Содержание материала

Глава 2
КРАНЫ КОЗЛОВЫЕ И МОСТОВЫЕ
2.1. Краны козловые электрические
Самомонтирующиеся козловые краны выпускают с троллейным и с кабельным питанием с электрооборудованием трехфазного тока напряжением 220 и 380 В, по особому заказу 500 В (табл. 2.1). Они предназначены для перемещения различных грузов на складах и станциях.
Самомонтирующиеся козловые краны имеют устройства для их монтажа на месте установки без вспомогательных приспособлений. На бесконсольных и двухконсольных кранах грузоподъемностью 5 т эта работа производится при помощи электродвигателя и привода механизма передвижения крана. Специальная муфта позволяет переключать этот привод с механизма передвижения на барабаны подъема фермы крана.
У козловых самомонтирующихся бесконсольных кранов Тульскою завода «Желдормаш» грузоподъемностью 5000 кг с пролетами 9,3 и 11,3 м типов 816-8-00-00, 972-00-00, трубчатого крана КК-5 Буренского машиностроительного завода,  подъем и перемещение груза вдоль крана осуществляются при помощи электрической тали ТЭ-501 или ТЭ5-911, подвешенной на монорельс крана.
ГОСТ 7352—75 «Краны козловые крюковые электрические общего назначения» распространяется на краны грузоподъемностью от 3,2 до 32 т, с пролетом от 10 до W2 м и предусматривает выпуск кранов типов- ККТ—с электроталью, имеющих срок службы 15 лет, и КК—с грузовой тележкой со сроком службы 15 и 25 лет.
Примеры условных обозначений козловых кранов грузоподъемностью 5 т, пролетом 16 м и высотой подъема 10 м:

