |
ТУ-2 | Настольный журнал дежурного по оборотному депо. Учитывает простой локомотивов в оборотном депо |
ТО-5 | Отчет о наличии запаса и оборота основного оборудования ЭПС. Содержит данные о состоянии бандажей, пробегах между ремонтами и неплановых ремонтах ЭПС на 1-е число месяца |
ТЭУ-13 | Предварительные описи состояния ЭПС. Содержит сведения о трудоемкости ремонта для предварительной подготовки производства (депо, завода) |
ТУ-14 | Книга учета осмотра, технического обслуживания, ремонта и испытания тормозного оборудования локомотивов и МВПС |
ТУ-17 | Книга учета состояния бандажей колесных пар локомотивов, МВПС, дизель-поездов и сроков освидетельствования паровых котлов |
ТУ-20 | Книга учета наличия и состояния важнейшего основного оборудования и запасных частей |
ТУ-21 | Книга регистрации и освидетельствования колесных пар локомотивов, МВПС, дизель-поездов и тендеров |
ТУ-27 | Книга регистрации ремонтов, технического обслуживания и учета пробегов локомотивов, МВПС и дизель-поездов между всеми видами ремонта |
ТУ-28 | Книга регистрации ремонтов и технического обслуживания. Содержит перечень обязательных и дополнительных работ |
ТУ-29 | Книга повреждений и неисправностей локомотивов и МВПС. Содержит данные о случаях повреждения отдельных узлов локомотива, МВПС |
ТУ-91 | Ремонтная карта. Заполняется по результатам осмотра оборудования, требующего ремонта. Содержит данные об обнаруженных дефектах |
ТУ-92 | Журнал осмотра и ремонта роликовых подшипников |
ТУ-125 | Книга учета готовности локомотивов. Содержит данные готовности по ремонту |
ТУ-132 | Журнал регистрации ответственных деталей локомотивов, забракованных по трещинам и другим дефектам, обнаруженным дефектоскопистом |
ТУ-137 | Книга замечаний машиниста. Содержит отметки машиниста об отказах, возникших в пути следования |
ТУ-188 | Журнал регистрации результатов магнитного контроля основных деталей локомотива |
ТУ-141 | График текущих ремонтов и технического обслуживания локомотивов, МВПС и дизель-поездов |
ТУ-143 | Журнал результатов испытания электрических машин на испытательной станции (стенде) |
ТУ-151 | Журнал цеха. Содержит данные о ремонте оборудования по каждому виду, объем работ, фамилии исполнителей |
TУ-152 | Журнал технического состояния локомотива. Содержит замечания локомотивной бригады о повреждениях и отказах, отмеченных в пути следования, при осмотрах на пунктах технического обслуживания локомотивов. Заверяется подписями лиц, устраняющих неисправности |
Состав и объем работ ТО-3: объем работ обязательного выполнения определяется Правилами текущего ремонта и технического обслуживания электровозов постоянного (переменного) тока (ЦТ/3745, ЦТ/3164), объем дополнительных работ — по записям в журнале технического состояния, книге ремонта ТУ-28, сделанным машинистами и лицами из состава администрации, осматривающими ЭПС при постановке на ремонт. Оптимизация состава и объема работ выполняется специалистами группы надежности, которые статистическим методом выявляют наиболее часто повторяющиеся работы и формируют их наиболее рациональный перечень и объем. Работы обязательного выполнения дополняются рядом проверок: исправности и комплектности средств пожаротушения, инструмента, инвентаря, защитных и сигнальных принадлежностей, аптечек, запасных частей, материалов, смазок согласно местным указаниям. Одновременно производят обтирку электровоза и уборку кабин управления, коридоров, машинных отделений, высоковольтных камер.
Состав и объем работ по текущим ремонтам: технология выполнения текущего ремонта предусматривает комплекс проверок и очистку ЭПС до постановки в ремонтное стойло, определение полного объема необходимых работ по фактическому состоянию; выполнение обязательных работ и устранение выявленных неисправностей; приемку ЭПС из ремонта. Объем работ обязательного выполнения определяется правилами текущего ремонта и технического обслуживания электровозов постоянного (переменного) тока, электропоездов и электросекций (ЦТ/3745, ЦТ/3164, ЦТ/3972), объем дополнительных работ по записям в книге ремонта (ТУ-28), сделанным машинистами и лицами, принимающими локомотив в ремонт, а также в соответствии с отказами, выявленными слесарями в процессе выполнения ремонта. Одновременно выполняются работы по модернизации сборочных единиц.
При определении рационального объема работ первостепенное внимание уделяется повторяющимся работам, источником информации о которых является книга ремонта. Часто повторяющиеся идентичные работы свидетельствуют о том, что применяющаяся технология восстановления не достигает цели и должна быть пересмотрена.
Формирование рационального объема работ обязательного выполнения следует производить методом статистического анализа исполненных сетевых графиков текущего ремонта. Последовательность производства анализа: на сетку типового сетевого графика диспетчером наносится исполненный график (фактически выполненных работ); исполненные графики (количество определяется местными условиями работы) совмещаются и отбираются работы, встречающиеся с вероятностью 0,95—0,98; из этих работ формируется массив работ обязательного выполнения. Целесообразно регулировать такие массивы для различных «возрастных» групп ЭПС одного и того же типа, эксплуатирующихся в идентичных условиях. При этом повышается качество ремонта, более точно определяется его трудоемкость, исключается производство ненужных работ, чем повышается эксплуатационная надежность ЭПС.
Состав и объем работ на капитальных ремонтах: объем работ обязательного выполнения определяется Правилами среднего и капитального ремонта электровозов постоянного (переменного) тока, электропоездов и электросекций, объем дополнительных работ включает работы по модернизации сборочных единиц и восстановлению базовых деталей (рамы кузова, тележек и др.), отраженные в предварительной описи. Объем работ увеличивается при наличии недостающих, нетиповых и ненормально изношенных деталей.
Формирование и уточнение состава и объема работ обязательного выполнения должно производиться непрерывно с определенной периодичностью на протяжении полного срока службы ЭПС.