Содержание материала

Смазочные материалы разделяются на жидкостные смазочные масла и консистентные смазки или мази. Основные смазочные масла вырабатывают из мазутов, из которых удаляют нафтеновые кислоты, асфальтосмолистые вещества и другие нежелательные соединения.
В соответствии с существующими стандартами основными показателями качества смазочных масел являются их вязкость, температура застывания и вспышки, зольность, кислотное число, содержание механических примесей и влаги.
Различают вязкость динамическую (коэффициент внутреннего трения), выражаемую в паузах (сотая часть— сантипуаз), и кинематическую (удельный коэффициент внутреннего трения). представляющую отношение динамической вязкости к плотности жидкости при одинаковой температуре, выражаемую в стоксах (ст) (сотая часть—сантистокс—сст). Условная или относительная вязкость при температуре  выражается в условных градусах и обозначается знаком ВУ (например, ВУ50° или ВУ100°). Цифры 50 и 100 характеризуют отношение времени истечения масла из вискозиметра при вышеуказанных температурах ко времени истечения воды при температуре 20° С. Относительная вязкость показывает, во сколько раз вязкость данною масла больше вязкости воды.
Если известна кинематическая вязкость, то, умножая ее на плотность масла (удельный вес, принимаемый обычно 0,9), получают динамическую вязкость.

Жидкие смазочные масла разделяют на масла общего назначения (индустриальные), трансмиссионные масла для двигателей внутреннего сгорания (автотракторные, авиационные), для паровых машин и для целевого назначения (компрессорные, турбинные, осевые и др.).


ККУ-7,5
ККУ-10 ККС-10 К-182

Подъем груза
Передвижение тележки.
Подъем груза
Передвижение тележки.
Подъем груза
Передвижение тележки,
Подъем груза .

4,0
11,0
8,5
15,0
8,8
22,0

80
170
12 41

  1. 41

 

Передвижение тележки.

15,5

200

0,71

К-305

Подъем груза

22,0

2х 150

0,7-12,1

Передвижение тележки.

15,5

85

0,7-7,1

К-405

Подъем груза . .

22,0

2-1,50

1071-742

К-505

Передвижение тележки. .
Подъем груза .

15,5
22,0

160 2x150

071—71
3071-4 26

ТЭ-5-911

Передвижение тележки. .
Электротали
Подъем груза .

15,5
ш
15,5

140
16,8

3071-74
665-69 2

Для улучшения природных качеств нефтяных масел, а также для придания им новых необходимых качеств добавляют различные  вещества в небольшом количестве — присадки — от долей процента до 3-10%.
Смазочные масла подразделяются по назначению на дизельные, для карбюраторных двигателей, трансмиссионные, индустриальные, цилиндровые, компрессионные, трансформаторные и др. Отдельные марки этих масел используют для смазки агрегатов и механизмов погрузочно-разгрузочных машин. Характеристика наиболее распространенных видов жидких смазочных масел приведена в табл. 9.13 и 9.14.

Дизельные масла предназначаются для смазки дизелей (с воспламенением от сжатия) различных типов и назначении. Масла для быстроходных дизелей обозначаются буквой Д. Индекс «п» говорит о присутствии в масле комплексной присадки, а цифра означает среднюю вязкость масла при 100° С в сантистоксах.

Автотракторными маслами называется группа масел, применяе мых главным образом для смазки узлов трения карбюраторных двигателей автокранов, автопогрузчиков и пневмоколесных кранов.
Авиационные масла применяются для авиадвигателей и быстроходных форсированных дизелей типов 2Д-6, В2-300, импортных дизельных двигателей. Авиационные масла (ГОСТ 21743—76) вырабатываются нескольких марок: МС-14, МС-20, МК-22, МС-24.

Наименование


Наименование масел

Марка

 

 

Масло АМГ-10 (ГОСТ 6794 — 75) ...
Гидравлическое зимнее масло (ВТУТНЗ 152-04)
Масло кремний-органическое ОКБ-122 (ТУ 4216-55) ...

