Содержание материала

В отличие от рассмотренных бескулисных регуляторов регулятор Стопекс не имеет вращающихся деталей. Различные положения его регулирующего механизма в зависимости от работы механической части тормоза показаны на рис. 44.
Регулирующий механизм состоит из следующих основных деталей: корпуса 1, тягового стержня 2, регулирующего винта 3, на котором насажены разрезные гайки: вспомогательная 8, регулирующая 7 и предохранительная 10. Указанные гайки на винте 3 удерживаются браслетными пружинами. Между корпусом и тяговым стержнем справа расположена возвратная пружина 4, а слева между корпусом и стаканом 6 расположена буферная пружина 5, которая, воздействуя на гайку 8 и кольцо 9, прижимает их к упорному стержню 11, через который усилие буферной пружины 5 передается на торец стержня 2, нагруженного с другой стороны — справа усилием возвратной пружины 4.


Рис. 44. Регулятор Стопекс типа КМ:
а — исходное положение; б — начальный момент торможения — касание колодок; в — окончание торможения; г — начальный момент торможения при величине зазора между колодками и колесами меньше нормы; д — включение в работу предохранительной гайки

При нормальной величине зазора между колодками и колесами при торможении произойдет их соприкосновение и одновременно упор 13 привода подойдет к торцу корпуса 1 регулятора, который, изменив направление движения, начнет перемещаться влево навстречу тяговому стержню 2 и сожмет возвратную пружину 4, образуя зазор b (рис. 44, б).          
Тяговый стержень 2, перемещаясь дальше вправо, соединяется с гайкой 7 и винтом 3 в жесткое соединение до конца торможения. Вспомогательная гайка 8 в это время проскальзывает по винту 3 вследствие возникших усилий между нарезками винта  3 и гайки 8. При этом расстояние между втулкой 12 и регулирующей гайкой 7 увеличится (& + с) за счет износа колодок и деформации рычажной передачи (см. рис. 44, в).
При отпуске тормоза стержень 2 вместе с винтом 3 перемещается влево в свое исходное положение. Вспомогательная гайка 8 перемещается вместе с винтом 3 влево до тех пор, пока она не упрется в буферный стакан 6, увлекаемый движением корпуса регулятора 1 вправо, после чего гайка 8 начнет проскальзывать по винту 3 до тех пор, пока действует тормозное усилие. Когда тормозное усилие исчезнет (колодки отойдут от колес), гайка 8 перестанет проскальзывать по винту 3 и гайка 7 или займет свое исходное положение на винте 3 при нормальных зазорах, или переместится в сторону вспомогательной гайки 8 на величину, соответствующую износам колодок.
При величине зазоров больше нормы в процессе торможения вспомогательная гайка 8 продвинется на соответственно большую величину по регулирующему винту 3 влево. При отпуске тормоза гайка 7 переместится по винту 3 также влево на эту же величину, зазор между колодками и колесами станет нормальным, соответственно установленному размеру А (см. рис. 44, о).
При величине указанных зазоров меньше нормы регулирующий механизм начнет воспринимать тормозные усилия раньше, чем упор 13 привода коснется торца корпуса. Между торцом корпуса 1 и стержнем 2 образуется зазор b (рис. 44, а). Если корпус регулирующего механизма перемещается вместе с тяговым стержнем вправо, а регулирующая гайка 7 прижата к торцу втулки 12, то обе гайки 7 и 8, раскрываясь, проскальзывают по нарезке винта 3, увеличивая длину продольной тяги до тех пор, пока торец корпуса / не упрется в упор 13 привода и не изменит направление своего движения.
После этого работа регулятора при торможении и отпуске происходит точно так же, как и при нормальных зазорах, только рабочая длина винта 3 после отпуска станет
больше, чем до торможения, и зазоры будут соответствовать установленному расстоянию А (см. рис. 44, а).
Если привод отсутствует, то проскальзывание гаек 7 и 8 будет происходить до тех пор, пока предохранительная гайка 10 своим конусом не войдет в соответствующее место тягового стержня (рис. 44, д). При этом положении регулирующий винт 3, гайка 10 и тяговый стержень 2 образуют жесткую тягу и тормозное усилие будет восприниматься предохранительной гайкой 10.
В процессе работы гайки 7 и 8 регулятора Стопекс проскальзывают по винту 3, в результате чего их нарезка сравнительно быстро изнашивается. Причем износ этот снаружи не виден, поэтому в данной конструкции регулятора необходимо иметь предохранительную гайку 10.
Подобной гайки регуляторы типа DRV и усл. № 536 не имеют и при отсутствии или неисправности привода регулирующие механизмы распускают рычажную передачу на всю рабочую длину нарезки винта. Регулятор типа DRV распускает рычажную передачу за несколько торможений, а регулятор усл. № 536 — при первом торможении. Регуляторы усл. № 536 и Стопекс распускают рычажную передачу, при первом торможении, регулятор типа DRV только при втором торможении.

Если ход поршня тормозного цилиндра превышает величину сжатия возвратной пружины до соприкосновения витков, то привод бескулисного регулятора, воспринимая тормозные усилия, на которые он не рассчитывается, будет поврежден (сломан упор или погнута тяга). Если это произошло в пути следования вагона с бескулисным регулятором типа DRV или усл. № 536, то тормоз должен быть выключен, пока привод не будет восстановлен. Поэтому при исходном регулировании рычажной передачи или смене тормозных колодок необходимо следить, чтобы величина хода поршня не превышала установленной нормы.