Содержание материала

ГЛАВА V
МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕМОНТА ВАГОНОВ
§ 1. Разборочные работы
Механизация и автоматизация разборочных работ на вагоноремонтных предприятиях ведутся в направлении широкого применения специального механизированного инструмента, приспособлений и устройств для выполнения основных разборочных операций — разборки резьбовых, заклепочных, прессовых соединений, снятия закрепленных деталей и узлов и выполнения различного рода подъемно-транспортных работ.
Опыт передовых предприятий показывает, что соблюдение технологии и применение поточного метода на участках разборки создают предпосылки к повышению интенсивности использования механизированных средств, сокращению числа используемых наименований инструмента, увеличению производительности труда. На рис. 86, а показана схема механизированной линии разборки полувагонов. Линия представляет собой рельсовый путь нормальной колеи, оборудованный грузоведущим конвейером для передвижения разбираемых вагонов, и ряд специализированных позиций поточной линии, оснащенных комплектом механизированных средств, обеспечивающих выполнение полного объема разборочных работ, предусмотренных для каждой позиции. Конвейер 2, приводимый в движение станцией I, оборудован командоаппаратом и пультом управления 3. Производственный процесс разборки полувагонов на механизированной линии выполняется на трех позициях 4 с ритмом 45 мин. На I и II позициях производят разборку стен кузова, отвертывание или раскусывание гаек крепежных болтов обшивки, срезают болты крепления пола тормозной площадки.
Каждая позиция разборки оборудована подъемной площадкой 5, гайковертами и гидравлическими кусачками и необходимой оснасткой (стеллажами, контейнерами).
На III позиции выбивают болты на продольных стенах и лобовых дверях, снимают обшивку, пакетируют и передают в отделение переработки деревянных изделий, а металлические детали, снятые с кузова, укладывают в контейнеры и передают в ремонтно-комплектовочный цех. Позиция оборудована двумя стационарными площадками и пневматическими молотками для выбивки болтов. На всех позициях линии предусмотрен щит для подключения электрического и пневматического инструментов. Для разгрузки контейнеров используют монорельс с тельфером и мостовой кран 6.
Механизированная линия разборки вагонов:
Рис. 86. Механизированная линия разборки вагонов: а  — планировка линии; б— гидромеханические кусачки; в — пневматический молоток для вставки болтов

Развинчивание резьбовых соединений, выполняемых при разборке вагонов, часто осложняется из-за коррозии или деформирования резьбы болтов. Поэтому при разборке применяют торцовые ключи, позволяющие создать значительный крутящий момент, или гидромеханические кусачки (рис. 86, б), состоящие из двух рычагов I, пружинного балансира 6, гидрораспределителя 3 с электромагнитом 4, гидропривода 5 и цилиндра 2. Кусачки подвешены пружинным балансиром к тележке, свободно движущейся по монорельсу 7 подъемной площадки данной позиции. Для раскусывания гаек рабочий устанавливает зев кусачек перпендикулярно к граням гайки и нажимает на кнопку управления, последняя приводит в действие приводной механизм кусачек, рычаги с ножами сжимаются и легко производят раскусывание гаек, освобождая болт для выталкивания с места крепления.
Для выбивки болтов при разборке кузова применяют пневматический молоток (рис. 86, в) типа МР-4 или 57 КМП-4, оборудованный специальным пробойником. На конце пробойника 2 на скользящей посадке предусмотрена втулка 3 для улавливания выступающей части стержня болта. Втулка соединена с корпусом молотка 1 при помощи пружины 4.
Держа в правой руке молоток, левой рукой рабочий направляет втулку улавливателя на стержень болта и легко выбивает его из места посадки.
Механизированные подъемные площадки, установленные на позициях разборки и оборудованные специальным инструментом, обеспечивают рабочим удобное положение на любой высоте относительно кузова вагона, значительно облегчают процесс разборки и повышают производительность труда более чем на 25%.
Конвейер линии (см. рис. 86, а) состоит из сварной конструкции основания с направляющими, тяговых цепей, приводной станции, устройств для захвата колесных пар вагона при передвижении, натяжного устройства.
Приводная станция состоит из электромотора, редуктора и предохранительных устройств.