Содержание материала

Перед выпуском в эксплуатацию строящегося вагона, после планового ремонта, а при необходимости и в эксплуатации тормозная рычажная передача регулируется с учетом специфики работы регулятора, устанавливаемого с одной стороны вагона вместо тормозной тяги.
Правилами ремонта и испытания автоматических тормозов грузовых и пассажирских вагонов установлено, что рычажная передача должна регулироваться таким образом (имеется в виду исходное положение передачи), чтобы вертикальные рычаги имели примерно одинаковый наклон с обеих сторон вагона, а горизонтальный рычаг со стороны штока поршня тормозного цилиндра — больший наклон, чем противоположный горизонтальный ’рычаг. Это положение является правильным для ручной регулировки рычажной передачи, так как при торможении горизонтальный рычаг со стороны штока поршня (передний), поворачиваясь на валике затяжки горизонтальных рычагов при перемещении его одним концом вместе со штоком, имеет больший угол наклона, чем противоположный (задний) горизонтальный рычаг, который поворачивается только относительно шарнира кронштейна мертвой точки тормозного цилиндра.
При наличии автоматического регулятора усл. № 276 (при исходном положении) наклоны горизонтальных рычагов должны быть прямо противоположными. В эксплуатации по мере износа тормозных колодок сокращается рабочий ход регулирующего винта а (рис. 12).
Износ тормозных колодок у тележки той стороны вагона, где установлен регулятор, не изменяет углов наклона горизонтальных рычагов, так как этот износ компенсируется наворачиванием регулирующей гайки на винт, т. е. сокращением хода винта — расстояния а регулирующего механизма. Поэтому в этом случае не происходит изменения в углах наклона горизонтальных рычагов. Износ тормозных колодок у противоположной тележки компенсируется все тем же сокращением размера рабочего хода винта регулирующего механизма.
Но это сокращение передается уже через горизонтальные рычаги и далее на тормозную тягу и рычаги противоположной стороны вагона. 

Поэтому угол наклона горизонтальных рычагов в этом случае изменяется в связи с перемещением их в сторону регулятора, т. е. угол наклона при торможении переднего рычага увеличивается, а заднего — уменьшается по отношению к оси, перпендикулярной оси тормозного цилиндра.
Вот почему в исходном положении наклоны горизонтальных рычагов должны быть установлены с учетом специфики расположения и работы регулятора, а также в целом конструкции тормозной рычажной передачи вагона.
Величина углов наклона горизонтальных рычагов связана с величиной углов наклона вертикальных рычагов, которые изменяются по мере износа тормозных колодок. Изменения углов наклона вертикальных рычагов по мере износа тормозных колодок (при равномерном износе) носят одинаковый характер как с одной стороны вагона, так и с другой.
Эти изменения углов наклона неодинаковы для каждого вертикального рычага. Минимальные углы наклона имеют задние (от тормозного цилиндра) вертикальные рычаги, а максимальные — передние рычаги (самые близкие к тормозному цилиндру). Поскольку углы наклона каждого вертикального рычага (начиная от заднего) суммируются в соответствии с передаточными числами их на передних вертикальных рычагах, поэтому они вместе с собственными углами наклона имеют максимальные углы отклонения при износе тормозных колодок.
Если, например, у пассажирского вагона задние вертикальные рычаги от полного износа крайних колодок 1/2 (рис. 12) и 15/16 имеют угол наклона около 6°, то углы наклона передних рычагов от износа всех остальных пар колодок 3/4, 5/6, 7/8, 9/10, 11/12 и 13/14 изменяются до 30— 36°. При этом перемещаются в сторону цилиндра и тормозные тяги (соединяющие горизонтальные и вертикальные рычаги), максимальное перемещение которых определяется аналогично расчету рабочего хода регулирующего винта (см. стр. 37).
Для пассажирских вагонов перемещение двух тормозных тяг при допустимом рабочем износе новых тормозных колодок составляет 48х1х8=384 мм, а для грузовых четырехосных вагонов, имеющих типовую рычажную передачу тележки с размерами плеч вертикальных рычагов 400X160 мм, будет равно 672 мм.


Рис. 12. Схема углов наклона рычагов при исходном положении рычажной передачи пассажирского цельнометаллического вагона

Рис. 13. Схема углов наклона рычагов грузового четырехосного вагона

При допустимом рабочем износе колодок концы вертикальных рычагов вместе с тормозными тягами должны пройти расстояние в направлении к тормозным цилиндрам вместе с горизонтальными рычагами у пассажирского вагона 384:2=192 мм, а у грузового полувагона 672:2 =336мм.
Это означает, что передние вертикальные рычаги, расположенные ближе к тормозному цилиндру должны повернуться у пассажирского вагона на угол около 50°, а у грузового — около 34°.
Таким образом, вертикальные рычаги, расположенные ближе к тормозному цилиндру, в исходном положении при новых колодках должны иметь угол наклона от вертикальной оси против часовой стрелки у пассажирского вагона около минус 25°, а у грузового — около минус 17°, тогда при допустимом износе тормозных колодок эти рычаги будут иметь угол наклона соответственно около 25° и 17°, но уже с противоположным знаком.
Горизонтальные рычаги пассажирского цельнометаллического вагона имеют суммарный угол наклона (α + β) около 20°. Если горизонтальный рычаг ГЗ со стороны мертвой точки в исходном положении при новых колодках расположить под углом около 15°, то при полностью изношенных колодках с этой стороны вагона он примет к оси цилиндра перпендикулярное положение. Горизонтальный рычаг ГП со стороны передней крышки тормозного цилиндра в исходном положении при новых колодках будет иметь угол наклона около 5° (см. рис. 12), а при изношенных колодках этот угол за счет перемещения по часовой стрелке заднего горизонта рычага увеличится до 20°.
Горизонтальные рычаги грузового полувагона имеют суммарный угол наклона около 38°.
Для обеспечения допустимого износа тормозных колодок рычаг со стороны кронштейна мертвой точки в исходном положении должен быть повернут на угол около 40°, но так как отклонение рычагов в заторможенном состоянии более 30° не рекомендуется, то указанный рычаг в исходном положении должен иметь угол около 30° (рис. 13). Тогда этот рычаг будет наклонен влево от вертикальной оси на угол около 10°. Передний горизонтальный рычаг в исходном положении будет иметь угол наклона около 8°, а при изношенных тормозных колодках он увеличится за счет перемещения (по часовой стрелке) заднего горизонтального рычага на угол до 48°, но при торможении (ход поршня 100 мм) угол наклона этого рычага будет составлять около 20°.
Таким образом при наличии регулятора усл. № 276 с рабочей длиной регулирующего винта 450 мм для пассажирских цельнометаллических вагонов и 600 мм для грузовых вагонов и соответствующих углах наклона горизонтальных и вертикальных рычагов в исходном положении (при новых тормозных колодках) имеется возможность осуществить автоматическую регулировку рычажной передачи до полного рабочего износа тормозных колодок.