Содержание материала

Регулятор тормозной рычажной передачи усл. № 536 Первомайского завода (рис. 45) состоит из регулирующего винта 2 с несамотормозящей нарезкой, на котором расположены две гайки — регулирующая 6 и вспомогательная 25. Гайка 6 системой фрикционных сцеплений соединена с тяговым стержнем 33, а вспомогательная гайка 25 фрикционным конусным сцеплением соединена с головкой 3 корпуса 18 регулятора. На стержне 33 установлено кольцо 22, связанное с ней штифтом 20, входящим в продольную канавку трубы.
В исходном положении возвратная пружина 32 головку 3 корпуса 18 прижимает к вспомогательной гайке 25, а упорную шайбу 5 — к регулирующей гайке 6. Пружина 30 прижимает друг к другу фрикционные поверхности втулки 8 и наконечника 28, пружина 31 прижимает тяговый стакан 29 через втулку 8 к гайке 6, сжимая пружину 26, возвратная пружина 32 прижимает стопорное кольцо 16 к втулке 13. В исходном положении регулятор представляет собой довольно жесткую систему и не должен реагировать на кратковременные усилия, возникающие в связи с динамическими воздействиями вагонов при соударениях во время движения поезда и маневровых работах.
В регуляторе усл. № 536 в отличие от регулятора типа DRV зазор между колодками и колесами регулируется расстоянием А, которое берется также от упора 23 привода, но не до торца корпуса, а до торца специального кольца 22.
Работа регулятора при нормальных зазорах происходит так.
При торможении упор 23 привода, встречая на своем пути торец кольца 22, сдвигает его вдоль тягового стержня 33 и прижимает левой конусной поверхностью к конусной поверхности конусной втулки 19. В течение всего периода торможения корпус 18 регулятора через конусные поверхности втулки 19 и кольца 22 со штифтом 20 находится в соединении с тяговым стержнем 33, допускающим в этом случае лишь осевое перемещение корпуса 18 регулятора вдоль тягового стержня 33.

