Содержание материала

ГЛАВА IX
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

§ 1. Экономическое обоснование внедрения новой техники

Существо задачи.

Комплексная механизация и автоматизация являются одним из основных элементов новой техники, внедряемой в ремонтное производство. Новая техника вносит существенные изменения в организацию и экономику ремонтного производства, в условия труда и безопасность работы. Целесообразность применения новой техники требует всесторонней оценки и учета влияния повой техники на все стороны деятельности ремонтных предприятий. Затраты на внедрение новой техники — капитальные вложения — должны быть экономически обоснованы.
Внедрение новой техники требует, с одной стороны, определенных материальных и трудовых затрат, а с другой, — приносит конкретную экономическую выгоду. Сопоставление этой выгоды от освоения новой техники с затратами на се внедрение должно составлять основу определения экономической эффективности; при этом следует добиваться максимальных результатов при наименьших затратах.
Одной из основных предпосылок определения экономической эффективности внедрения новой техники является определение ее не только для данного предприятия, но для всей отрасли, для всего народного хозяйства.
Такая предпосылка имеет важное значение, когда внедрение повой техники обеспечивает повышение надежности и долговечности продукта для потребителя.

Общие соображения об экономическом обосновании затрат на внедрение новой техники.

При экономическом анализе процесса внедрения в производство новой техники его можно разделить на три этапа [27]:

  1. — с момента принятия решения о разработке элементов новой техники и оканчивая освоением и пуском в эксплуатацию (этот этап содержит выбор, проектирование, изготовление, приобретение, монтаж, наладку и пуск объектов новой техники);
  2. — с начала эксплуатации элемента новой техники, т. е. когда новая техника начинает давать экономический эффект, и до момента когда все расходы на внедрение новой техники будут возмещены за счет полученной экономии. Продолжительность этого этапа равна сроку окупаемости затрат на новую технику;
  3. — с момента, когда все затраты на внедрение новой техники полностью окупились и до конца периода эксплуатации (до списания с баланса предприятия). Экономический эффект этого этапа представляет собой «чистый доход» от новой техники.

Динамика изменения затрат и доходов в течение указанных трех этапов показана на диаграмме экономической эффективности (рис. 191). Начало координат (t=0) соответствует моменту принятия решения о внедрении новой техники и началу проведения обследовательских и проектных работ. Расходы на проектирование, изготовление, монтаж и пуск в эксплуатацию устройств новой техники характеризуются кривой 0—1. Величина всех затрат на внедрение новой техники выражается отрезком 1—2; срок создания установок новой техники представлен отрезком 0—2.
После ввода в эксплуатацию устройств новой техники начинает получаться доход, рост которого на диаграмме представлен линией Д. В это же время начинаются расходы по эксплуатации (обслуживание, ремонт, амортизация), показанные на диаграмме линией Р. Если исключить из доходов расходы на эксплуатацию средств новой техники, получим экономию от применения новой техники, выражаемую на диаграмме линией Э1.
Чтобы получить на диаграмме полный экономический эффект, получаемый предприятием, необходимо из доходов также исключить капитальные затраты; для этого переносим линию Э1 из точки 2 в точку 1 и получим линию Э2, характеризующую окончательный экономический эффект. Точка пересечения линии Э2 с координатной осью (точка 3) определяет Ток — срок окупаемости затрат на внедрение новой техники.
Когда внедрение средств новой техники обеспечивает не только снижение эксплуатационных расходов на ремонт подвижного состава, но и существенное увеличение выпуска продукции ремонтного предприятия, то определение экономического эффекта должно осуществляться не только с учетом интересов данного ремонтного предприятия, но и с учетом интересов всего железнодорожного транспорта. Обычно для получения существенного прироста продукции необходимо создать путем постройки или реконструкции новые дополнительные производственные мощности стоимостью К2 рублей. Таким образом, увеличение производительности ремонтного предприятия дает возможность сэкономить средства, которые потребовались бы для создания дополнительных производственных мощностей. 

