Содержание материала

ГОСТ 9621—72* «Краны стреловые самоходные общего назначения. Типы и основные параметры» предусматривает грузоподъемность этих кранов в т: 4; 6,3; 10 и 16.
Ходовой частью автомобильных кранов является шасси серийных грузовых автомобилей, на котором расположены выносные опоры — передние и задние. На шасси автомобиля или специальном шасси у пневмоколесных кранов установлена поворотная платформа, на которой смонтированы механизмы подъема груза и стрелы и поворота платформы, стрела с комплектом стальных канатов и крюковой обоймой и пульт управления. Краны могут передвигаться по грунтовым дорогам и преодолевать подъемы до 20°. Высокие скорости передвижения позволяют применять эти машины на объектах с небольшими объемами работ, находящихся на значительном удалении друг от друга.

 Краны на автомобильном шасси перевозятся по железной дороге без разборки, так как вписываются в габарит железнодорожного подвижного состава. Конструкция автомобильных кранов позволяет совмещать операции подъема (опускания) крюка или стрелы с вращением поворотной части.
Индексация стреловых самоходных кранов, выпускаемых Минстройдормашем, показана на рис. 3.2
Одинаковое число основных цифр в индексе всех типов и размеров для автомобильных и пневмоколесных кранов создает удобство для машинной обработки статистических данных при планировании и учете выпускаемых машин. Индекс машины состоит из двух букв КС (кран самоходный) и четырех цифр. Цифровая часть, которую пишут после буквенной через тире, обозначает основные данные о кране в следующем порядке: первая цифра — размерную группу, вторая —тип ходового устройства, третья и четвертая — соответственно характер подвески стрелы и порядковый номер модели крана.
Первая цифра и индекс стреловых самоходных кранов может быть 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и соответственно обозначать размерную группу крана (грузоподъемность 4, 6,3, 10, 15, 25, 40, 63 или 100т). Вторая цифра может быть 1, 3, 4 или 5 и соответственно обозначать: гусеничное ходовое устройство, пневмоколесное, на специальном шасси и на шасси грузового автомобиля. Третья цифра может быть 6 или 7 и соответственно обозначать канатную или жесткую подвеску стрелы. Последняя цифра обозначает порядковый номер модели. Буквы после цифр обозначают очередную модернизацию (А, Б, В...) и климатическое исполнение крана (северное ХЛ, тропическое Т или для работы во влажных тропиках ТВ). Например, индексом КС-8161ХЛ обозначается кран восьмой размерной группы (грузоподъемностью 100 т) на гусеничном ходу, с гибкой подвеской стрелы, первой модели, в северном исполнении.
В настоящее время отечественная промышленность выпускает стреловые самоходные краны: автомобильные грузоподъемностью 4; 6,3; 10 и 16 т; пневмоколесные грузоподъемностью 16; 25; 40; 63 и 100 т; гусеничные грузоподъемностью 6,3; 10; 16; 25; 40; 63; 100 и 160 т.
Краны автомобильные и пневмоколесные выпускаются с механическим, электрическим и гидравлическим приводом.
Стреловые самоходные краны по роду привода разделяются на краны с дизель-механическим групповым приводом, при котором все механизмы крана получают движение от дизеля (или карбюраторного двигателя) и соединены с ним посредством зубчатых передач, краны с дизель-электрическим многомоторным приводом, в которых каждый механизм оснащен индивидуальным электродвигателем (иногда двумя), и краны с дизель-гидравлическим многомоторным приводом, в которых каждый механизм оснащен индивидуальным гидромотором (или гидроцилиндром).
Краны с дизель-электрическим приводом разделяются на краны, работающие на переменном и постоянном токе. Они приспособлены для питания от внешней сети.  Механический привод механизмов крапов осуществляется от двигателя через главный вал, коробку скоростей и коробку отбора мощности, подключенную к трансмиссии автомобиля. Управление всеми механизмами крана на автомобильном ходу рычажное и производится и кабины, находящейся на поворотной платформе.
Применение гидравлического привода па автокранах значительно упрощает управление краном, позволяет получать большое тяговое усилие без применения сложных и громоздких передач, осуществлять в широких пределах плавное регулирование скоростей рабочих движений.
Автомобильные краны в СССР выпускают с канатной подвеской стрелового оборудования и механическим (КС-1562, КС-2561Д, KC-2561E, МКА-6,3, КС-3561, МКА-10М, МКА-16), электрическим (К-6 . СМК-10, К-162) или гидравлическим (КС-3562А) приводом. Гидравлические краны изготовляют с жесткой подвеской (КС-1571, КС-2571, КС-3571, КС-4571). Краткая техническая характеристика этих машин приведена в табл. 3.6—3.8. Техническая характеристика пневмоколесных кранов приведена в табл. 3.9.
Технические характеристики автомобильных кранов АК-11, К-31,К-32, ПАК-1M, АК-5, К-51, ДЭК-51, К-52, К-61, АК-75 и пневмоколесных К-102, К-106, К-123, К-124, снятых с производства, но имеющихся в эксплуатации, приведены в третьем издании справочника.