Содержание материала

В СССР применяются автопогрузчики с двигателями внутреннего сгорания, выпускаемые в основном отечественными заводами и фирмой «Балканкар» НРБ (табл. 1.6 и 1.7).
Боковые погрузчики с пневмошинами моделей 4063, 4065, 4070, 7806 и с массивными шинами—ЭП-303, ЕВ-461.1 применяют для загрузки и разгрузки автомобилей с длинномерными грузами: трубами, стальным прокатом и т. п. (рис. 1.1).
Автопогрузчик 4070 имеет гидротрансформатор автобуса ЛАЗ-695В. Внутренняя и наружная рамы грузоподъемника, балка подвески, поворотные кулаки и рулевая трапеция унифицированы с автопогрузчиком 4008.
Новые автопогрузчики производства НРБ единой серии Ф17, грузоподъемностью 2000, 3000 и 5000 кг удобны для осмотра и ремонта, имеют гидросистему высокого давления — 13-103 кПа (130 кгс/см2), меньшие габаритные размеры и повышенную маневренность по сравнению с отечественными машинами. У погрузчика Ф17 ДУ50.33 грузоподъемностью 5000 кг длина с вилами 4080 мм и радиус поворота 2800 мм против 5100 мм и 3700 мм у автопогрузчика 4014, выпускаемого Львовским заводом. Погрузчик Ф17 ДУ50.33 может штабелировать грузы при ширине проезда 4350 мм, а для погрузчика 4014 этот размер составляет не менее 5660 мм.
Грузоподъемность авто- и электропогрузчиков с безблочной стрелой при различном вылете крюка, наименьшая и наибольшая высота крюка и углы поворота задних управляемых колес приведены в табл. 1.8—1.11.
Для изготовления автопогрузчиков используют готовые узлы серийно выпускаемых грузовых автомобилей: ведущий мост, двигатель, главную передачу, управление и др. (табл. 1.12—1.16).

вал и одноступенчатый редуктор с цилиндрическими косозубыми шестернями с передаточным числом 1,65, автопогрузчика 4055 — от коленчатого вала ременной передачей.
Гидроприводы автопогрузчиков 4020, 4022, 4045М, 4045МЛ, 4046, 4049А, 4055, 4063 содержат на нагнетательной линии стальные трубки и гибкие шланги высокого давления, на всасывающей и сливной линиях — стальные трубки и шланги низкого давления. Масляный бак изготовлен из листовой стали. В заливной горловине бака располагают фильтры, иа входе и выходе — сифонные трубки.
Гидравлический распределитель у автопогрузчика 4020 золотникового типа Р75-В2 (спаренный), у автопогрузчика 4022 золотникового типа трехсекционный Р40/75-ВЗ, у автопогрузчиков 4043М, 4045М, 4045МЛ, 4046, 4049А, 4055, 4063К, 4065 золотникового типа с перепускными и предохранительными клапанами.
Автопогрузчики 4020 и 4022 Ереванского завода автопогрузчиков имеют малые габариты, что позволяет производить погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожных станциях, в складских помещениях, трюмах кораблей, в узких проездах цехов.
Автопогрузчики 4055, 4043М(Н), 4045М(МН;Р), 4046М, 4016, 4014, 4017, 4049М, 4008М, 4028, 4075 Львовского завода автопогрузчиков предназначены для механизации погрузочно-разгрузочных работ на товарных базах, складах, строительных площадках, аэродромах, железнодорожных станциях, в морских и речных портах.

Модели с индексами МН и Н отличаются от рассмотренных выше сравнительно небольшими конструктивными изменениями, направленными на повышение надежности. Автопогрузчик 4045Р содержит грузоподъемник от машины следующего поколения — модели 4014 — и имеет высоту подъема 2800 мм; привод гидронасоса системы грузоподъемника значительно улучшен по сравнению с базовой моделью.
Автопогрузчики 4055 и 4017 (выпускаются с 1976 г.) предназначены для установки и снятия авиадвигателей и винтов с самолетов АН-10 и ИЛ-18 Эти машины могут быть также использованы и для других погрузочно-разгрузочных работ в аэропорту. Автопогрузчики оборудованы трехрамными телескопическими грузоподъемниками Грузозахватным приспособлением (входящим в комплект поставки) является консольная стрела с крюком переменного вылета, ход крюка вдоль консольной стрелы 1700 мм со скоростью 2.5 м/мин Каретка со стрелой имеет поперечное перемещение (вправо-влево на 200 мм) со скоростью 1,5 м/мин. Привод грузоподъемника и механизма крюка гидравлический. Специализированные автопогрузчики 4046М (рис. 1.2) и 4016 (выпускаются с 1975 г.) предназначены для погрузки среднетоннажных контейнеров на автомобили (прицепы), железнодорожные платформы и полувагоны, выгрузки с них и других погрузочно-разгрузочных работ. 
Таблица 1.14
Сцепление автопогрузчиков

