Содержание материала

Глава 8
ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ПРИВОДЫ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ МАШИН, ЭЛЕКТРОТЕЛЕЖЕК

Общие сведения

Аппаратура управления электроприводом подъемно-транспортных машин служит для пуска и остановки электродвигателей, перемены направления вращения, регулирования скоростей и торможения, защиты от перегрузок и повреждений. К этой аппаратуре относятся рубильники, пакетные выключатели, плавкие предохранители, барабанные и кулачковые контроллеры, магнитные контроллеры, командоконтроллеры, магнитные пускатели, электромагнитные реле, реле тепловые и времени, конечные выключатели, тормозные электромагниты и реостаты. При ручном управлении электроприводом применяют рубильники, различные контроллеры, реостаты, воздействующие на силовую цепь электродвигателя (цепь статора или ротора при переменном токе, а при постоянном — цепь последовательных обмоток возбуждения и якоря). При автоматическом и полуавтоматическом управлении применяют командо- аппараты, кнопки, путевые и конечные выключатели и переключатели, командоконтроллеры, включенные в маломощную цепь управления автоматических аппаратов— контакторов и реле.
Аппаратура выпускается открытой, закрытой и газовзрывобезопасной, брызгонепроницаемой, водозащищенной, для различной окружающей среды (отапливаемые и неотапливаемые, сырые, жаркие, пыльные, пожаро- и взрывоопасные помещения и для работы на открытом воздухе). Нормируется число включений в час, которое способен выдержать аппарат, а также относительная продолжительность включений.
При выборе и заказе аппаратуры все эти условия должны быть учтены и оговорены в заказе. Крановое электрооборудование трехфазного тока изготовляют на напряжение 220, 380 и 500 В, постоянного тока — на напряжение 220 и 400 В.
Аппараты электрические постоянного тока для аккумуляторных погрузочно-разгрузочных машин, электротягачей и электротележек (ГОСТ 12049—75) изготовляют на номинальное напряжение 24, 36, 40, 48, 72, 80, 110, 160 и 220 В.
Значения номинальных токов аппаратов силовой цепи (контакторов, контроллеров, штепсельных соединений и т. д.) выбирают из ряда 25, 40, 63, 100, 160, 250, 400 и 630 А. Значения номинальных токов блок-контактов аппаратов (контроллеров, командо-контроллеров, штепсельных соединений, концевых выключателей, контакторов и др.) выбираются из ряда I, 2, 5, 4, 6 и 10 А, а предохранители и токовые реле могут иметь значения, дополнительные к данному ряду номинальных токов.
Аппараты изготовляются для работы в одном из двух режимов: продолжительном и повторно-кратковременном. Для повторнократковременного режима работы аппаратов нормируются значения относительной продолжительности включения ПВ=15, 25, 40 и 60%. Номинальный режим работы двигателей постоянного тока для машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта (ГОСТ 12049—75) — повторно-кратковременный S3 по ГОСТ 183—74 с продолжительностью включения: для двигателей передвижения—83—40%, для двигателей гидронасоса 83—25%.
Предохранители для силовых цепей с номинальным напряжением до 40 В включительно согласно вышеупомянутому стандарту должны отключать предельные токи до 1800 А в цепи аккумуляторной батареи при активной нагрузке и возвращающемся напряжении 55 В постоянного тока. Для цепей с номинальным напряжением от 40 до 220 В предохранители должны отключать предельные токи от 3000 Л в цепи аккумуляторной батареи при активной нагрузке и возвращающемся напряжении 300 В постоянного тока.
Номинальное количество включений в час для аппаратов, управляемых вручную или ножным приводом, — 150, для электромагнитных аппаратов—300. Электромагнитные аппараты должны допускать работу в течение 1 ч с числом включений до 600.

Ручное управление электроприводом

Контроллеры служат для пуска и остановки электродвигателей и различных переключениях электрических цепях, в том числе для изменения направления вращения, торможения и изменения скорости вращения. Контроллеры выпускаются кулачковые и магнитные для постоянного и переменного тока различного напряжения. Получение различных схем соединений и соблюдение последовательности осуществляются поворотом рукоятки контроллера на определенный угол.
Крановые кулачковые контроллеры переменного тока выпускают для механизмов подъема и передвижения типов ККТ-61А, ККТ-68А для приводов с электродвигателями, имеющими фазовый ротор, а для приводов с короткозамкнутыми электродвигателями — типа ККТ-63А. Для одновременного управления двумя электродвигателями служит контроллер ККТ-62А. Основные технические данные кулачковых контроллеров приведены в табл. 8.1.
Технические данные контроллеров кулачковых и бесступенчатых угольных контроллеров постоянного тока, получивших распространение на погрузочно-разгрузочных машинах с аккумуляторами, приведены в табл. 8.2.
Изготовитель магнитных контроллеров ТСА, ТА и ДТА — московский завод «Динамо», К, ДК, КС и ДКС — московский завод «Памяти революции 1905 года». Основные технические данные крановых магнитных контроллеров переменного тока типа К, ДК, КС, ДКС для управления одним и двумя двигателями механизма подъема или горизонтального передвижения типа ТА, ДТА для механизмов передвижения типа ТСА, ТСАЗ для механизмов подъема приведены в третьем издании справочника.

