Содержание материала

Регулирующий механизм регулятора типа DRV (рис. 40) состоит из: корпуса 7; тягового стержня 2, соединенного ушком 18 с шарниром горизонтального рычага; возвратной пружины 5; стопорного кольца 4; стопорной втулки 5 и пружины 6; тяговой втулки 7; пружины 8; регулирующей гайки 9, сочлененной с несамотормозящим винтом 13.
Слева (на рисунке) в корпусе 1 располагается буферный комплект, включающий в себя вспомогательную гайку 12, сочлененную также с регулирующим винтом 13, шарикоподшипник 14, буферную пружину 11 и упорный буферный стакан 10.
Принцип работы регулятора заключается в следующем. Обе гайки 9 и 12 навинчены на несамотормозящую нарезку регулирующего винта 13. Положение гайки 9 определяет длину L (см. рис. 39) регулятора вместе с тормозной тягой. 

Она навертывается на винт 13, укорачивая длину рабочего хода винта, если требуется уменьшить зазор между колодками и поверхностью катания колесных пар, или свертывается с винта, увеличивая длину рабочего хода винта, когда требуется увеличить указанный зазор.
Вспомогательная ганка 12 может следовать за корпусом 1 влево под действием упора 17 привода и за счет сжатия возвратной пружины 3. Гайка 12 вместе с буферной пружиной 11 и стаканом 10 перемещается влево при сокращении рабочего хода нарезки винта, а затем ограничивает перемещение в этом же направлении регулирующей гайки 9. При увеличении рабочего хода винта буферное устройство сначала подготовляет роспуск рычажной передачи, а при втором торможении обеспечивает свинчивание регулирующей гайки 9 с винта 13.
Таким образом поддерживается постоянной величина зазора между колодками и колесами, соответствующая контрольному размеру А, между упором 17 привода и торцом корпуса 1 в отпущенном состоянии тормоза. Величина размера А может быть отрегулирована па желаемую величину зазора.
Действие регулятора при нормальном зазоре между колодками и колесами изображено на рис. 40 четырьмя схемами.
На рис. 40, а показано исходное положение регулирующего механизма при отпущенном состоянии тормоза. Возвратная пружина прижимает стопорное кольцо 4 к втулке 5, а также конус вспомогательной гайки 12 к конусной поверхности корпуса 1. Регулирующая гайка 9 своим правым конусом прижата к тяговой втулке 7. Размер А соответствует зазору между колодками и колесами.
На регулятор действуют только усилия от собственного веса, рычажной передачи, тормозные усилия отсутствуют.
На рис. 40, б приведено положение регулирующего механизма в начальный момент торможения. При этом колодки подводятся до соприкосновения с колесами и одновременно с этим упор привода 17 приходит в соприкосновение с торцом корпуса 1, который к этому моменту переместился вправо на величину, равную зазору А. Вслед за этим от нажатия колодок начинают развиваться тормозные усилия и регулирующая гайка 9 левой конической поверхностью соприкасается с левым конусом стопорной втулки 5.
Так происходит действие регулятора при малой ступени торможения. Усилия при этом передаются через ушко 18, тяговый стержень 2, втулки 7 и 5 гайке 9, а также регулирующему винту 13.