Расстояние А отрегулировано таким образом, что момент касания упора 23 привода с торцом кольца 22 совпадает с моментом первоначального прижатия тормозных колодок к колесам, а с возрастанием тормозного усилия в рычажной передаче происходит натяжение всей системы регулирующего механизма и взаимное осевое перемещение его деталей.
Поскольку усилие пружины 30 больше усилия возвратной пружины 32, тяговый стержень 33, перемещаясь относительно регулирующего винта 2 вправо, через наконечник 28, шарикоподшипник 10, пружину 30, шайбу 12, пружину 31, перемещает вправо тяговый стакан 11. После сцепления конусов стакана 11 и регулирующей гайки 6 перемещение стакана 11 прекращается и происходит сжатие пружины 30 через подшипник 10 и перемещение тягового стержня 33 до сцепления конусов наконечника 28 и тягового стакана 29.
Свинчивание гаек и вращение деталей во время этих перемещений пока не происходят, так как в это время регулирующая 6 и вспомогательная гайка 25 связаны с тяговым стержнем 33 фрикционным сцеплением гайки 6 со стаканом 11.
При большем возрастании тормозных усилий происходит дальнейшее движение вправо тягового стержня 33, который, сжимая пружины 30 и 31, перемещает вправо тяговый стакан 29 до упора шайбы 12 во втулку 13. При этом тяговый стержень 33 через кольцо 14 и шарикоподшипник 15 передвинет вправо стопорное кольцо 16, разъединив его конусное соединение со стопорной втулкой 13. Одновременно упор 23 привода через кольцо 22 перемещает корпус 18 регулирующего механизма влево, сжимая возвратную пружину 32. Головка 3 корпуса 18 отходит от конусной поверхности вспомогательной гайки 25, которая, подпираемая подшипником 4 и упорной шайбой 5, будет наворачиваться по часовой стрелке по нарезке регулирующего винта 2 на величину деформации рычажной передачи. Регулирующая гайка 6 не вращается, так как она остается по-прежнему соединенной с тяговым стержнем 33 фрикционным сцеплением деталей 6 и 11, 28 и 29, детали же 11 и 28 соединены между собой через штифт 9, допускающий лишь их взаимное перемещение в осевом направлении.
В процессе отпуска тормоза при снижении давления в тормозном цилиндре тормозные усилия уменьшаются. Упор 23 привода с кольцом 22 и корпусом 18 двигается вправо, замыкая конусное соединение между вспомогательной гайкой 25 и крышкой 3 корпуса 18 регулирующего механизма. Вследствие уменьшения упругих деформаций упор 23 привода вместе с кольцом 22 продолжают перемещение вправо, размыкая фрикционное соединение деталей 19 и 22. Поскольку между стопорным кольцом 16 и втулкой 13 имеется зазор, корпус 18 вместе с гайкой 25 свинчиваются с регулирующего винта 2 под действием пружины 32, следуют за упором 23 привода без образования зазора между коническими поверхностями деталей 19 и 22.
По мере снижения тормозных усилий в рычажной передаче пружины 30 и 31 замкнут конусное сцепление стопорного кольца 16 и втулки 13. Корпус 18, прекратив вращение, застопорит вспомогательную гайку 25, зафиксировав ее первоначальное положение на регулирующем винте 2. Когда действие тормозных усилий прекратится, тяговый стержень 33 и стакан 29 под действием усилий пружин 30 и 31 переместятся до упора во втулку 8, размыкая фрикционное соединение деталей 28 и 29.
Если между торцами упорной шайбы 5 и гайкой 6 останется зазор в результате износа колодок за одно торможение, то вследствие освобождения фрикционного сцепления между стаканом 11 и регулирующей гайкой 6 пружина 26 переместит гайку 6 до упора в шайбу 5, компенсируя износ за одно торможение.
При величине зазора между колодками и колесами больше установленной нормы весь процесс работы регулятора происходит точно так же, как и при нормальном зазоре, с той лишь разницей, что вспомогательная гайка 25 при торможении перемещается (вращаясь по часовой стрелке) по регулирующему винту 2 не только на величину упругой деформации, но и на ту величину, на которую нужно сократить рычажную передачу до установленной нормы.
В процессе отпуска тормоза и прекращения действия тормозного усилия вспомогательная гайка 25 фиксируется на регулирующем винте 2 с таким расстоянием между торцами шайбы 5 и гайки 6, на которое нужно сократить рычажную передачу. Регулирующая гайка 6 под усилием пружины 26 навертывается (по часовой стрелке) на винт 2 до упора гайки 6 в торец шайбы 5, сократив тем самым длину рабочего хода винта 2 до установленной нормы.
При величине зазора между колодками и колесами меньше установленной нормы, если рычажная передача затянута (например после смены колодок), то тормозное усилие появится раньше, чем привод 23 подойдет к торцу стопорного кольца 22. Сцепления конусных поверхностей деталей 22 и 19 не произойдет. 

В этом случае левое сцепление детали 8 с гайкой 6 и правое детали 28 с деталью 8 разомкнутся и гайки 6 и 25 вместе со стаканом 11, корпусом 18 и всеми пружинами получают возможность вращаться против часовой стрелки на подшипнике 10, свинчиваясь по несамотормозящей резьбе регулирующего винта 2. Свинчивание гаек 6 и 25 будет продолжаться до тех пор, пока правым концом торца корпус 18 не подойдет к упору привода 23 и не произойдет соприкосновения конусных поверхностей деталей 19 и 22.
Дальнейшая работа регулирующего механизма будет проходить при торможении и отпуске тормоза аналогично случаю с нормальным зазором между колодками и поверхностями катания колесных пар.
Если при торможении за счет повышенного скачка давления произошло сцепление фрикционных конусов деталей 28 и 29 и рычажная передача не распустилась до установленной величины, то в процессе отпуска тормоза после расцепления фрикционных конусов деталей 28 и 29 произойдет аналогично описанному выше роспуск рычажной передачи.