Содержание материала

Падня В. А.
Погрузочно-разгрузочные машины: Справочник. — 4-е изд., переработанное и дополненное — Москва: Транспорт, 1981. 

ОТ АВТОРА

За последние годы промышленностью значительно увеличена номенклатура выпускаемых погрузочно-разгрузочных машин, в том числе создан ряд новых образцов. В отличие от предыдущего настоящее издание существенно пополнено новым материалом и охватывает нс только серийные, но и отечественные машины, намечаемые к внедрению, а также содержит сведения о зарубежных машинах, в том числе производства Народной Республики Болгарии, Финляндии и Японии, нашедших применение в СССР на погрузке и выгрузке грузов на автомобильном, водном, воздушном, железнодорожном и промышленном транспорте.
В справочнике приведены технические характеристики новых машин. Полностью переработана глава 13 «Технико-экономические показатели и расчеты при выборе погрузочно-разгрузочных машин», бывшая во втором издании справочника, в главе 2 добавлен параграф «Контейнерные перегружатели», в главе 6 — параграф «Грузозахватные приспособления для среднетоннажных и крупнотоннажных контейнеров» и в главе 5 — параграф «Установки для рыхления смерзшихся грузов в полувагонах и на платформах, вибраторы для зачистки полувагонов от остатков сыпучих грузов». Внесены исправления, вызванные изменением с 1973 г. оптовых цен на машины, запчасти и материалы (даны по состоянию на 1 октября 1980 г.), введением с 1978 г. новой инструкции Госстроя СССР и Госкомитета по автоматике и машиностроению по проведению планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания погрузочных машин, сделаны исправления, связанные с измененьем  отдельных стандартов. Исключены данные о снятых с производства машинах устаревших марок, число которых в народном хозяйстве резко уменьшилось, и о запасных частях для них.
Параметры и размеры даны согласно стандарту СЭВ 1052—78 Метрология. Единицы физических величин» в Международной системе единиц (СИГ Важнейшие параметры, как например, рабочее давление в гидросистеме, углы подъема и наклона, скорости, продублированы во временно допустимых к применению единицах.

Глава 1

МАШИНЫ НАПОЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Общие сведения
Машины прерывного (циклического) действия для подъема и перемещения штучных и сыпучих грузов совершают необходимый для этого рабочий ход, чередующийся с обратным холостым ходом, период действия их чередуется с паузами на захват и отдачу груза (погрузчики, краны, вагоноопрокидыватели).
ГОСТ 1682—69 «Подъемно-транспортные машины и механизмы прерывного действия. Ряды грузоподъемностей для отдельных видов машин и механизмов» устанавливает следующие основные номинальные грузоподъемности в соответствии с ГОСТ 1575—75: 0,25, 1,0, 2,0, 3,2, 5,0 и 10,0 т.
Под номинальной грузоподъемностью следует понимать:
а)    для погрузчиков, мостовых, козловых кранов, электроталей, лебедок и подъемников — массу поднимаемого груза и грузозахватного приспособления (ковша, грейфера, магнита, кюбеля, траверсы);
б)    для машин (стреловых и с вилочным захватом), устойчивость которых зависит от вылета груза, — массу поднимаемого груза при указанном в их паспорте минимальном вылете.

Основными преимуществами машин напольного транспорта (электропогрузчиков, автопогрузчиков и электротележек) перед другими машинами прерывного действия являются их мобильность и универсальность, которая определяется большим числом сменных грузозахватных приспособлений. Путь следования напольных машин может быть произвольным, они не требуют рельсовых путей, и, как правило, токоподвода. Универсальность напольных машин предопределяет крупносерийный характер их производства. Они требуют относительно малых капитальных вложений, окупающихся в течение короткого срока.
ГОСТ 16215—70* «Погрузчики вилочные общего назначения» предусматривает, что эти машины должны изготовляться типов ЭП и АП.
Электропогрузчики (ЭП) с питанием от аккумуляторных батарей предназначены для работы в помещениях и на открытых площадках с твердым и ровным покрытием при температуре окружающей среды от — 30 до + 40° С. Автопогрузчики АП-1 с двигателями внутреннего сгорания, выполненные па базе автомобильных узлов, применяются для работы иа открытых сухих уплотненных площадках.

 Погрузчики ЭП и АП применяются в местностях с высотой не более 1200 м над уровнем моря при относительной влажности до 00% и температуре окружающей среды соответственно не выше 20° С и 50% — для температуры плюс 41° С.

При этом размеры электропогрузчиков нс должны превышать размеров, установленных ГОСТ 16215—70* для автопогрузчиков той же грузоподъемности.
Параметры электропогрузчика — наибольшая скорость поднимаемого груза, наибольшая скорость при передвижении с грузом и энергоемкость аккумуляторных батарей — обеспечиваются при температуре окружающей среды от + 15 до + 30 С и батарее, имеющей номинальные электрические характеристики.
Примеры условных обозначений: автопогрузчика исполнения 1 номинальной грузоподъемностью 3,2т и высотой подъема вил 4,5 м.
Автопогрузчик АП!-3,2-4,5 ГОСТ 16215—70*;
то же автопогрузчика исполнения 2 номинальной грузоподъемностью 2,0 т и высотой подъема вил 2,8 м:
Автопогрузчик АП2-2,0-2,8 ГОСТ 16215—70*.
ГОСТ 20805—75 «Электропогрузчики вилочные» распространяется на машины, работающие в производственных и складских помещениях с твердым покрытием. Эти погрузчики изготовляются трех- и четырехопорные.
Условное обозначение электропогрузчика номинальной грузоподъемностью 1,0 т и высотой подъема вил 2,0 м:
Электропогрузчик ЭП-1,0-2,0 ГОСТ 20805—75.
Гарантийный срок со дня ввода в эксплуатацию электро- и автопогрузчика равен 12 мес, но не более 18 мес со дня отгрузки потребителю.
Указанные требования не распространяются на быстро изнашивающиеся детали, которые заменяются за счет запасных частей, поставляемых в количестве, обеспечивающем работу погрузчика в течение гарантийного срока. Период службы до капитального ремонта авто- и электропогрузчиков — не менее четырех лет при односменной работе с соблюдением правил эксплуатации и хранения.
Авто- и электропогрузчики применяются для погрузки в автомобили и вагоны штучных и сыпучих грузов. Типы, основные параметры, размеры, требование к конструкции вилочных колесных погрузчиков общего назначения указаны в ГОСТ 16215 -70 и ГОСТ 20805—75.