Содержание материала


Вероятные отказы крана машиниста, способы их устранения и технические требования к отремонтированным деталям приведены в табл. 85.
После ремонта и сборки краны машиниста № 334 и 334Э испытывают на стенде. При этом проверяют:

85 Вероятные отказы крана машиниста

Вероятный отказ и способы его устранения

Технические требования

Краны № 334 и 334Э

Разработка отверстия в ручке или квадрата стержня. Восстановить наплавкой или осталиванием и обработкой до размеров чертежа

Ручка крана машиниста должна быть плотно насажена на квадрат стержня

Просадка пружины кулачка. Пружину заменить

Просадка — не более 2 мм

Неровности, задиры и риски золотника и его зеркала. Небольшие риски на золотнике и зеркале вывести обработкой на плите с использованием пасты корундовой М14 и ГОИ № 14. Более значительные дефекты устранить на станке, затем на плите, после чего притереть золотник к зеркалу. Если после притирки глубина проточки вокруг зеркала и в центре его уменьшится, восстановить ее до размера 1,5 мм. Дугообразную выемку в золотнике глубиной 2,5 мм и менее фрезеровать и восстановить до размера 3,2 мм. После притирки золотника и зеркала прочистить калиброванное отверстие в зеркале и проверить его калибром

Для локомотивов диаметр отверстия —1,5+0,06 мм, для МВПС — 1,8+0,06 мм

Увеличение зазора в косом и призматическом замке уплотнительного кольца. Уплотнительное кольцо заменить, вставить в ручей уравнительного поршня и притереть по месту в корпусе крана

Зазор, мм: в косом замке—не более 0,15, для нового кольца —не более 0,05—0,07, в призматическом—не более 0,6, для нового кольца — не более 0,1— 0,3

Риски и овальность камеры уравнительного поршня. Небольшие риски и овальность вывести при помощи специального поршня со стальным кольцом. При большей овальности камеру расточить по градациям. После расточки камеры подобрать к ней уравнительный поршень

Овальность — не более 0,05 мм. Зазор между телом поршня и стенкой камеры —0,2—0,5 мм. Диаметр камеры уравнительного поршня, мм по градациям: 1 — 89,2; II—89,5; III —89,8; IV —90,1; V —90,5

Пропуск воздуха по клапану уравнительного поршня. Клапан проверить на стенке или зенковкой и притереть к седлу. После пригонки всех деталей уравнительного поршня проверить и отрегулировать высоту подъема поршня. Проверить плавность перемещения поршня в камере, для чего поднять поршень в верхнее положение и нагрузить грузом 20 Н — поршень равномерно перемещается в крайнее нижнее положение

Высота подъема поршня — 6 мм

Золотниковый питательный клапан

Трещины, продавленные места, вмятины или остаточный прогиб диафрагмы. Диафрагму заменить
Риски и неровности на рабочей поверхности золотника и зеркала. Устранить пастами, после чего притереть к зеркалу с применением тонкой пасты ГОИ

Трещины, вмятины, остаточный прогиб не допускаются. Толщина новой диафрагмы — 0,15 мм Риски и неровности независимо от их размеров не допускаются

Вероятный отказ и способы его устранения

Технические требования

Разница между диаметрами поршня и втулки. Поршень пригнать с допусками скользящей посадки, он должен легко перемещаться во втулке
Пропуск воздуха по возбудительному клапану. Клапан проверить по высоте и притереть к седлу. При среднем положении диафрагмы клапан должен плотно прилегать к седлу
Излом витков, потеря упругости или просадка пружин. Пружины заменить. В свободном состоянии пружины должны иметь высоту, мм: регулирующая — 54_1,0; поршня— 70-1, 0; возбудительного клапана — 17.5

Разница между диаметрами поршня и втулки — не более 0,035 мм и не менее 0,02 мм
Наибольший подъем клапана— не более 0,8 мм
Просадка пружин, мм, не более: регулирующей — 3,0, поршня — 2,0, возбудительного клапана —1,0

Краны машиниста № 222, 328, 394, 395

Просадка пружины кулачка ручки. Пружину заменить. Разрешается пружину отпустить, растянуть до высоты 50+2,6 мм в свободном состоянии и вновь произвести термообработку
Износ квадрата и направляющей стержня ручки. Восстановить наплавкой или осталиванием и обработкой до чертежных размеров