Следовательно, к моменту пуска в эксплуатацию средств новой техники появляется доход в сумме К2; при экономии энергии и материалов в величину К2 необходимо включать стоимость эквивалентных мощностей по их производству.

Рис. 191. Диаграмма экономической эффективности
Величина К2 на диаграмме экономической эффективности отложена из точки 1 в виде отрезка 1—4. Если перенести линию Э2 из точки 1 в точку 4, то линия Э3 будет характеризовать общий экономический эффект, полученный железнодорожным транспортом в результате внедрения новой техники; чистый доход, полученный железнодорожным транспортом, характеризуется отрезком 2—4 и равен Κ2—Κ1.
Если эквивалентный эффект будет меньше затрат на внедрение новой техники (на диаграмме этот случай выражен отрезком Κ3, при этом < Κ1), то с начала эксплуатации расходы на новую технику не будут покрыты. Дефицит равен Κ1 — Κ3 и выражается отрезком 5—2. Линия Э4, характеризующая в этом случае общий экономический эффект, начинается не в точке 4, а в точке 5.
Пересечение линии с координатной линией времени (точка 6) определяет Ток — срок окупаемости затрат на внедрение новой техники с позиций железнодорожного транспорта.
Приведенные методологические положения об оценке эффективности затрат на внедрение новой техники не учитывают фактора времени. Если за счет новой техники производятся существенные изменения в организации и технологии ремонтного предприятия со значительными затратами средств, то рекомендуется некоторое уточнение изложенных положений с учетом фактора времени.

§ 2. Показатели экономической эффективности

Учитывая изложенные общие методологические положения и в соответствии с типовой методикой определения экономической эффективности капитальных вложений [6] и инструкции по определению экономической эффективности капитальных вложений на железнодорожном транспорте [10], для оценки экономической эффективности внедрения механизации и автоматизации ремонтного производства применяют общую (абсолютную) экономическую эффективность капитальных вложений и сравнительную экономическую эффективность капитальных вложений.

Общая (абсолютная) экономическая эффективность.

Для всех отраслей транспорта и его подотраслей определяется показатель эффективности — отношение прироста прибыли к капитальным вложениям, вызывающим этот прирост,
(63)
где ΔП — прирост годовой прибыли за планируемый период (год, пятилетка);
К — капитальные вложения в механизацию и автоматизацию производства.

Для отдельных предприятий, для мероприятий и технико-экономических проблем определяется показатель эффективности — отношение прибыли к капитальным вложениям
(64)
где Ц — стоимость годового выпуска продукции в оптовых ценах;
С — себестоимость годового выпуска продукции;
К — капитальные затраты по осуществлению мероприятия технико-экономической проблемы.
Для предприятий, где применяются расчетные цены, определяется показатель эффективности — отношение экономии от снижения себестоимости к вызвавшим эту экономию капитальным вложениям
(65)
где С — годовая экономия от снижения себестоимости продукции; К — капитальные затраты на осуществление мероприятия.
Показатели общей экономической эффективности характеризуют уровень рентабельности (отдачи) планируемых капитальных вложений. Их назначение — дать сводную сценку выбранным хозяйственным и техническим решениям при разработке годовых, пятилетних и перспективных планов развития отдельных предприятий и отраслей транспорта.
Полученные показатели общей экономической эффективности сравниваются с аналогичными показателями за предшествующий период и с заданными. Экономическая эффективность планируемых капиталовложений должна быть на таком уровне, чтобы получаемая вследствие этих вложений прибыль была не ниже уровня, обеспечивающего внесение платы за фонды, оплату процентов за банковский кредит и другие обязательные платежи и отчисления на образование поощрительных фондов предприятия.

Сравнительная (относительная) экономическая эффективность.

