Содержание материала

Основные понятия надежности и долговечности

Понятие «надежность» тесно связано с более общим понятием «качество» изделия, которое принимается как совокупность его свойств, определяющих пригодность этого изделия для эксплуатации
Теория надежности устанавливает закономерности возникновения отказов и восстановления работоспособности машины и ее элементов (деталей); рассматривает способы сохранения надежности при эксплуатации; определяет методику сбора, учета и анализа статистических сведений, характеризующих надежность; разрабатывает методы оптимальных режимов профилактических работ при эксплуатации и методы обоснования норм запасных частей.
Существенными понятиями надежности являются безотказность, долговечность и ремонтопригодность. Эти признаки являются необходимыми и в своей совокупности достаточными для выявления содержания понятия надежности как свойства системы (элемента). Это свойство в конечном счете во многом зависит от качества изготовления технических устройств, входящих в состав машины или детали.
ГОСТ 13377—75 «Надежность в технике. Термины и определения» должен применяться для различных объектов техники в нормативно-технической документации, в технической и учебной литературе. Под объектами понимаются машины, аппараты, приборы и их части — механизмы, агрегаты, узлы и детали, а также системы, состоящие из перечисленных взаимосвязанных изделий и предназначенные для самостоятельного выполнения заданных функций.
Понятия, представленные в этом ГОСТе, относятся как к восстанавливаемым объектам, работоспособность которых в случае возникновения отказа подлежит восстановлению, так и к невосстанавливаемым объектам, работоспособность которых в случае возникновения отказа либо не подлежит, либо не поддается восстановлению.

Виды ремонта

Бесперебойная работа погрузочно-разгрузочных машин обеспечивается своевременным и высококачественным межремонтным обслуживанием, включая осмотр, смазку, регулировку и ремонт, который классифицируют по видам в зависимости от номенклатуры заменяемых деталей и узлов, их срока службы, устанавливаемого 

в часах работы машины (табл. 11.1—11.4), или в зависимости от объема выполненной работы При отдельных видах ремонтов номенклатура заменяемых деталей и узлов определяет характер технологического процесса ремонта, его трудоемкость и длительность. Ремонты погрузочно-разгрузочных машин подразделяются на текущие Т и капитальные К.
При текущем ремонте производится частичная разборка машин, устраняются неисправности в агрегатах и узлах, возникающие в процессе работы и препятствующие нормальной эксплуатации. Заменяются отдельные агрегаты, узлы и детали (кроме базовых) новыми или заранее отремонтированными.
При капитальном ремонте производится полная разборка машины, ремонт базовых деталей, замена или восстановление изношенных частей, деталей, узлов и агрегатов. После капитального ремонта машина обязательно испытывается в соответствии с техническими условиями на прием машин из ремонта с опробованием на холостом ходу и под нагрузкой

Система планово-предупредительного ремонта

Системой ППР устанавливаются сложность ремонта, его объем, структура ремонтного цикла, нормы трудоемкости и стоимость ремонта, расход материалов.
В системе ППР приняты следующие понятия:
межремонтный цикл — время работы машины в часах от начала ее эксплуатации до первого капитального ремонта или между двумя очередными капитальными ремонтами;
структура межремонтного цикла — количество, периодичность и последовательность выполнения всех видов ремонтов и технических обслуживаний за межремонтный цикл;
периоды проведения ремонтов и технических обслуживаний — время работы машины в часах между двумя очередными одноименными ремонтами или техническими обслуживаниями.
Техническое обслуживание машин является одним из главных профилактических мероприятий, проводимых с целью предотвращения преждевременного износа деталей и сопряжений, путем своевременного проведения регулировочных работ, смазки машин, выявления возникающих дефектов и устранения их. Техническое обслуживание подразделяется на ежесменное техническое обслуживание (ЕО), выполняемое в течение рабочей смены, и периодическое техническое обслуживание (ТО), выполняемое после отработки машиной определенного количества часов.
В состав работ по техническому обслуживанию машин входят: очистка, мойка, осмотр (ревизия) и контроль за техническим состоянием узлов, агрегатов, приборов, канатов, гидравлических систем, сменного рабочего оборудования, а также машины в целом, крепление деталей, регулировка механизмов, узлов и агрегатов, смазка, заправка машин, опробование действия отдельных узлов, рабочего оборудования и машины в целом и выполнение мелких ремонтных работ.
Работы по смазке машины, замене масел, топлива и охлаждающих жидкостей при переходе к осенне-зимнему и весенне-летнему  периодам, регулировке механизмов и пр, выполняемые согласно требованиям инструкций заводов-изготовителей, а также работы, выполняемые по требованиям органов Госгортехнадзора, производят при проведении технического обслуживании машины и по отдельному графику в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей машин.

Трудоемкость ремонта и структура ремонтного цикла

Виды и порядок чередования ремонтов, межремонтные периоды, количество ремонтов в одном цикле, примерная трудоемкость их и время нахождения в ремонте наиболее распространенных погрузочно-разгрузочных машин (предусмотренные в рекомендациях по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин ЦНИИОМТП Госстроя и ВНИИстройдормаша) приведены в табл. 11.1, трудоемкость ремонта их двигателей —  в табл. 11.2 и 11.3.
Система ППР предусматривает выполнение в плановом порядке технического обслуживания пли ремонта машин после отработки каждой машиной определенного числа часов или переработки определенного количества груза.
Порядок выполнения технических обслуживаний, а также текущих и капитальных ремонтов после отработки определенного количества часов установлен рекомендацией Госстроя, изданной вместо инструкции СН 207—68. В новой рекомендации вместо одного наименования технических обслуживании (ТО) установлено три (ТО-1, ТО-2 и ТО-3).
Сезонное техническое обслуживание (СО) выполняется 2 раза в год при подготовке машин к использованию в период последующего сезона (летний или зимний).
Нормы продолжительности нахождения машин в ремонте предназначены для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению работоспособности парка машин, планирования объемов ремонтов машин, определения потребной мощности ремонтных предприятий, составления планов-графиков технических обслуживании и ремонтов машин, определения режимов работы машин. В нормах трудоемкости учитывают ремонт или техническое обслуживание машин вместе с установленными на них двигателями. Время доставки машин к месту ремонта и обратно к месту работы нормами не учтено.
Для машин, не вошедших в инструкцию Госстроя, нормы периодичности ремонта указаны в Положении о планово-предупредительном ремонте перегрузочных машин морских портов (М. Рекламинформбюро ММФ, 1977) и в Правилах технической эксплуатации и ремонта перегрузочных машин (Л., Транспорт, 1976) Министерства речного флота РСФСР, а также в нормах периодичности ремонта, установленных МПС, в зависимости от объема переработанного груза. Сокращения простоя погрузочно-разгрузочных машин можно добиться при переходе на агрегатно-узловой метод ремонта, при котором отдельные неисправные узлы и агрегаты машин заменяются запасными (см. третье издание справочника). Сроки службы основных узлов пневмоколесных кранов приведены в табл. 11.4.