У самомонтирующихся кранов остальных типов общего назначения подъем и перемещение груза вдоль крана осуществляются крюковой тележкой крана, обычно однотипной с тележками мостовых кранов, выпускаемых серийно. В оптовую цену крана не включается стоимость установки для кондиционирования воздуха в кабине крановщика и специального электрооборудования.
Двухконсольный самомонтирующийся кран КДКК-10 с тележкой грузоподъемностью 10 000 кг Тульского завода имени Μ. И. Калинина предназначен для погрузки в вагоны и автомобили и выгрузки из них контейнеров, металлоизделий, лесоматериалов и сыпучих грузов на грузовых дворах железнодорожных станций и открытых складах промышленности. Крап оборудован дополнительным устройством, позволяющим применять грузоподъемный магнит, моторный захват лесоматериалов, моторный грейфер для сыпучих грузов.
Для погрузки-выгрузки рельсов, шпал и рельсовых звеньев на звеносборочных базах применяется кран КПБ-10, представляющий собой агрегат из двух козловых кранов КДКК-10, управляемых из одной кабины. Последняя оборудована установкой кондиционирования воздуха.
Козловые краны завода подъемно-транспортного оборудования в Комсомольске-на-Амуре выпускают в двух модификациях: К8М грузоподъемностью 12 500 кг и пролетом 16 м и К8А грузоподъемностью 8000 кг и пролетом 25 м. Для погрузки и выгрузки длинномерных грузов применяется козловой кран ККС-10, в конструкции которого много общих узлов с кранами ККУ-7,5 и ККУ-10 Узловского машиностроительного завода им. И. И. Федунца. Мост крана ККС-10 состоит из пяти секций. При изъятии средней секции длиной 12 м пролет крана уменьшается с 32 до 20 м. Двухконсольные козловые краны типа ККУ-7,5, ККУ-10 Черногорского РМЗ Минтяжстроя и ККС-10 конструктивно выполнены одинаково. Они имеют широко расставленные опоры трапециевидной формы с просветом между ногами, на максимальной высоте равным 8,5 м, что позволяет перемещать без разворота грузы длиной до 8 м на высоте 8 м. Кран ККУ-7,5 выпускался с подвижной или неподвижной кабиной, а ККУ-10 только с подвижной. У кранов всех трех типов механизмы передвижения грузовой тележки и механизмы передвижения крана аналогичны. Двухконсольные самомонтирующиеся краны ККЛ-12,5 предназначены для замены кранов типа ККС. Краны ККЛ-12,5 должны поставляться в комплекте с захватами радиального и торцового типов. Конструкция торцового грейфера позволяет производить штабелирование и погрузку пакетов круглых лесоматериалов.
Краны ККУ-12,5 грузоподъемностью 12 500 кг с пролетом 32 м Узловского машиностроительного завода используются на складах лесозаготовительных предприятии и полигонах заводов железобетонных изделий.
Бесконсольный козловой кран К-305Н, изготовляемый по проекту института «Промстальконструкция» Калининградским РМЗ Минмонтажспецстроя (табл. 2.2) является вариантом крана К-183. Исключением двух секций моста по 6 м пролет крана уменьшается с 14 до 32 м, а его грузоподъемность увеличивается с 18 000 до 30 000 кг При исключении еще одной секции грузоподъемность крана возрастает до 40 000 кг, этот кран получил индекс К-405, его пролет равен 26 м. Металлические конструкции кранов К-182, К-305Н и К-505 выполнены из одинаковых узлов и отличаются только величиной пролета.
Аналогичную конструкцию имеют фермы бесконсольных кранов К-122, К-152, К-202, К-302 и К-502, выпуск которых промышленностью прекращен. Кинематические схемы механизмов передвижения этих кранов, схемы запасовки тросов и технические характеристики их — см. первое издание настоящего справочника. Там же даны кинематические схемы козловых самомонтирующихся кранов завода «Подъемник», которые в настоящее время не изготавливаются, но еще используются.
Техническая характеристика козловых кранов; получивших широкое применение на нижних лесных складах леспромхозов для разгрузки лесоматериалов, в том числе и хлыстов с лесовозных вагонов, и погрузки их в железнодорожный подвижной состав широкой колеи, приведена в табл. 1.21.
Кран ЛТ-62 является модернизацией крана К-305Н и выпускается с пролетом 32 и 40 м. Этот кран отличается от крана К-305Н увеличенной высотой, базой, скоростями тележки, крана и поднимаемого груза. Кран ЛТ-62 комплектуется грейфером ЛТ-59 с поворотным устройством (см. главу 6).
Краны козловые с электрической талью выпускаются Днепропетровским районным РМЗ (ККТ-1-3,2-12,5) и Одесским механическим заводом (ККТ-516). Козловые краны с грузоподъемной тележкой выпускаются Днепропетровским механическим заводом Минэнерго в г. Запорожье (К-30-32, КСК-30-42В, КС-50-42Б), Челябинским механическим заводом (КК-20 32), Красноармейским РМЗ Минтяжстроя (ККК-16), Одесским механическим заводом № 216 (КК-12,5-25), Запорожским РМЗ Минтяжстроя УССР (3ΡΜ3-20-32), заводом № 2 Министерства сельского хозяйства (ККТМ), Золотоношский РМЗ Минтрансстроя (ККТС-20), Каширским заводом металлоконструкций Мосэнергостроя (К2К-20/3Г), Александрийским заводом (ККЛ-32). Урюпинский крановый завод имени В. И. Ленина выпускает краны грузоподъемностью 5000 и 10 000 кг с пролетом соответственно 16 и 32 м. Самомонтирующиеся краны К КС-10 изготовляются Красноармейским ремонтно-механическим заводом Министерства строительства УССР и К К-5-25-32 — Волгоградским опытно-экспериментальным заводом.

Для козловых крапов остальных типов подкрановые пути должны быть уложены из рельсов типа Р43, на полушпалах типа 1, длиной 1350 мм с расстоянием между шпалами 500 мм, на щебеночногравийном балласте толщиной 400 мм. При этом объем балласта на одно звено пути составит 48,3 м3.