Современнее развитие науки и техники дает возможность решения одной и той же производственной задачи различными техническими решениями, различными средствами новой техники. Выбор наиболее целесообразного технического варианта решения задачи должен быть обоснован методами экономического анализа, методами экономической оценки и сравнения различных вариантов; для этой цели производятся расчеты сравнительной экономической эффективности капитальных вложений.
Показателем сравнительной экономической эффективности капитальных вложений согласно работам [6] и [10] является минимум приведенных затрат, который по каждому техническому варианту решения задачи представляет собой сумму текущих, эксплуатационных расходов (себестоимости продукции, работы) и капитальных вложений. Требование типовой методики и инструкции для наилучшего варианта характеризуется выражением
(66)

где Эгп — годовые приведенные эксплуатационные затраты;
С — годовые эксплуатационные расходы (себестоимость);
К — капитальные вложения по данному варианту;
Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.
Показатели С и К могут применяться как в полной сумме капитальных вложений и себестоимости годовой продукции (работы), так и в виде удельных величин: удельных капитальных вложений на единицу продукции (работы) и себестоимости единицы продукции (работы).
Сравнение вариантов хозяйственных и технических решений с одноэтапными капитальными вложениями и постоянными (не меняющимися во времени) эксплуатационными расходами может также производиться посредством определения срока окупаемости капитальных вложений для более капиталоемкого варианта и сопоставлением этого показателя с его нормативным значением.
Если при оценке сравнительных вариантов один из вариантов характеризуется большими капитальными вложениями, но меньшими эксплуатационными расходами, то этот вариант является экономически эффективным, если для него величина срока окупаемости капитальных вложений Т меньше допускаемого (нормативного) срока окупаемости Тн:
(67)
Если один из вариантов имеет меньшие капитальные вложения и меньшие эксплуатационные расходы, то должны быть определены годовые приведенные эксплуатационные расходы по формуле (66) и сбережения в приведенных затратах по этому варианту (срок окупаемости в этом случае не определяется).
Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений Ен по народному хозяйству в целом согласно типовой методике [6] установлен не ниже 0,12, что соответствует сроку окупаемости капитальных вложений (100:12)=8,3 лет. Инструкцией [101, согласованной с Госпланом СССР, нормативный коэффициент эффективности по железнодорожному транспорту установлен на уровне 0,12 — 0,10, что соответствует сроку окупаемости капитальных вложений 8,3 — 10 лет.
В соответствии с изложенной методикой показатели экономической эффективности внедрения механизации и автоматизации определяются на ремонтных заводах и в депо путем сравнения варианта технологического процесса работы без механизации (существующий способ) с вариантом механизированного и автоматизированного технологического процесса работы. При определении величины приведенных затрат согласно формуле (66) для оценки существующего способа работы величину К возможно учитывать как неамортизированную (при механизации) часть стоимости основных фондов для существующего на заводе или в депо технологического процесса работы или брать по балансовой стоимости. 

Для варианта, выбранного по методу оценки сравнительной (относительной) экономической эффективности, следует определять общую (абсолютную) экономическую эффективность для сравнения ее с заданной или с показателями прошлого периода.
Кроме основных (стоимостных) показателей, для более полного учета достоинств и недостатков при выборе наиболее эффективных вариантов новой техники используются также некоторые дополнительные (натуральные) показатели. Номенклатура дополнительных показателей специфична для каждой отрасли хозяйства и характера внедряемых мероприятий по повой технике. Для ремонтного производства рекомендуется учитывать следующие дополнительные показатели: уровень механизации и автоматизации; численность высвобождаемой рабочей силы; количество продукции, выпускаемой за год.
Наряду с оценкой экономической эффективности по показателям, имеющим количественное выражение, необходимо также учитывать улучшение условий труда, облегчение и оздоровление труда, повышение безопасности работы. Эти результаты, отражаясь на повышении производительности труда, не могут быть выражены количественной сценкой, но должны в общем случае приниматься во внимание.