Содержание материала

Работа регулятора при нормальном зазоре между колодками и колесами. Тормозные колодки прилегают к колесам, когда центральная точка д находится в точке IV кривой (см. рис. 9). Исходное положение поршня тормозного цилиндра и кулисного механизма показано на рис. 9 — положение Г, а исходное положение регулирующего механизма — на рис. 6.
Процесс торможения. Поршень тормозного цилиндра в начале торможения делает ход (см. рис. 9 — положение Д), а точка д кулисного механизма проходит путь I—II, действуя через поводок на корпус регулирующего механизма. Последнему сообщается поступательное, а также вращательное движение по часовой стрелке, вследствие чего изменяется положение его деталей. При этом стопорная пружина 22 (см. рис. 6), раскручиваясь и увеличиваясь в диаметре, захватывает сцепной диск 11 и поворачивает его по часовой стрелке. Так как сцепная муфта 12 и диск 11 прижаты друг к другу усилием нажимной пружины 9 и усилие в тормозной рычажной передаче отсутствует, что соответствует положению, когда колодки не прижаты к колесам, вместе со сцепной муфтой вращается и регулирующая гайка 17, которая, наворачиваясь на винт 18, укорачивает на незначительную величину (0,2—0,6 мм) расстояние L (см. рис. 3) между горизонтальным и вертикальным рычагами. Одновременно благодаря тому, что кривошипная втулка 23 (см. рис. 6) своей ленточной резьбой 25 скользит по резьбе 24 неподвижной втулки 2, упорная втулка 21 нажимает на сцепной диск 11 и перемещает его по оси вправо вместе с шарикоподшипником 10, пружиной 9 и упорным кольцом 4. Поэтому конус 5 упорного кольца отойдет от конуса 6 неподвижной втулки и между ними образуется зазор.
На участке кривой II и III (см. рис. 9 — положение Е) вращательное и поступательное движение корпуса регулятора прекращается, так как ролик кулисного механизма скользит по поверхности б (см. рис. 9 — положение Д), параллельной оси тормозного цилиндра.
На участке кривой III—IV (см. рис. 9 — положение Е) движение корпуса механизма регулятора снова будет иметь два направления:
вращательное — против часовой стрелки, при котором стопорная пружина 22 (см. рис. 6) скручивается, уменьшаясь в диаметре, вследствие чего сцепной диск 11 перестает вращаться;
поступательное — влево по продольной оси благодаря наличию ленточных резьб на кривошипной 23 и неподвижной 2 втулках.
На этом участке кривой между конусами 5 и 6 имеется еще зазор, который исчезает, когда точка д окажется в точке IV (см. рис. 9 — положение Е).
Так как мы приняли, что тормозные колодки будут прижаты к колесам при ходе поршня Б2, когда положение точки д кулисного механизма будет соответствовать точке IV, то вблизи перед этой точкой, в момент прижатия колодок к поверхности катания колесных пар, появятся усилия в тягах тормозной рычажной передачи, которые передадутся от ушка 1 (см. рис. 6) и винта 18 на механизм регулятора через ленточную резьбу 24 втулки 2 на резьбу 25 втулки 23, втулку 21, диск 11, шарикоподшипник 10, нажимную пружину 9, упорное кольцо 4 и далее Через трубы 7 и 14, втулку 16 на регулирующую гайку 17, Под действием растягивающего усилия пружина 9 сожмется, диск 11 отойдет от сцепной муфты 12 и гайка 17 свернется с несамотормозящей резьбы винта 18.
Происшедшее при этом удлинение тормозной тяги будет незначительным (равное укорочению ее в начале торможения) потому, что положение хода поршня тормозного цилиндра быстро станет соответствовать точке IV (см. рис. 9 — положение Е), когда конусы 5 и 6 (см. рис. 6) упорного кольца и неподвижной втулки прижмутся друг к другу и поэтому свертывание гайки 17 с винта 18 прекратится. Кривошипная втулка при этом пройдет путь С—ЛК и обратно ЛК—С (см. рис. 7, а слева).
Если бы не было упругих деформаций в рычажной передаче, то дальнейшего движения поршня не последовало бы. Но так как они имеются, то поршень перемещается дополнительно на некоторую величину, зависящую от давления воздуха в тормозном цилиндре и конструкции рычажной передачи. Соответственно перемещается и точка д по кривой IV—V—VI (см. рис. 9 — положение Ж), но регулятор в это время работает как жесткий стержень, так как конусы упорного кольца и неподвижной втулки прижаты друг к другу.
Процесс отпуска. На участке кривой VI—V—IV при обратном движении поршня тормозного цилиндра тяги испытывают большое усилие (колодки прижаты) и поэтому конусы неподвижной втулки 2 (см. рис. 6) и упорного кольца 4 прижаты друг к другу. Но так как стопорная пружина 22 раскручивается, то диск II вместе с корпусом регулирующего механизма поворачивается по часовой стрелке, с одной стороны скользя по сцепной муфте 12, а с другой — вращаясь на шарикоподшипнике 10.
Регулирующая гайка так же, как сцепная муфта и упорное кольцо, вращаться не будет, поэтому изменений в длине тормозной тяги не произойдет. Регулятор работает как жесткий стержень.
При дальнейшем движении поршня тормозного цилиндра, когда точка д кулисного механизма совпадает с точкой IV (см. рис. 9 — положение Ж), колодки отойдут от колес.  Корпус механизма продолжает вращаться по часовой стрелке, но сцепной диск не скользит по муфте, а вращает ее благодаря силе трения, создаваемой между ними нажимной пружиной, и отсутствию усилий в тягах тормозной рычажной передачи. Поэтому регулирующая гайка навертывается на винт, что продолжается до тех пор, пока точка д кулисного механизма регулятора не возвратится в точку III.
При движении поршня, соответствующем участку кривой III—II, корпус регулирующего механизма стоит на месте, так как точка д перемещается параллельно оси тормозного цилиндра.
На участке кривой II—I поводок регулятора движется вправо и корпус регулирующего механизма перемещается по двум направлениям:
вращается против часовой стрелки, в результате чего стопорная пружина скручивается и сцепной диск останавливается;
влево поступательно по продольной оси, так как, вращаясь против часовой стрелки, корпус головки своей ленточной резьбой 25 (см. рис. 6) скользит по резьбе 24 неподвижной втулки. В этом же направлении на незначительную величину перемещаются диск, шарикоподшипник, нажимная пружина, упорное кольцо, муфта и регулирующая гайка, пока конус кольца не прижмется к конусу неподвижной втулки.
Каких либо изменений в длине рычажной передачи г.о время отпуска тормоза не происходит, так как незначительное укорочение расстояния L (см. рис. 3) между горизонтальным и вертикальным рычагами на участке кривой IV—III (см. рис. 9) компенсируется свертыванием гайки с регулирующего винта при следующем торможении.
Работа регулятора при недостаточном зазоре между колодками и колесам и. Тормозные колодки прилегают к колесам в то время, когда точка д (см. рис. 9) кулисного механизма не доходит до точки IV кривой I—II—III—IV—V—VI.

