Содержание материала

В. С. СЕРАФИМОВИЧ
Канд. техн. наук
АВТОМАТИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ ЗАГОНОВ И ЛОКОМОТИВОВ
ВСЕСОЮЗНОЕ
ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Москва 1962

В брошюре описаны устройство, действие и ремонт автоматических регуляторов рычажной передачи вагонов и локомотивов усл. № 276, а также устройство и действие регуляторов усл. № 536, типа DRV и Стопекс типа КМ.
Брошюра рассчитана на широкий круг работников железнодорожного транспорта, связанных с эксплуатацией и ремонтом автотормозов.

I. НАЗНАЧЕНИЕ РЕГУЛЯТОРА ТОРМОЗНОЙ РЫЧАЖНОЙ ПЕРЕДАЧИ

В процессе эксплуатации подвижного состава происходит износ тормозных колодок, что приводит к увеличению зазора между колодками и колесами. Поэтому для поддержания зазора в установленных пределах (5—8 мм) рычажную передачу приходится вручную регулировать перестановкой валиков в запасные отверстия тяг.
Этот несовершенный и трудоемкий процесс механизируется путем оборудования подвижного состава автоматическими регуляторами двустороннего действия, которые обеспечивают: постоянство зазоров между тормозными колодками и поверхностями катания колесных пар, а следовательно, и более экономное расходование сжатого воздуха при торможении; более плавные процессы торможения и отпуска тормоза по всему поезду, так как величина ходов поршней поддерживается в определенных узких пределах.
Наличие регулятора двустороннего действия на подвижном составе при правильном монтаже его и надлежащем содержании тормозной рычажной передачи в эксплуатации совершенно исключает ручной труд, связанный с регулировкой тормозной рычажной передачи при износе колодок или их смене.
Регулятор тормозной рычажной передачи двустороннего действия автоматически устанавливает в заданных пределах величину зазора между тормозными колодками и поверхностью катания колесных пар, а также поддерживает эту величину по мере износа тормозных колодок в процессе торможения, при замене изношенных тормозных колодок и изменении положения последних по отношению поверхности катания колес вагона.
Регулятор уменьшает образовавшийся вследствие износа колодок более нормы зазор между тормозными колодками и колесами стягиванием тормозной тяги рычажной передачи и увеличивает слишком малый зазор удлинением этой тяги, т. е. является регулятором двустороннего действия.
Кинематическая схема тормозной рычажной передачи
Рис. 1. Кинематическая схема тормозной рычажной передачи

Свободный ход поршня тормозного цилиндра является величиной, которую проходит поршень за время от начала своего движения до прилегания колодок к колесам. Она зависит от зазоров между колодками и колесами и передаточного числа рычажной передачи; определяется величина свободного хода произведением передаточного числа тормозной рычажной передачи на величину среднего зазора между тормозной колодкой и поверхностью катания колесных пар.
Величина свободного хода поршня тормозного цилиндра при торможении определяется необходимостью иметь установленный зазор между колодками и колесами при отпущенном тормозе. Наличие таких зазоров дает возможность исключить или свести к минимальному дополнительное сопротивление в движущемся поезде от соприкосновения тормозных колодок с колесами.


Рис. 2. Диаграмма зависимости хода поршня от давления в тормозном цилиндре

После прилегания тормозных колодок к колесам при  дальнейшем нарастании давления воздуха в тормозном цилиндре поршень продолжает двигаться дальше до конца торможения вследствие возможного смещения колесных пар при одностороннем нажатии тормозных колодок и наличии упругих деформаций, возникающих в элементах рычажной передачи.
На кинематической схеме показано положение тормозной рычажной передачи (рис. 1): сплошными линиями — при отпущенном тормозе; штриховыми линиями — в момент прилегания тормозных колодок к поверхности катания колесных пар, когда поршень сделал свободный ход; штрих- пунктирными линиями, — когда процесс торможения уже завершен и поршень тормозного цилиндра сделал дополнительный ход за счет упругих деформаций во всех элементах рычажной передачи.
Таким образом, полный ход поршня тормозного цилиндра I при торможении может быть определен суммированием величин. Если величина свободного хода поршня тормозного цилиндра определяется расчетом, то дополнительный ход поршня можно установить экспериментальным путем. На рис. 2 показана диаграмма зависимости величины хода поршня (в мм) от давления воздуха в тормозном цилиндре, полученная экспериментальным путем.
Мы подробно остановились на разборе величин хода поршня тормозного цилиндра, так как с ними непосредственно связана работа регуляторов двустороннего действия, и эта связь заключается в следующем.
Так как регулятор двустороннего действия поддерживает в определенных пределах установленную норму зазора К (см. рис. 1) между колодками и колесами, то его работа по регулированию должна протекать в пределах свободного хода поршня тормозного цилиндра, т. е. в первой подготовительной фазе торможения. 

Во второй — заключительной фазе торможения, когда ход поршня тормозного цилиндра увеличивается за счет деформаций рычажной передачи, регулятор, точнее его регулирующий механизм, работает как тяга.
Этому требованию удовлетворяют ниже описываемые регуляторы двустороннего действия.