Грузозахватные приспособления для среднетоннажных и крупнотоннажных контейнеров
Полуавтоматический строп системы А. В. Гончарова предназначен для механической отстропки универсальных контейнеров УУК-3 и УУК-5 массой брутто 2,5 (3,0) и 5,0 т. Захват состоит из четырех гибких тяг с грузовыми крюками по концам. Другие концы гибких тяг присоединены к балансирной головке, укрепленной на конце выходного вала редуктора, служащего для поворота стропа с контейнером. Застропки контейнеров рассматриваемым захватом осуществляется вручную, для отцепки стропа машинисту крана достаточно нажать на кнопку При этом растормаживается лебедка, траверса под действием собственного веса опускается и выводит крюки из зацепления. В нормальное положение траверса приводится вращением лебедки в обратную сторону. Для разворота контейнера на весу строп имеет механизм поворота.
Полуавтоматический строп системы А. Н. Кунцевича содержит цепи. Для отстропки имеется специальная сошка, которая при упоре в крышу контейнера воздействует на тяги, выводящие крюки из зацепления.
Применение полуавтоматических стропов позволяет производить погрузку и пыгрузку среднетоннажных универсальных контейнеров при одном стропольщике вместо двух в случаях использования обычных четырехкрюковых гибких стропов, навешиваемых на крюк крана.
Для механической застропки и отстропки указанных выше контейнеров массой брутто 2,5 (3) и 5 т, оборудованных типовыми грузоподъемными устройствами в виде утопленных в крышах рымов, применяется автостроп ЦНИИ МПС— ХИПТ с поворотной головкой, подвешиваемой вместо крюковой обоймы к козловому крану К К-5 Основные узлы автостропа: рама, две передвижные каретки с захватными органами, привод перемещения кареток, являющийся одновременно и приводом механизма наводки. Автостроп снабжен автоматической блокировкой, исключающей неправильную застропку контейнера, а также подъем ненадежно застропленного контейнера и отцепку его на весу.
Техническая характеристика автостропа
Грузоподъемность, т .. 5
Расстояние между захватами, мм:
минимальное .. 720
максимальное .. 1940
Время застропки и отстропки (с наводкой) контейнера, с 13,2
Количество захватов 16
Тип электродвигателя АОЛ-22-4
Мощность, кВт ... 1,5
Частота вращения, об/мин . 1400
Габариты мм:
высоты от крыши контейнера до верхней точки поворотной головки 1220
длина . 1800
ширина .. 1520
Масса, кг ... 420
Для быстрой замены одного грузозахватного приспособления другим, входящим в набор захватов для крана (автостроп, магнитная плита, челюстной захват для леса), ПТКБ ЦП МПС разработаны универсальные обоймы с поворотной головкой для кранов грузов.
Универсальные обоймы кранов
Цикл работы контейнерного козлового крана с универсальной обоймой и автостропом ЦНИИ МПС состоит из следующих операций:
передвижение крана и тележки в сторону контейнера;
опускание автостропа и его наведение (с помощью кнопок на пульте) на контейнер. Для ориентации автостропа относительно контейнера используются козырьки;
раздвижка рабочих органов автостропа и застропка контейнера;
подъем контейнера и перемещение его краном и тележкой в нужное место.
Дистанционно управляемые захваты с гибкой подвеской к грузоподъемному механизму получили широкое распространение в последние годы на контейнерных перегружателях, козловых кранах, а также на портальных кранах общего назначения, которые широко используются на перегрузке контейнеров.
Известны различные конструкции захватов для контейнеров массой брутто 10, 20 и 30 т. Для всех них общим и характерным является наличие рамы с вмонтированными в углах поворотными кулачками, осуществляющими захват контейнера за верхние угловые фитинги. Захваты отличаются одновременным поворотом всех четырех указанных выше кулачков.
Унифицированный захват типа РПЧ предназначен для перегрузки крупнотоннажных контейнеров массой брутто 20 и 30 т, а также тяжеловесных грузов, может быть использован в комплексе с козловыми кранами типов КК-20, К-30511. Захват представляет собой двухрамную конструкцию: одна из рам предназначена для перегрузки 20-тонных контейнеров, а другая для 30-тонных. Для перегрузки последних рамы соединяются с помощью поворотных кулачков. Поворот их производится синхронно. Простота конструкции захвата и применение электромеханического привода повышают надежность в работе, удобство в обслуживании и ремонте. Управление операциями по застропке-отстропке контейнеров за верхние фитинги осуществляется дистанционно из кабины крановщика.
В Ильичевском морском порту разработан автоматический захват модели ВКИ-1С для крупнотоннажных контейнеров с механическим приводом поворота кулачков. Захват может использоваться на любом кране соответствующей грузоподъемности без дополнительного оборудования.
Техническая характеристика захвата
Грузоподъемность, т ... 20; 32
Расстояние между осями поворотных кулачков, мм:
в продольном направлении .. 5853±3
в поперечном направлении ... 2259±1,5
по диагонали . 6274±3
Высота (от опорной поверхности несущей
рамы до оси крюка крана), мм ... 4500
Масса, кг 1525
В морских портах СССР применяются также автоматические захваты для крупнотоннажных контейнеров зарубежных фирм «Lewis Stands» (Норвегия).
ГОСТ 23002—78 «Спредеры для крупнотоннажных контейнеров» предусматривает основные параметры и размеры этих машин. Спредеры предназначены для перегрузки при застропке сверху крупнотоннажных контейнеров с угловыми фитингами портальными, козловыми, мостовыми кранами и причальными перегружателями, перемещающимися по рельсовым путям, а также автопогрузчиками и контейнеровозами
ГОСТ 22661—77 «Захваты для контейнеров массой брутто 2,5 (3,0) и 5,0 т» содержит основные технические условия.