Просадка пружины — не более 3 мм. После трехкратного сжатия пружины до соприкосновения витков не должно быть остаточной деформации Ручка крана машиниста должна быть плотно насажена на квадрат стержня

Просадка пружины стержня. Пружину отжечь, растянуть до высоты мм в свободном состоянии и термообработать Износ уплотняющего кольца стержня ручки. Уплотняющее кольцо заменить Зазор между отверстием в крышке и стержнем ручки. Отверстие расточить до диаметра 32 мм, запрессовать бронзовую втулку диаметром 32X25 мм с буртом 38 мм Износ поверхности направляющей части крышки. Восстановить наплавкой или проточкой на диаметр 90 мм и запрессовкой втулки с последующей расточкой до диаметра 82+0,07 мм
Риски, задиры или выработка золотника и его зеркала. Незначительные выработки и риски на золотнике и зеркале устранить притиркой их по месту со средней пастой ГОИ, пастой П14, М14, М20 или М 28. Притирку производят с постановкой на зеркале направляющей втулки с внутренним диаметром 82 мм. При больших рисках, задирах необходимо зеркало и золотник выверить на чугунной или стеклянной плите с абразивом, а затем притереть золотник по месту. При а смазочных канавок — менее 1 мм их необходимо фрезеровать до чертежного размера

Просадка пружины —не более 2 мм
Износ независимо от его степени не допускается Зазор — не более 0,6 мм
Износ — не более 0,5 мм Выработка — не более 0,1 мм

Вероятный отказ и способы его устранения

Технические требования

Износ по толщине. Золотник и зеркало заменить
Разработка калиброванных отверстий. Проверить в золотнике диаметры калиброванных отверстий 0,7 мм (для перехода с завышенного давления на нормальное) и 1,5 мм (для разрядки уравнительного резервуара при торможении). При отклонении этих размеров необходимо отверстие диаметром 0,7 мм рассверлить до 2,5 мм, а отверстие диаметром 1,5 мм — до 3 мм и запрессовать в них бронзовые заглушки, а затем просверлить в них отверстия соответствующего диаметра.

Износ — не более 2 мм
Заглушки запрессовать с натягом 0,1—0,2 мм

Трещины в корпусе крана. Корпус крана заменить
Ослабление или износ втулки уравнительного поршня. Изношенную втулку выпрессовать, новую запрессовать с натягом и припуском по внутреннему диаметру на 2 мм и для последующей расточки и шлифования под чертежный размер

Трещины независимо от их размера не допускаются Втулку запрессовать с натягом 0,15—0,25 мм, выработка или овальность — не более 0,4 мм

Риски или овальность на рабочей поверхности втулки. Незначительные риски или овальность устранить путем шлифования специальным поршнем со стальным кольцом с применением пасты ГОИ, глубокие риски устранить проточкой на станке, а затем прошлифовать стальным кольцом с тонкой пастой ГОИ

Риски и овальность — не более
0,2 мм

Потеря упругости, риски, изломы или большой зазор в замке уплотнительного кольца. Кольцо заменить, при этом подогнать к канавке плотно, без заеданий; после пригонки проверить его плотность. Трещины клапана. Клапан заменить

Зазор в замке —не более 11 мм. Плотность считается достаточной, если время падения давления с 0,5 до 0,3 МПа в резервуаре 8,2 л не менее 60 с Трещины независимо от их размера не допускаются

Риски, вмятины, следы пропуска воздуха, уширение притирочной фаски клапана. Обработать посадочные места специальными зенкерами или на станке, затем притереть клапаны к седлам так, чтобы получить полное прилегание притертых поверхностей и ширину фаски 0,5—0,7 мм

Уширение притирочной фаски — до 1,5 мм

Просадка пружины впускного клапана. Пружину заменить или исправить с восстановлением высоты в свободном состоянии до 40±1,0 мм

Просадка — не более 2 мм. Предельная неперпендикулярность образующей к торцам — не более 1,5 мм

Разбухание, трещины, расслоение, затвердения и разрывы резиновых прокладок. Прокладки заменить