Процесс торможения.

При движении поршня тормозного цилиндра, когда точка д кулисного механизма перемещается по участку кривой I—IV, между конусами упорного кольца и неподвижной втулки все время имеется зазор. Так как зазор между колодками и колесами недостаточен, первые прижимаются ко вторым раньше, чем точка д кулисного механизма дойдет до точки IV. Вследствие этого в тормозных тягах рычажной передачи появляются растягивающие усилия (около 500 кг), которые через ленточные резьбы 24 и 25 (см. рис. 6) передаются на упорную втулку 21, диск 11, шарикоподшипник 10, пружину 9, упорное кольцо 4 и гайку 17, отчего пружина 9 сжимается, сцепной диск отходит от сцепной муфты и регулирующая гайка 17, ничем не удерживаясь, быстро свертывается с несамотормозящей резьбы винта 18. При этом рычажная передача распускается (см. рис. 7, а).
Когда точка д (см. рис. 9) кулисного механизма будет находиться в точке IV, конусы неподвижной втулки и упорного кольца вновь прижмутся, свертывание гайки с винта прекратится и регулятор станет работать как жесткий стержень, пока поршень не совершит полного хода при торможении (см. рис. 7, б).
Эффективный роспуск рычажной передачи свертыванием регулирующей гайки с винта обеспечивает установление нормального зазора между тормозными колодками и поверхностями катания колес при первом же торможении.
При последующих торможениях колодки будут прилегать к колесам, когда точка д перекидного рычага подойдет к точке IV (см. рис. 9) кривой I—II—III—IV—V—VI.

