Содержание материала

В СССР экскаваторы с жесткой подвеской рабочего оборудования с гидравлическим приводом выпускаются пневмоколесные и гусеничные с одномоторным и многомоторным приводом.
В зависимости от ходового устройства экскаваторы подразделяются на 4 типа: ЭГ — гусеничный, ЭГУ — с увеличенной поверхностью гусениц, ЭП — пневмоколесный, ЭСШ — на специальном шасси автомобильного типа. Экскаваторы подразделяются на размерные группы в зависимости от емкости ковша: 3 — с ковшом емкостью 0,4 м3, 4—0,65 м3, 5 — 1,0 м3, 6 — 1,25 и 1,6 м3, 7—2,5 м3.
Экскаваторы должны быть работоспособными при температуре окружающего воздуха от 233 до 313 К (от + 40 до —40°С), и в пределах этих температур в течение 30 мин должен осуществляться запуск двигателя внутреннего сгорания. Емкость топливных баков должна обеспечивать непрерывную работу двигателя экскаватора в течение не менее 16 ч.

Гарантийный срок устанавливается 18 месяцев со дня ввода экскаватора в эксплуатацию, срок хранения 6 месяцев с даты погрузки до ввода в эксплуатацию.
Индексация одноковшовых экскаваторов, выпускаемых Минстройдормашем, имеет сходство с индексацией самоходных стреловых кранов общего назначения (см. рис. 3.2).
Пример условного обозначения: ЭО-5123БС — экскаватор одноковшовый универсальный пятой размерной группы, на гусеничном ходовом устройстве, с гибкой подвеской рабочего оборудования, третья модель, прошедшая вторую модернизацию, в северном исполнении.
Рабочий процесс экскаватора с гибкой подвеской рабочего оборудования (с одномоторным и многомоторным приводом) включает операции рабочего цикла и операцию передвижения машины, которая производится после того, как с места стоянки станет невозможно или неудобно разрабатывать грунт или черпать груз.
Рабочий цикл имеет пять основных операций: копание грунта или захват груза, перемещение заполненного ковша к месту разгрузки путем вращения поворотной платформы с рабочим оборудованием, разгрузку ковша в транспортное средство, поворот платформы с порожним ковшом к забою, опускание и установка ковша для следующего копания.
Большинство одноковшовых кранов-экскаваторов на пневмо- колесном и гусеничном ходу, кроме экскавационного, имеют сменное крановое оборудование  — крюк и грейфер. ЭО-3311Г является модернизированной моделью экскаватора Э-302Б, ЭО-3111В — моделью экскаватора Э-305Б, ЭО-3211В — моделью экскаватора Э-304В, имеющего умеренно-удлиненный гусеничный ход, предназначенный для выполнения различных земляных работ на слабых грунтах.
Управление механизмами кранов-экскаваторов гидравлическое или рычажное. Краны-экскаваторы Э-504, 652Б-ХЛ, ЭО-5111 АС, Э-1252БС, Э-2505 предназначены для эксплуатации в условиях Крайнего Севера при температуре воздуха до—60° С. По параметрам экскаватор Э-1252БС не отличается от крана-экскаватора Э- 1252Б. Краны-экскаваторы ЭО-6121 и ЭО-6122 отличаются друг от друга только двигателем: у первого дизель, у второго электродвигатель, питающийся от внешней сети переменного тока.
Воронежский экскаваторный завод изготавливает экскаваторы Э-1251Б, Э-1252Б, Э-1252БС, ЭО-2503, Э-2505, ЭО-6121 и ЭО-6122, Ташкентский —Э-304В, Костромской—Э-10011Д, Э-10011Е и ЭО-5111АС, Киевский и Галичский—Э-5015А и ЭО-2621А, Киевский — ЭО-4321, Ковровский — ЭО-4121, Саранский — ЭО-2621А, Ленинградский и Калининский — ЭО-3322А и ЭО-3322Б, Донецкий—Э-652Б и Э-652Б—ХЛ, Кентаусский—ЭО-3311Г и ЭО-3111В.
Общая техническая характеристика крапов-экскаваторов с жесткой подвеской рабочего оборудования с гидравлическим приводом (ГОСТ 22894—77Е «Экскаваторы с жесткой подвеской универсальные гидравлические. Технические требования»), пневмоколесных (ЭО-2621А, ЭО-3322, ЭО-4321) и гусеничных приведена в табл. 3.10, экскаваторов одноковшовых универсальных гусеничных с гибкой подвеской рабочего оборудования, изготовляемых в соответствии с ГОСТ 17343—71,— в табл. 3.11. Основные технические данные по экскаваторам, снятым с производства,