Содержание материала

На рис. 108 показано оборудование I позиции комплексномеханизированной линии ремонта крытых вагонов. Кузов вагона, поступивший на эту позицию, поднимается, из-под него выкатываются тележки, взамен которых подкатывают отремонтированные. Механизация подъемки кузова вагона для выкатки и подкатки тележек осуществляется четырьмя стационарными электрифицированными домкратами грузоподъемностью 10 тс каждый, прочно установленными на фундаменте 9. Каждая пара домкратов приводится в действие электродвигателем мощностью 4,5 кВт. Домкраты работают синхронно.
Каждый домкрат состоит из сварного корпуса 1, винта 5, подъемной гайки 3 и шарнирно прикрепленного к ней откидного хобота 2. Для поворота хобота на корпусе установлен упор 4. На нижний конец винта 5 насажена коническая шестерня 6, входящая в зацепление с конической шестерней 7 правого передаточного вала 10, опирающегося на подшипник 8 и соединенного с редуктором 12 через муфту 11. С другой стороны к редуктору муфтой 13 присоединен вал 15, передающий вращение винту левого электродомкрата 1. Редуктор и передаточные валы расположены под направляющими швеллерами конвейера 14, рельсами 16 и настилом 17.
Электродомкраты работают следующим образом. После подачи вагона на позицию автоматически от командоаппарата включается реверсивный электродвигатель, который приводит в движение редуктор и передаточные валы 10 и 15, а последние в свою очередь винты электродомкратов 1 и 11. Винты, вращаясь, заставляют подниматься вверх гайки и прикрепленные к ним хоботы, а тем самым поднимают кузов вагона на необходимую высоту.

Электрифицированные домкраты
Рис. 108. Электрифицированные домкраты

При опускании кузова электродвигатель автоматически переключается на обратный ход, заставляя редуктор, передаточные валы и винты электродомкратов вращаться в обратном направлении. При этом гайки электродомкратов с хоботами перемещаются вниз, опуская тем самым кузов вагона тележки. Освободившись от кузова, хобот домкрата продолжает движение вниз и, дойдя до упора 4, убирается в корпус 1, обеспечивая свободный проход кузова вагона между домкратами при передвижении вагона на следующую позицию.
Механизация выкатки и подача отремонтированных тележек под кузов осуществляются при помощи откаточной установки (рис. 109). Откаточная установка представляет собой самостоятельный участок грузоведущего конвейера, смонтированного параллельно главному конвейеру. Тяговая система установки состоит из автозахвата 7 и толкателя 8, укрепленных на одной раме, и второго толкателя 16. К раме автозахвата прикреплены две втулки 5, в которых свободно скользит тяга 4, а за захватом 7 она присоединяется к вспомогательной тележке 3. Тяговая система перемещается приводным механизмом при помощи тросов 2 и 19. Приводной механизм размещен в бетонной камере 13 на металлическом основании 14. Трос 2, проходящий через блок 1, намотан на барабан 9, а трос 19, проходящий через блок 20, закреплен на другом конце барабана 9.
На направляющей металлоконструкции 18, в левом ее конце, установлены подъемные планки 6 для выхода автозахвата при выкатке тележек из-под вагона, а в правом — планки 17 для удаления его при обратном ходе.
Как только завершается подъемка кузова на нужную высоту и тележки вагона окажутся свободными, включается в работу конвейер откаточной установки. Электродвигатель 12 через редуктор 11 и зубчатую передачу 10 вращает барабан 9. Вращаясь, этот барабан отпускает трос 2 и одновременно наматывает трос 19, сообщая при этом правое движение автозахвату 7. Крюк автозахвата упирается в ось колесной пары первой тележки и вместе со второй тележкой выкатывает ее из-под кузова вагона. В это время под перекрытием металлоконструкции конвейера рамка автозахвата 7 благодаря скользящей тяге 6 подходит вплотную к рамке 15 второго толкателя и также передвигает его в правое крайнее рабочее положение.


Рис. 109. Схема откаточной установки


Рис. 110. Приспособления для снятия и постановки поглощающих аппаратов и корпуса автосцепки

При подкатке отремонтированных тележек под кузов вагона толкатель 8 сообщает движение первой тележке и перемещает ее в направлении поднятого вагона. Как только автозахват подойдет к регулируемому упору, на левом конце скользящей тяги 4 придет в движение второй толкатель 16 и захватит вторую тележку, перемещая ее под кузов вагона. После того как подкатываемые тележки займут отведенное им место под кузовом вагона, тяговая система конвейера автоматически останавливается, захваты и толкатели освобождаются от осей колесных пар, а откаточная установка оказывается готовой для следующего цикла работ.
Скорость движения тележек при откатке 14-20 м/мин. Управляется откаточная установка от одного пульта управления, расположенного в средней зоне позиции рядом с пультом управления домкратами подъемки кузова вагона.
Механизация снятия и постановки поглощающих аппаратов и автосцепки осуществляется при помощи специальных приспособлений, установленных на III позиции поточной линии. Одно из двух комбинированных приспособлений предназначено для снятия с вагона частей автосцепки (рис. 110, а), а второе — для постановки на вагон отремонтированных автосцепок и фрикционных аппаратов с хомутами (рис. 110, б). Каждый комплект механизированного приспособления состоит из колонны 6, верхней поворотной балки 1 с подвешенным к ней пневматическим подъемником 2 и захватами 3. На колонне смонтирована поворотная балка 4, где укреплена на роликах тележка 7 с гидравлическим подъемником 5 для снятия или постановки поглощающих аппаратов. Для постановки автосцепки на вагон рабочий надевает на нее захват 3 и пневматическим подъемником 2 поднимает и подводит к торцу рамы вагона. Удерживая автосцепку в горизонтальном положении, направляет и вводит хвостовик корпуса в отверстие розетки. Когда хвостовик полностью войдет в розетку, снимается захват и подъемник отводят в сторону. Снятие автосцепки с вагона производят в обратном порядке.
Основными показателями, характеризующими работу пневматических подъемников, являются: усилие на штоке, длина хода штока и диаметр полости цилиндра.
Усилие на штоке поршневого пневматического подъемника подсчитывают по формулам:
при двустороннем действии

при одностороннем действии

где р — давление воздуха, поступающего в цилиндр, кгс/см2;
D — диаметр внутренней полости цилиндра, см;
Q — сопротивление возвратной пружины, кгс.