 

Главная передача погрузчиков


Модель погрузчика

Тип передачи

Передаточное число

От автомобиля

4046М; 4049М;
4045М; 4055М

Двойная: коническая пара шестерен со спиральными зубьями и цилиндрическая пара с косыми зубьями

6,45

ЗИЛ-164А

4008

Двойная: коническая пара шестерен со спиральными зубьями и цилиндрическая пара с прямыми зубьями

9,0

МАЗ-200

4043М

Одинарная:         коническая
пара шестерен со спиральными зубьями

6,67

ГАЗ-51

4020

То же

5,125

ГАЗ-69

4004

Двойная: цилиндрическая пара шестерен с косыми и коническая пара со спиральными зубьями

14,69

КВЗ-02, КВЗ-0,4

Двойная: цилиндрическая пара шестерен с прямыми и коническая пара со спиральными зубьями

17,0

 

ПТШ-1,5

То же

28,7

4015

Двойная: цилиндрическая пара шестерен с косыми и коническая пара с прямыми зубьями

9,25

 

Конструкция автопогрузчиков 4046М и 40116 допускает возможность погрузки и выгрузки контейнеров с одной стороны при двухрядном расположении их на платформе или полувагоне. Основным грузозахватным приспособлением этих автопогрузчиков является консольная стрела с крюком переменного вылета. У автопогрузчика 4016 скорость перемещения крюка вдоль консоли стрелы без груза 0,233 м/с (14 м/мин), с грузом 0,133 м/с (8 м/мин). Грузоподъемность крюка безблочной стрелы при вылете крюка от передней стенки каретки 1200, 1520, 1860 и 2340 мм составляет соответственно 4500, 4000, 3500 и 3000 кг.
Автопогрузчик для лесных грузов 4045ЛМ выпускается с дополнительным оборудованием — гидравлическим челюстным захватом, при работе с которым его грузоподъемность 3000 кг, а при работе с безблочной стрелой 4000 кг на вылете крюка от передней стенки грузоподъемника 800 мм и 1500 кг на вылете 2150 мм, если высота подъема груза не более 3200 мм. 

Площадь торцового сечения зева челюстного захвата — наименьшая 0,5, наибольшая 1,5 м2. Наибольший угол поворота челюстного захвата вниз 30°, вверх 90°.
Автопогрузчик 4049 предназначен для погрузочно-разгрузочных работ и штабелирования пакетов пиломатериалов и других длинномерных грузов на складах пиломатериалов. Основное отличие автопогрузчиков 4049 и 4049М от других моделей — увеличенная до 7 м высота подъема вил. Автопогрузчик оборудован трехрамным грузоподъемником. Увеличенные по сравнению с моделью 4045М длина и ширина обеспечивают ему необходимую продольную и поперечную устойчивость Основными грузозахватными приспособлениями автопогрузчика являются вилочные подхваты длиной 1400 и 2200 мм. Каретка грузоподъемника имеет поперечное перемещение вил влево и вправо на 200 мм и может наклоняться в вертикальной плоскости на угол ± 7° Перемещение и наклон каретки облегчают захват и укладку груза. Подъем, перемещение и наклон каретки осуществляются гидроцилиндрами.
Автопогрузчики 4013 и 4014 могут выпускаться с карбюраторными и дизельными двигателями. На этих погрузчиках предусмотрена также установка либо обычной механической трансмиссии к ведущему мосту, либо гидродинамической.
Автопогрузчики 4008М, 4028 могут работать с различными легкосъемными грузозахватными приспособлениями: вилочными подхватами длиной 1,5 и 3 м (для перемещения крупногабаритных грузов), стрелой для погрузки и выгрузки контейнеров и прочих грузов массой до 5 т, гидравлическими захватами для выгрузки бревен из железнодорожных полувагонов и других открытых сверху средств транспорта; грейфером для перегрузки сыпучих и кусковых грузов.
Автопогрузчик модели 4075 имеет передний и задний ведущие мосты, обеспечивающие высокую проходимость и возможность работы на площадках, не имеющих твердого покрытия. Он комплектуется двумя видами грузоподъемников с высотой подъема 2,8 и 4,5 м, а также различными грузозахватными приспособлениями: вилочным захватом, бульдозерно-грейферным ковшом, грейфером для лесоматериалов и другими устройствами, что позволяет использо вать его для погрузочно-разгрузочных и транспортных операций с тарно-штучными, длинномерными и сыпучими грузами. Из-за большого радиуса поворота (7200 мм) необходимы широкие проезды.
В новых базовых автопогрузчиках моделей 4013, 4014, 4016 и 4028 высота подъема груза увеличена с 4 до 4,5 м, на 40—50% возросла скорость поднимаемого груза и опускаемой каретки без груза, на 7—10% уменьшен радиус поворота, что позволило сократить потребность в дополнительной площади для маневрирования автопогрузчиков.