 Для ограничения пусковых токов электродвигателей самоходных аккумуляторных погрузочных машин, а также при реостатном торможении и регулировании скорости вращения их электродвигателей применяются плоские и цилиндрические сопротивления типов КФ-500 и ЗС-002 в электрических цепях напряжением до 220 В. Данные о пускорегулирующих сопротивлениях открытого типа НК и НФ приведены в табл. 8.5. Техническая характеристика сопротивлений к крановым электродвигателям переменного тока MTF приведена в табл. 8.6, а к электротележкам и электропогрузчикам — в табл. 8.7.

Аппаратура для управления тормозами.

Все подъемно транспортные машины оборудуют тормозными устройствами, обеспечивающими в механизмах подъема остановку груза и удерживание его в подвешенном состоянии, а в механизмах поворота и передвижения — остановку их на определенной длине тормозного пути. В механизмах грузоподъемных кранов чаще всего применяют ленточные и колодочные тормоза. Основные технические данные колодочных тормозов общего назначения приведены в табл. 8.8.
Приводом механизмов оттормаживания колодочных и ленточных тормозов служат тормозные электромагниты, а также электро- гидравлические толкатели.

  Сопротивления к крановым электродвигателям МТГ

Крановые тормозные электромагниты по роду тока разделяют на: электромагниты постоянного тока, которые в зависимости от их подключения к цепи главного тока делят на электромагниты последовательного и параллельного возбуждения; электромагниты переменного тока — трехфазные и однофазные.
По конструкции электромагниты разделяют на длинноходовые (перемещение якоря от 20 до 150 мм) и короткоходовые (перемещение якоря от 2 до 4,5 мм). Первые применяют для приведения в действие главным образом грузовых, вторые—пружинных тормозов.
Селеновый выпрямитель типа ВСК-1 предназначен для питания тормозных электромагнитов постоянного тока МП-101, МП-201 и МП-301 от сети переменного тока напряжением 220 и 380 В.

Основные технические данные селенового выпрямителя ВСК-1

Тормоза колодочные общего назначения

Для кранов с приводом постоянного тока применяют длинноходовые электромагниты типа КМП (табл. 8.9 и 8.10) и водозащитные ВМ (табл. 8.11). Короткоходовые электромагниты типа МП (табл. 8.12) предназначены для размыкания колодочных пружинных тормозов типа ТК, а для установок переменного тока — длинноходовые электромагниты трехфазного тока типа КМТ (табл. 8.13) и короткоходовые электромагниты однофазного тока типа МО (табл. 8.14).
Тормозные электромагниты трехфазного тока КМТ и однофазного тока (короткоходовые) МО или МОБ включают параллельно со статором электродвигателя. Они служат для растормаживания тормоза дистанционного управления, поднимая груз тормоза или сжимая пружины в момент включения электродвигателя.
Электромагниты постоянного тока типов КМП и ВМ и трехфазного тока типа КМТ выпускает завод «Кранэлектроаппарат» (г. Комсомольск Ивановской области). Электромагниты трехфазного тока типов КМТД-100 и КМТД-102 выпускает Винницкий электротехнический завод, электромагниты тормозные однофазные МО— Новосибирский механический завод. Наряду с тормозными электромагнитами для управления тормозами используют электрогидравлические толкатели. Колодочные тормоза с электрогидравлическими толкателями установлены на стреловых железнодорожных кранах К-161 и К-251, козловых кранах КДКК-10, ККС-10 и др.
Электрогидравлические толкатели типа Т, предназначенные для замыкания и размыкания гидравлического привода тормозов подъемно-транспортных машин, дают возможность получения любой плавности торможения и обеспечивают высокую надежность работы тормозной установки (табл. 8.15, 8.16 и 8.17).

Таблица 8.17
Тормоза колодочные с гидротолкателями