АМГ-10
№ 3

(10)
(3,8
—5,0)
(11-14)

0,0
0,0-
0,20

 

 

Жидкость кремний-органическая (ТУ 2337-50)

№ 16
ВПС

(19-25)
10
(не

0,25
0,03

-70
-70

170
120

Жидкость кремний-органическая (ВТУ 16-60)

ПМС-200А

ниже)
10-350

 

-65

290

Трансформаторное ТК (ГОСТ 982—68*)

тк

9,6

 

—45

135

Индустриальные масла применяются в гидравлических системах разнообразных механизмов, работающих в основном при нормальной температуре окружающего воздуха и при отсутствии непосредственного контакта с паром, горячим воздухом и газом (ГОСТ 20799—75) марок ΙΙ-12Α, ΙΙ-20А, ΙΙ-25А, ΙΙ-30А и ΙΙ-40А.
Масла моторные автомобильные для карбюраторных двигателей (ГОСТ 10541—78) изготовляют следующих марок. М-8А, M-8Б, М-8В, М-8Г, М-12Г, для автотракторных дизелей (ГОСТ 8581 78*) марки — зимние М-8В2, М-8Г2 и летние М-10В2, М-10Г2, где буква М обозначает моторное масло, цифра 10 — уровень вязкости при 100° С в сСт, буква Г с индексом 2, что масло по эксплуатационным свойствам относится к группе Г и предназначено для смазывания высокофорсированных дизельных двигателей.
Масла осевые (ГОСТ 610—72) служат для смазки шеек колесных пар подвижного состава, кранов на железнодорожном ходу и выпускаются марок Л — летнее, З — зимнее и С — северное.
Масла турбинные (ГОСТ 32—74*) предназначаются для смазки и охлаждения подшипников паровых и водяных турбин и генераторов электрического тока.
Масла компрессорные (ГОСТ 1861-73) используют для смазки компрессоров низкого и среднего давлении.

Масла для паровых машин (ГОСТ 6411—76*) используют дли смазки стенок цилиндров, сальников паровых машин, а также зубчатых и червячных передач, работающих с большими нагрузками и малыми скоростями.
Тяжелые цилиндровые масла (ГОСТ 6411—76*) используют для смазки паровых машин, штоков сальников, органов парораспределения и других деталей, соприкасающихся с перегретым паром.
Топливо для быстроходных дизелей в соответствии с ГОСТ 4749—73* выпускается марок ДА, ДЗ, ДЛ. Дизельное арктическое топливо ДА с температурой застывания —6° С предназначено для зимних условий эксплуатации машин в районах с температурой воздуха ниже —30° С. Зимнее дизельное топливо ДЗ используется при эксплуатации машин при температурах от 0 до —30° С. Летнее дизельное топливо ДЛ используется в летних условиях эксплуатации при температурах воздуха выше 0° С.
Топливо дизельное для автотракторных и судовых дизелей ГОСТ 305-73* выпускается марок А — арктическое, 3 — зимнее, ЗС —зимнее северное, Л — летнее.
Дизельное топливо ГОСТ 305—73*и 4749—73* должно иметь высокую теплоту сгорания и быть химически стабильным — сохранять свои качества при хранении.
Для двигателей 1Д6 рекомендуется дизельное топливо: летом при температуре выше 5° С — ДЛ (ГОСТ 4749—73*) или Л (ГОСТ 305—73*), зимой и при низких температурах — ДЗ (ГОСТ 4749—73*) или 3 (ГОСТ 305—73*). При температуре окружающего воздуха ниже —30° С применяют топливо ДА (ГОСТ 4749— 73*). Вместо топлива ДА можно применять топливо ДЗ или 3 с добавлением до 50% тракторного керосина (ГОСТ 18499—73).
Для двигателей К-559 и К-661 применяют дизельное топливо по ГОСТ 4749-73* и ГОСТ 305—73*.
Трансформаторы, реостаты, масляные выключатели и гидравлические системы зимой заливают трансформаторным маслом (ГОСТ 982—68*). Для заполнения гидросистем в летнее время применяют масло веретенное АУ (ГОСТ 1642—75*).
Трансмиссионные масла служат для смазки узлов силовой передачи (коробка передач, задний мост), рулевого управления и других механизмов автокранов и тракторных погрузчиков, а также редукторов и других механизмов погрузочно-разгрузочных машин.
Консистентные смазки представляют собой минеральные масла, загущенные парафином, мылами, церезином, солями естественных (жировые смазки) и синтетических кислот. Консистентные смазки подразделяются на два класса: универсальные (У) и специального назначения — автотракторные (А), индустриальные (И). Вторая буква, стоящая после класса смазок, характеризует их различные свойства и область применения: Н — низкоплавкая (до 65° С), С — среднеплавкая (до 100° С), Т — тугоплавкая, М — морозостойкая, В — влагостойкая, Э — эмульсионная, А — активированная (в конце маркировки), Л — летняя, З — зимняя, Ш — для шасси.
Если сорт имеет несколько марок, то в конце, после букв, ставится цифровой порядковый индекс.
В зависимости от мыльного загустителя смазки подразделяются на кальциевые (солидолы), расплавляющиеся при низкой температуре; влагостойкие, применяющиеся для смазки деталей,