Срок службы резиновых прокладок — не более 4 лет

Вероятный отказ и способы его устранения

Технические требования

Трещины, износ и срыв резьбы корпуса и клапанов редуктора. Корпус редуктора и его клапаны заменить
Износ, забоины, риски или выработка притертой поверхности клапана и его седла. Питательный клапан, изношенный более допустимых пределов, заменить. Цилиндрическую поверхность стержня клапана восстановить хромированием. Притирочную поверхность клапана и седла восстановить проточкой на станке или зенкерами, а затем притереть к седлу с помощью тонких паст ГОИ
Трещины, местные выпучины и остаточная деформация диафрагмы. Диафрагму заменить
Изломы, потеря упругости и просадка пружин. Регулировочную пружину и пружину питательного клапана заменить

Трещины независимо от их величины не допускаются
Диаметр втулки питательного клапана — не более 6,1 мм, диаметр стержня — не менее 5,9 мм, высота питательного клапана от притирочной поверхности: без мягкого уплотнения —не менее 35,0 мм;1 мягким уплотнением — не менее 37,0 мм
Трещины независимо от их размера не допускаются
Просадка регулировочной пpужины — не более 3 мм, питательного клапана — не более
2 мм

Стабилизатор крана

машиниста

Потеря упругости, изломы, трещины в витках или просадка. Пружину заменить Трещины, местные выпучины, общий просадочный прогиб или забоины на поверхности диафрагмы. Диафрагму заменить Риски, износ притертых поверхностей клапана и седла. Дефекты устранить, после чего притереть клапан к седлу Увеличение отверстия в ниппеле. Ниппель высверлить, вместо него запрессовать заглушку, просверлить отверстие диаметром (0,45±0,05) мм

Просадка пружины — не боле
2 мм
Поверхность диафрагмы доли на быть чистой, не иметь заусенцев и царапин. Проверить качество притирания по однородности матового оттенка на поверхности. Увеличение отверстия — не более 0,5 мм

перемещение ручки крана машиниста с помощью динамометра усилия не более 50 Н;
плотность золотника и клапана уплотнительного поршня. При давлении в напорной магистрали 0,7—0,8 МПа обмыливают атмосферные отверста: крана машиниста. В отпускном, поездном положениях и перекрыше допускается образование мыльного пузыря, который удерживается в течение hi менее 10 с;
плотность кольца уравнительного поршня. Если давление в уравнитель ном резервуаре и магистрали составляет 0,5—0,52 МПа, ручку крана машиниста ставят в перекрышу и разобщительным краном выпускают воздух и; магистрали в атмосферу, при этом допускается снижение давления в уравнительном резервуаре с 0,5 до 0,3 МПа не быстрее чем за 60 с;
чувствительность перемещения уравнительного поршня. Ручку крана машиниста переводят в положение IV и снижают давление в уравнительном резервуаре на 0,015 МПа с последующей постановкой ручки крана в перекрышу. Уравнительный поршень должен сработать и произвести выпуск воздуха из магистрали в атмосферу на 0,015—0,025 МПа, после чего клапан уравнительного поршня должен закрыть атмосферное отверстие. При дальнейшем снижении давления в уравнительном резервуаре такими же ступенями поршень должен каждый раз подниматься и выпускать воздух из магистрали в атмосферу;
плотность золотника и золотникового питательного клапана (ЗПК). ЗПК регулируют на давление 0,5МПа, а ручку крана машиниста ставят в поездное положение, при этом установленное давление не должно изменяться более чем на ±0,01 МПа в течение 5 мин;
чувствительность ЗПК. При снижении давления в магистрали отдельным краном с диаметром калиброванного отверстия 1,6 мм на 0,015 МПа ЗПК должен прийти в действие и восстановить первоначальное давление в магистрали в пределах ±0,01 МПа;
темп разрядки магистрали при служебном и экстренном торможении. Время снижения давления в тормозной магистрали с 0,5 до 0,4 МПа при служебном торможении должно составлять 4—5 с, время снижения давления с 0,5 до 0,1 МПа при экстренном торможении — не более 3 с.
После ремонта и сборки проверяют плотность прилегания диафрагмы в корпусе стабилизатора при положении II ручки крана. Переход с завышенного давления в магистрали на зарядное (с 0,6 до 0,58 МПа) должен происходить за 80—110 с. После установки отремонтированного крана машиниста на испытательный стенд проверяют:
перемещение ручки крана машиниста между положениями. При давлении воздуха на золотник крана 0,8МПа перемещение ручки крана машиниста должно происходить под усилием не более 60 Н, а через выступы и впадины фиксации положений ручка должна перемещаться под усилием не более 80 Н;
плотность крана машиниста. При обмыливании мест соединения деталей крана образование мыльных пузырей не допускается. При положениях ручки крана машиниста II, III и IV в атмосферных отверстиях допускается образование мыльного пузыря, удерживающегося в течение не менее 5 с;
плотность притирки золотника. В положении ручки крана машиниста IV при обмыливании отверстия к уравнительному резервуару и стабилизатору (без редуктора и стабилизатора, давление воздуха не менее 0,7 МПа) допускается образование мыльного пузыря, удерживающегося в течение не менее 5 с;
чувствительность питания. В положениях ручки крана машиниста II и IV при создании искусственной утечки воздуха из тормозной магистрали через отверстие диаметром 2 мм давление в магистрали не должно снижаться более чем на 0,015 МПа до момента прихода в действие уравнительного поршня. После ступени торможения на 0,05 МПа и постановки ручки крана машиниста в положение IV установившееся давление в уравнительном резервуаре должно поддерживаться с колебаниями не более ±0,01 МПа в течение нескольких мин. В положении ручки крана машиниста III при искусственной утечке из тормозной магистрали давление в ней не должно восстанавливаться;