На рис. 111 показана схема пневматического приспособления для снятия поглощающих аппаратов. Тележка с подъемником подвешена на швеллерах нижней поворотной балки и легко передвигается на четырех роликах 1. На раме 2 этой тележки размещены два подъемных пневматических цилиндра 3, к штокам которых прикреплен сварной корпус приспособления, имеющий четыре упорные стойки 5. В корпусе закреплены рабочий пневмогидравлический цилиндр 19, два поддерживающих пневматических цилиндра 6, пневмогидравлический насос 18, гидравлический резервуар 17 и крап управления 12. К штоку рабочего цилиндра 19 присоединен специальный захват 10 с клиновым затвором 8, управляемым небольшим пневмоцилиндром 7. 

Рис. 111. Схема пневматического приспособления для снятия поглощающих аппаратов
Управление работой пневматических и пневмогидравлических цилиндров подъемника производится рукояткой 13, соединенной с краном 12, который при помощи пяти кулачков 11, укрепленных на валу 14, и клапанов 15 питает систему цилиндров сжатым воздухом.
После установки подъемника под вагоном в месте размещения поглощающего аппарата слесарь ставит рукоятку 13 крана 12 в положение I. Сжатый воздух через клапаны устремится в подъемные цилинд ры 3, в результате все четыре упорные стойки 5 поднимутся и плотно подойдут к горизонтальным полкам хребтовой балки рамы вагона. При повороте рукоятки в положение II штоки поддерживающих цилиндров 6 поджимают хомут автосцепки, предохраняя поглощающий аппарат от выпадания после снятия поддерживающей планки. Далее рукоятку поворачивают в III положение и сжатый воздух наполняет нижнюю полость рабочего цилиндра 19, его шток поджимает захватом 10 планку, поддерживающую автосцепку, а в это время рабочий отвертывает крепящие ее болты. При возвращении рукоятки 13 в положение II планка автосцепки опускается и рабочий снимает ее с приспособления. Производится повторный поворот крапа в положение III и захват 10 входит в зацепление с нижней полкой хомута автосцепки. При повороте рукоятки крана в положение IV сжатый воздух заполняет цилиндр 7 и захват прочно заклинивается. Затем заворачивают вентиль 4, перекрывающий магистраль обратного хода жидкости, а рукоятку 13 ставят в V положение. Сжатый воздух устремляется в пневмогидравлический насос 18, который наполняет жидкостью верхнюю полость рабочего цилиндра 19 и развивает в нем высокое давление.
Корпус приспособления по-прежнему поджат стойками 5 к хребтовой балке, а шток рабочего цилиндра 19 с большой силой (до 18 тс) увлекает за собой захват 10 вниз и, преодолевая сопротивление, удаляет засевший аппарат из хребтовой балки. Далее ручку крана ставят в положение IV, при котором расклинивается захват, и его крюки пружинами 9 разводятся в нейтральное положение. Нижняя поворотная балка выводится из-под вагона, а фрикционный аппарат с хомутом при помощи пневмоподъемника и верхней поворотной балки снимается и укладывается в контейнер. Поворачивая последовательно рукоятку крана в обратном направлении до положения 0, рабочий приводит приспособление в исходное положение. Сжатый воздух к приспособлению подводится по трубе 16.
На рис. 112 показана конструкция подъемника для постановки на вагон поглощающего аппарата с тяговым хомутом.
Подъемник состоит из телескопического подъемного пневматического цилиндра 1, закрепленного в раме 2. На штоке 4 цилиндра подъемника надет кронштейн 7, имеющий с одной стороны паз для установки нижней полки хомута, а с другой — шип 8, на который хомут укладывается своим отверстием под тяговый клин. Поддерживающая планка ложится на основание кронштейна под нижнюю полку хомута.
Поглощающий аппарат, тяговый хомут и поддерживающая планка укладываются на приспособление при помощи пневматических подъемников верхних поворотных балок и нижняя балка 3 заводится под вагон. Здесь подъемник с хомутом, поглощающим аппаратом, передней упорной плитой и поддерживающей планкой подкатывается на роликах 6 под хребтовую балку рамы вагона и располагается между упорными угольниками.
Проверив правильность размещения поглощающего аппарата относительно места его постановки, включается кран 5 и сжатый воздух, заполняя телескопический цилиндр, поднимает весь комплект и заводит на место. Поддерживающая планка плотно прижимается к полкам хребтовой балки и закрепляется болтами. После этого рукоятку крана 5 ставят в исходное положение и подъемный цилиндр опускается вниз, занимая нижнее положение и вместе с поворотной балкой удаляется из-под вагона.
Рабочие позиции и механизированные площадки оснащены комплектом пневматических сверлильных машинок и гайковертом с гибкими шлангами.
Механизация подъемно-транспортных работ на поточной линии обеспечивается двумя-тремя мостовыми кранами грузоподъемностью 10 тс. Подъемные устройства мостовых кранов могут свободно перемещаться по трем взаимно перпендикулярным направлениям, что позволяет обслуживать любую зону поточной линии.