Регулирующий механизм при полном (ступенчатом, служебном или экстренном) торможении показан па рис. 40,в. В этом случае усилия в рычажной передаче и соответствующие им упругие деформации частей рычажной передачи увеличиваются. Усилие стержня 2 передается на тяговую втулку, которая сжимает пружину 6, а буртик тягового стержня 2, действуя через упорный подшипник 16, выводит стопорное кольцо 4 из зацепления с правым коническим седлом стопорной втулки 5. Увеличение хода поршня тормозного цилиндра продолжается до тех пор, пока величина давления воздуха в цилиндре не достигнет максимального значения.
За это время части тягового узла (ушко, стержень, втулки, регулирующая гайка, винт) передвигаются слева направо дополнительно на величину. Корпус регулятора при этом, нажимая на упор 17 привода, стоит на месте, но детали тягового узла внутри корпуса, перемещаясь вправо, сжимают возвратную пружину 3 и стремясь увлечь вправо также вспомогательную гайку 12, разъединяют конусное соединение указанной гайки с корпусом. При дальнейшем перемещении регулирующего винта 13 вправо гайка 12, оставаясь на месте, начинает под действием усилия пружины // вращаться, навертываясь по резьбе регулирующего винта 13. Для предохранения при этом от вращения пружины 11 между последней и бортом гайки 12 расположен упорный подшипник 14.
Меж^у буферным стаканом 10 и регулирующей гайкой 9 образовался зазор е, равный дополнительному перемещению вправо деталей тягового узла в результате наличия деформаций в рычажной передаче.
На этом заканчивается работа регулирующего механизма при полном (максимальном) торможении.
Работа регулирующего механизма при отпуске тормоза показана на рис. 40, г. Когда давление в тормозном цилиндре уменьшается, поршень и части рычажной передачи начинают по мере уменьшения действующих усилий двигаться в обратном направлении. Детали тягового узла внутри корпуса двигаются теперь влево. При этом сохраняющиеся в тяговом узле усилия удерживают возвратную пружину 3 в сжатом состоянии, а стопорное кольцо 4 в расцепленном от стопорной втулки 5 состоянии (между конусами их имеется зазор).

Вспомогательная гайка 12 в это время находится в зацеплении с корпусом 1, так как винт 13 перемещается влево. Такое перемещение винта заставляет гайку 12 снова вращаться, по на этот раз уже в обратном направлении, т. е. против часовой стрелки. Вместе с гайкой 12 вращаются находящийся с ней в сцеплении корпус 1, пружина 3 и стопорное кольцо 4, опирающееся па шарикоподшипник 16, а также буферная пружина 11 с упорным стаканом 10, который упирается в выступ корпуса 1, но пока не касается регулирующей гайки 9.
При этом вращении пружина 3 разжимается и в то же время удерживает корпус 1 в соприкосновении с упором 17 привода.
До тех пор, пока в частях рычажной передачи сохраняется напряжение, достаточное для удержания стопорного кольца 4 в расцепленном состоянии, регулирующая гайка 9 надежно удерживается на винте 13.
Любые изменения в величине тормозного усилия в процессе регулировочных ступеней торможения и отпуска вызывают только вращение вхолостую вспомогательной гайки 12 попеременно в одном и в другом направлении, причем во вращении против часовой стрелки участвует также и корпус 1. Такое вращение гайки 12 предотвращает изменение расстояния между горизонтальным и вертикальным рычагами. Это расстояние (рабочий ход винта) может изменяться только в зависимости от изменения величины зазора между колодками и колесами.
Когда тормозное усилие исчезает, происходит полный отпуск (см. рис. 40, а), тогда пружина 6 (см. рис. 40, г) возвращается в исходное положение, стопорное кольцо 4 становится в зацепление со стопорной втулкой 5.
В этот момент прекращается дальнейшее вращение корпуса 1 и вспомогательной гайки 12. Если величина зазоров находится в норме, то момент сцепления стопорного кольца 4 совпадет с моментом соприкосновения регулирующей гайки 9 со стаканом 10 буферной пружины 11. В этот момент движение гайки 9 влево приостанавливается, а ушко шарнира 18 со стержнем 2 и стопорная втулка 5 продолжают движение влево до тех пор, пока коническое седло тяговой втулки 7 не войдет в сцепление с взаимодействующим с ним правым коническим седлом ганки 9 и не предохранит ее от вращения.
После этого весь регулятор как одно целое движется влево до восстановления расстояния А между торцом корпуса 1 и упором 17 (см. рис. 40, а) привода.