Процесс отпуска.

Так как при торможении регулятор обеспечивает необходимое удлинение расстояния L (см. рис. 3) между горизонтальным и вертикальным рычагами и колодки прилегают к колесам, когда точка д кулисного механизма находится в точке IV (см. рис. 9), то и при отпуске тормоза отход колодок будет соответствовать этому же положению. В остальном при отпуске тормоза регулятор совершает такую же работу, как и при нормальном зазоре между колодками и колесами.
Работа регулятора при чрезмерно большом зазоре между колодками и колесами. Тормозные колодки прилегают к колесам, когда точка д будет находиться вблизи точки V (см. рис. 9 — положение Ж) кривой I—II—III—IV—V—VI.

Процесс торможения.

При движении поршня тормозного цилиндра, когда точка д кулисного механизма перемещается по кривой I—IV, регулирующий механизм работает так же, как при нормальном зазоре между тормозными колодками и колесами.
На участке кривой IV—V—VI регулирующий механизм не будет испытывать тормозных усилий до тех пор, пока колодки не прижмутся к колесам. При движении поршня тормозного цилиндра корпус регулятора будет продолжать поворачиваться против часовой стрелки, но перемещаться

в продольном направлении не будет, так как ленточная резьба кривошипной втулки отойдет от резьбы неподвижной втулки. Между этими резьбами образуется большой зазор Л (см. рис. 7, б). При движении точки д (см. рис. 9 — положение Ж) на прямом участке кривой V—VI вращение корпуса регулятора прекратится, так как траектория движения точки д является параллельной оси тормозного цилиндра.
При наличии большого зазора между колодками и колесами поршень тормозного цилиндра при торможении совершает ход, превышающий нормальный.

Процесс отпуска.

При обратном движении поршня тормозного цилиндра точка д перемещается по кривой VI—V и регулирующий механизм в это время работает, как жесткий стержень.
Когда поршень тормозного цилиндра придет в положение (точка д находится около точки V), при котором тормозные колодки отойдут от колес, усилия в рычажной передаче исчезнут. При дальнейшем перемещении точки д по кривой V—IV корпус механизма, вращаясь по часовой стрелке, увлекает за собой пружину 22 (см. рис. 6). Последняя, раскручиваясь, вращает диск 11 и сцепную муфту 12, а значит и гайку 17, хотя зазора между конусом 6 втулки и конусом 5 упорного кольца может и не быть (см. рис. 7, в).
При навертывании регулирующей гайки 17 (см. рис. 6) на винт 18 расстояние между горизонтальным и вертикальным рычагами будет сокращаться, уменьшая зазор между тормозными колодками и колесами.
В процессе движения точки д (см. рис. 9) по кривой IV—III продолжается вращение кривошипной втулки по часовой стрелке и перемещение корпуса регулирующего механизма направо по продольной оси. Нажимная пружина 9, сжимаясь упорной втулкой 21, отодвигает упорное кольцо 4 от втулки 2, образуя зазор между конусами этих деталей. Но сцепной диск 11 пружиной 9 прижимается к сцепной муфте 12 (в тормозных тягах усилий нет), поэтому гайка 17 будет продолжать навертываться на винт 18 до тех пор, пока точка д не дойдет до точки III.
При дальнейшем перемещении поршня тормозного цилиндра до исходного положения работа кулисного и регулирующего механизмов не будет отличаться от работы регулятора при нормальном зазоре между тормозными колодками и колесами.

Если между тормозными колодками и колесами имеется большой зазор, то стягивание тормозной рычажной передачи посредством навертывания регулирующей гайки на винт происходит при движении точки д по кривой V—III. Это стягивание рычажной передачи, обеспечивающее установление нормального зазора между колодками и колесами, может быть получено при одном или нескольких торможениях. В первом случае при следующем торможении колодки будут прилегать к колесам тогда, когда точка д будет находиться в точке IV.
Во втором случае (очень большой зазор между колодками и колесами) нормальное положение тормозной рычажной передачи достигается посредством навертывания гайки регулятора при нескольких отпусках тормоза, которые следуют после соответствующих нескольких торможений.