В результате подробного изучения работы регулятора тормозной рычажной передачи усл. № 276 (см. разделы IV и V) установлено, что при торможении и отпуске тормоза имеется строго определенная зависимость между величиной перемещения поршня тормозного цилиндра и соответствующими перемещениями и взаимодействиями деталей кулисного и регулирующего механизмов.
Прямолинейному движению хода поршня тормозного цилиндра соответствует перемещение шпильки (точка д) перекидного рычага кулисного механизма по сложной кривой I—II—III—IV—V—VI (см. рис. 9). Со шпилькой перекидного рычага одним своим концом связан поводок 8 (см. рис. 8, а), движение которого в месте сочленения с рычагом будет также соответствовать этой же кривой. Другим своим концом поводок соединен с поворотной муфтой кривошипа головки регулирующего механизма. Перемещение этого конца поводка будет совпадать с перемещением кривошипа по кривой радиусом R (см. рис. 6). Эти перемещения схематично изображены на рис. 7, а, слева.
Таким образом, прямолинейное движение поршня тормозного цилиндра при помощи кулисного механизма и поводка передается во вращательные движения кривошипа корпуса головки, в зависимости от которых осуществляется та или иная работа основных деталей регулирующего механизма. Эта зависимость и взаимодействие основных элементов регулятора тормозной рычажной передачи усл. № 276 в виде общей кинематической схемы приведены на рис. 10: справа — при отпуске тормоза;
слева — при торможении. Прямой линией на рис. 10,а показано прямолинейное перемещение L поршня тормозного цилиндра от исходного положения до конца торможения и соответствующее перемещение I—II—III—IV—V—VI шпильки перекидного рычага кулисного механизма. Поводок регулятора за это время от исходного положения сначала отклоняется влево I—II (рис. 10, б), если смотреть па него со стороны ушка головки регулирующего механизма, что соответствует участку I—II на кривой перемещения точки д (см. рис. 9, д), потом конец поводка, соединенный со шпилькой перекидного поводка, перемещается параллельно ходу поршня тормозного цилиндра (участок кривой II—III), второй конец поводка, соединенный с вилкой кривошипа головки регулирующего механизма, в это время стоит на месте, а затем отклоняется вправо по кривой III—IV—V—VI (см. рис. 10, б), соответствующей участку III—IV—V—VI.
В это же время (рис. 10, в) кривошип головки регулирующего механизма вращается сначала по часовой стрелке (участок I—II), потом стоит па месте, пока точка д шпильки перекидного рычага перемещается параллельно оси тормозного цилиндра, проходя по кривой путь II—III (см. рис. 10, а), а затем после остановки кривошип перемещается против часовой стрелки (участок III—IV—V— VI).
Соответствующее перемещение сначала вправо II—I, а затем влево IV—III корпуса головки регулирующего механизма показано па рис. 10, г.
Стопорная пружина на участке I—II, соответствующем (рис. 10, д) кривой I—II движения точки д (см. рис. 10, а), находится в зацеплении со сцепным диском, т. е. включена и, работая, как храповик, вращает сцепной диск по часовой стрелке, затем на участке кривой II—III она стоит на месте, после чего выключается, находясь в свободном состоянии на участке III—V (см. рис. 10, а), проскальзывая в диске (участок кривой III—IV—V—VI на рис. 10, а).
Рис. 10. Общая кинематическая схема взаимодействия регулятора усл. № 276:
а — кривая перемещения точки д перекидного рычага и направление движения поршня L; б — направление отклонения поводка у головки регулирующего механизма; в — направление вращения кривошипа и корпуса головки; г — направление перемещения корпуса головки вдоль оси; д — положение стопорной пружины; е — положение конусов упорного кольца и неподвижной втулки; ж — действие регулирующей гайки при большом зазоре между колодками и колесами; з — то же при недостаточном зазоре
Конус упорного кольца отходит от конуса неподвижной втулки, образуя между ними зазор (рис. 10, е) на участке кривой 1—II—III—IV (см. рис. 10, а), далее указанные конусы прижимаются друг к другу, что соответствует заштрихованному участку I—IV—V—VI (см. рис. 10, е).
Регулирующая гайка (рис. 10, ж) на участке I—II— III—IV свертывается с винта (заштриховано), если зазоры между колодками и колесами меньше нормы и далее до конца торможения стоит на месте.
Регулирующая гайка (рис. 10, з) наворачивается незначительно на участке I—II и далее (участок II—III—IV— V—VI) стоит на месте при нормальных и больших зазорах между колодками и колесами. При отпуске тормоза поршень тормозного цилиндра возвращается в исходное положение, в обратном направлении перемещаются в основном и все рассмотренные элементы регулятора. Разница заключается только в том, что будет интенсивно навертываться регулирующая гайка на винт при большом зазоре между колодками и колесами (участок V—IV—III), так как стопорная пружина на всем этом участке включена. Или регулирующая гайка начнет навертываться на винт не сразу, а с какой-то другой точки (кривой на участке V—IV), которая будет соответствовать отходу колодок от колес. До отхода колодок от колес сцепной диск будет проскальзывать по муфте и регулирующая гайка будет стоять на месте.
Крайне важно уяснить, что роспуск рычажной передачи происходит в начале торможения, когда точка д проходит путь I—II—III—IV, а стягивание ее происходит при отпуске тормоза, когда точка д проходит путь V—IV—III.
Общая кинематическая схема дает полное представление о работе регулятора усл. № 276 при торможении и отпуске тормоза.