Действие регулятора при большом зазоре между колодками и колесами показано на рис. 41.
На рис. 41, а приведено исходное положение регулирующего механизма, которое ничем не отличается от того же положения (см. рис. 40, а) при нормальной величине зазора между колодками и колесами.
На рис. 41, б показана первая фаза работы регулятора при торможении, когда все его части двигаются как одно целое вправо до исчерпания зазора А (см. рис. 41, а) между корпусом 1 (см. рис. 41, б) и упором 17 привода. Так как зазор между колодками и колесами слишком велик, то в момент соприкосновения корпуса 1 с упором 17 тормозные колодки еще не прикоснулись к колесам и тормозные усилия отсутствуют.
При дальнейшем перемещении ушка 18 (см. рис. 41) вправо вместе с ним двигаются в том же направлении тяговый стержень 2, втулки 7 и 5, а также регулирующая гайка 9, которая стала в зацепление левым конусом с втулкой 5. Вместе с гайкой 9 перемещается вправо и регулирующий винт 13, возвратная же пружина 3 сжимается на величину I.
Вспомогательная гайка 12, удерживаемая от осевого перемещения упорным подшипником 14, прижимаемым к ней буферной пружиной 11, наворачивается на винт 13, перемещаясь в осевом направлении влево на ту же величину I.
Когда тормозные колодки прижмутся к колесам и в рычажной передаче возникнут тормозные усилия, пружина 6 сжимается и стопорное кольцо 4 отходит от стопорной втулки 5.
Этим заканчивается работа регулирующего механизма при торможении и слишком большом зазоре между колодками и колесами.
В начале отпуска тормоза по мере уменьшения усилия в тягах и происходящего вместе с тем движения в обратном направлении поршня тормозного цилиндра и рычажной передачи происходит вращение вхолостую против часовой стрелки вспомогательной гайки 12 вместе с корпусом 1 и пружиной 3, как это было описано выше (см. рис. 40, г). Когда большие тормозные усилия, передаваемые через регулятор, исчезнут и произойдет сцепление стопорного кольца 4 (см. рис. 41, в), а также втулки 5, прекращающее дальнейшее вращение корпуса 1 и вспомогательной гайки 12, прекращается также движение влево регулирующего винта 13.


Рис. 41. Схема действия регулятора типа DRV (работа при больших зазорах—стягивание)

Ушко 18 шарнира, тяговый стержень 2, а также тяговые втулки 5 и 7 продолжают двигаться влево. Регулирующая гайка 9 тоже двигается влево по винту 13 под действием давления пружины 8, передаваемого через упорный шарикоподшипник 15 (см. рис. 41, г). Это движение гайки 9 по винту 13 влево, сопровождаемое вращением гайки 9 по часовой стрелке, продолжается до тех пор, пока гайка не упрется в торец стакана 10.
Вслед за этим коническое седло втулки 7 вступает в сцепление со взаимодействующим с ним правым седлом гайки 9 и гайка блокируется в этом положении, после чего весь регулирующий механизм как одно целое продолжает движение влево. Корпус 1 отходит от упора 17 привода до тех пор, пока в момент полного отпуска тормоза не будет восстановлено расстояние А между корпусом и упором привода.
Таким образом происходит сокращение зазора между колодками и колесами на величину, которая в точности соответствует существующей до торможения избыточной величине зазора.

Рис. 42. Схема действия регулятора типа DRV (работа при зазорах меньше нормы— роспуск)