время наполнения тормозной магистрали уравнительного резервуара и резервуара времени. В положении ручки крана машиниста II время наполнения тормозной магистрали от 0 до 0,5 МПа должно быть не более 4 с, а время наполнения уравнительного резервуара — в пределах 30—40 с. В положении ручки крана машиниста I время наполнения резервуара времени с О до 0,5 МПа должно быть в пределах 20—30 с;
темп служебной и экстренной разрядки. При служебном торможении в положении крана машиниста V время снижения давления в тормозной магистрали с 0,5 до 0,4 МПа должно быть в пределах (4,5±0,5) с. В положении ручки крана машиниста Vя время снижения давления в уравнительном резервуаре с 0,5 до 0,45 МПа должно быть в пределах 15—20 с. При экстренном торможении в положении ручки крана машиниста VI время снижения давления в тормозной магистрали с 0,5 до 0,1 МПа должно быть не более 3 с;
время ликвидации сверхзарядного давления. Время снижения давления в тормозной магистрали с 0,6 до 0,58 МПа для кранов машиниста № 222 и 328 должно быть в пределах 60—100 с, для кранов № 222М, 394 и 395 — 80—110 с. Снижение давления в замеряемых пределах должно быть равномерным и не иметь скачкообразного характера;
чувствительность уравнительного поршня. При снижении давления в уравнительном резервуаре на 0,02—0,03 МПа должна произойти соответствующая разрядка тормозной магистрали;
плотность уравнительного резервуара. В положении ручки крана машиниста IV падение давления в уравнительном резервуаре не должно превышать 0,01 МПа в течение 3 мин;
завышение давления в тормозной магистрали. После разрядки уравнительного резервуара в положении V на 0,15 МПа и перевода ручки крана машиниста в положение IV завышение давления в тормозной магистрали не должно быть более 0,03 МПа в течение 40 с.
Мероприятия по повышению надежности тщательная притирка золотника к зеркалу и колец уравнительного поршня к клапану; применение только рекомендуемых смазок. Для притирки применяют пасты ГОИ и пасты № 28 и № 14. Пасты № 28 и № 14 готовят в условиях производства; касторовое масло (массовая доля — 6—8 %), олеиновая кислота (1,5—2,0 %) и техническое сало (17—20 %) подогревают до полного растопления последнего, затем добавляют абразивный микропорошок М28 или М14 (остальная доля).
Ресурсосберегающая технология: восстановление пружин путем их удлинения до чертежных размеров с обязательной нормализацией при температуре 280-320 °С в течение 15 мин с последующим охлаждением на воздухе; оксидация пружин.