Работа регулятора при зазорах меньше нормы показана на рис. 42. Исходное положение (см. рис. 42, а) такое же, как и при нормальной величине зазора между колодками и колесами. Работа регулятора от исходного положения до начала торможения, т. е. до момента соприкосновения тормозных колодок с колесами, показана на рис. 42, б. В течение этого периода все части регулятора движутся вместе с ушком 18 и регулирующим винтом 13 вправо, пока он не будет остановлен в результате начала прижатия колодок к колесам. В этот момент торец корпуса 1 еще не дошел до упора 17 головки привода и между ними остается расстояние т, зависящее от величины, на которую зазор между колодками и колесами меньше нормы. В это время стопорная втулка 5 прижимается к левой конической поверхности регулирующей гайки 9 и этим стопорит гайку на регулирующем винте. Ушко прошло расстояние вправо, равное А — т. На рис. 41, в показан регулятор при полном торможении. Возникающее усилие в тормозной рычажной передаче передается через тяговый стержень 2, тяговую втулку 7, пружину 6, стопорную втулку 5 и гайку 9 на регулирующий винт 13. Пружина 6 сжимается, между стопорным кольцом 4 и втулкой 5 образуется зазор и под действием пружины 3 корпус 1 вместе со вспомогательной гайкой, вращаясь на шарикоподшипнике 14 против часовой стрелки, передвигаются вправо до упора 17 привода. При перемещении указанных частей по регулирующему винту 13 вправо пружина 11 соответственно сжимается и в момент касания торца корпуса в упор привода между буртиком буферного стакана 10 и внутренним упорным буртиком корпуса 1 образуется зазор т, который переходит в комплект вспомогательной гайки 12.
Рис. 41, а соответствует отпуску тормоза. В процессе отпуска тормоза после рассмотренного перемещения против часовой стрелки вспомогательной гайки 12 по винту 13 наступает момент, когда усилие в тормозной рычажной передаче исчезает, т. е. становится менее усилия сжатия пружины 6, пружина 6 разжимается, происходит сцепление стопорного кольца 4 с правым конусом втулки 5.
Вращение вспомогательной гайки 12 и корпуса 1 регулятора прекращается и правая конусная поверхность гайки 9 соприкасается с конусом втулки 7. После этого весь регулятор как одно целое двигается влево на оставшуюся величину хода поршня. При этом к моменту полного отпуска и возвращению поршня тормозного цилиндра в исходное положение расстояние между торцом корпуса 1 и упором 17 привода будет равно А—т, а зазор т в комплекте вспомогательной гайки сохраняется.
На рис. 41, д показан первый момент торможения, соответствующий прижатию тормозных колодок к поверхностям катания колесных пар при следующем (втором) торможении.
При свободном ходе поршня тормозного цилиндра все части регулятора перемещаются вправо как одно целое, пока это движение не будет приостановлено в момент прижатия тормозных колодок к колесам. С этим почти совпадает момент соприкосновения торца корпуса 1 с упором 17 привода. Положение корпуса 1 относительно винта 13 не меняется и стопорное кольцо 4 остается в сцепленном положении — пружина 6 еще не сжата и зазор между конусами стопорного кольца 4 и втулки 5 отсутствует.
При дальнейшем нарастании усилий в тормозной рычажной передаче роспуск рычажной передачи при втором торможении происходит следующим образом (рис. 41, д, е).
Ушко шарнира 18, тяговый стержень 2 и тяговая втулка 5 продолжают свое движение вправо, втулка 5 своей конусной поверхностью отходит от правого конуса регулирующей гайки 9 и между ними образуется зазор. Сжатая при первом торможении пружина 11 разжимается и передвигает регулирующую гайку 9 вправо, которая наворачивается на винт 13 против часовой стрелки (если смотреть на регулятор со стороны тормозного цилиндра).
Причем гайка 9, а с нею вместе буферная пружина 12 и стакан 10 вращаются на упорных подшипниках 14 и 15.
В своем движении вправо регулирующая гайка 9 следует за стопорной втулкой 5. Когда зазор т между буртиками стакана 10 и корпуса 1 будет исчерпан (исчезнет), давление пружины 11 на регулирующую гайку 9 прекратится. Конус стопорной втулки 5 соединится с левым конусом гайки 9 и дальнейшее действие регулятора будет происходить так же, как описано раньше (см. рис. 40, б, в и г).
Из сказанного видно, что в конечном итоге длина между горизонтальным рычагом, соединенным с ушком 18, и вертикальным, соединенным с тягой регулирующего винта, увеличится в точности на величину т, соответствующую величине недостаточности зазора между колодками и колесами. Таким образом, в результате действия регулятора при втором торможении восстанавливается нормальная величина зазора между колодками и колесами.