Содержание материала

  Для карбюраторных двигателей основным топливом является бензин и керосин, обладающие карбюрационными свойствами (испаряемостью, плотностью и вязкостью), влияющими на процесс образования горючей (топливно-воздушной) смеси.
Карбюраторный двигатель развивает необходимую мощность и имеет нормальный износ деталей при работе на бензине определенного качества в соответствии с ГОСТ 2084—77. Этим стандартом для двигателей грузовых автомобилей, кранов, погрузчиков предусмотрен автомобильный бензин марок А-72, А-76 и для легковых автомобилей АИ-93 и АИ-98, где буква А означает «автомобильный бензин», а число, стоящее за буквой (так называемое октановое число), характеризует детонационную стойкость данной марки бензина. Чем выше октановое число бензина, тем лучше его антидетонационные свойства.
Для повышения октанового числа бензинов к ним добавляют антидетонаторы. В качестве антидетонаторов чаще всего применяют этиловую жидкость, основной частью которой является тетраэтилсвинец.
Бензины А-76 зеленого цвета, АИ-93 синего и AИ-98 желтого выпускаются с антидетонаторами, называются этилированными. При обращении с ними следует соблюдать правила безопасности, предусмотренные специальной инструкцией. Для эксплуатации автомобилей в городах и районах, а также при использовании на предприятиях, где запрещено применение этилированных бензинов, вырабатываются и поставляются неэтилированные бензины всех марок А-72, А-76, АИ-93, АИ-98.
Автомобильные бензины подразделяются на летний, который применяется в период с 1 апреля по 1 октября во всех районах, кроме северных и северо-восточных (в южных районах — круглый год), и зимний, применяемый круглый год в северных и северо-восточных районах и в остальных районах с 1 октября по 1 апреля.
Топливо для быстроходных дизелей в соответствии с ГОС. Г 4748—73* выпускается марок ДА, ДЗ, ДЛ. Дизельное арктическое топливо ДА с температурой застывания — 60° предназначено для зимних условий эксплуатации машин в районах с температурой воздуха ниже — 30° С. Зимнее дизельное топливо ДЗ используется при эксплуатации машин при температурах от 0 до —30 С Летнее дизельное топливо ДЛ используется в летних условиях эксплуатации при температурах воздуха выше 0°С.
Топливо дизельное для автотракторных и судовых дизелей ГОСТ 305—73* выпускается марок Λ — арктическое, 3 — зимнее, ЗС — зимнее северное, Л — летнее.
Дизельное топливо ГОСТ 305—73* и 4749—73* должно иметь высокую теплоту сгорания и быть химически стабильным сохранять свои качества при хранении.
Для двигателей 1Д6 рекомендуется дизельное топливо: летом при температуре выше 5°С—ДЛ (ГОСТ 4749—73*) или Л (ГОСТ 305—73*), зимой и при низких температурах — ДЗ (ГОСТ 4749 — 73') или 3 (ГОСТ 305—73*). При температуре окружающего воздуха ниже 30° С применяют топливо ДА (ГОСТ 4,49—73'). Вместо топлива ДА можно применять топливо ДЗ или 3 с добавлением до 50% тракторного керосина (ГОСТ 18499—73).

Охлаждающие жидкости предназначены для отвода тепла от двигателей внутреннего сгорания к должны обладать низкой температурой замерзания и высокой теплоемкостью. Они не должны коррозировать металлы, разрушать резиновые детали, образовывать накипь и загрязнять систему охлаждения. Наиболее распространенной и дешевой охлаждающей жидкостью для двигателей внутреннего сгорания является вода, но применение ее иногда ограничивается даже в летнее время из-за чрезмерной жесткости.
За единицу жесткости воды принимают миллиграмм-эквивалент (мг-экв) на 1 л, соответствующий содержанию в 1 л воды 20,04 мг ионов кальция или 12,16 мг ионов магния.
Воду с жесткостью выше 8 мг-экв/л для охлаждения двигателей внутреннего сгорания применять не рекомендуется. Такую воду необходимо предварительно умягчать. В качестве умягчителей применяют безводный тринатрийфосфат 55 мг на каждый миллиграмм- эквивалент умягчаемой воды или 53 мг безводной соды. Выпавшие при этом из жесткой воды соли в виде осадков удаляют.
Для удаления накипи, образовавшейся в системе охлаждения двигателей внутреннего сгорания, применяют специальные растворы, приведенные в табл. 7.4.

Таблица 7.5
Жидкости, замерзающие при низкой температуре

Для удаления накипи необходимо снять термостат, залить растворяй по истечении времени, указанного в табл. 7.4, запустить двигатель на 10—12 мин, после чего раствор слить и промыть 2—3 раза водой систему охлаждения.
В зимнее время систему охлаждения заливают охлаждающей жидкостью с низкой температурой замерзания, представляющей собой смесь воды и этиленгликоля. В зависимости от концентрации в смеси этиленгликоля температура замерзания может быть доведена до —75° С. Такую охлаждающую жидкость согласно ГОСТ 159—52* выпускают двух марок: 65 и 40 (цифры поясняют температуру замерзания жидкости). Жидкость марки 65 содержит в себе 64—65% этиленгликоля и 36—35% воды, а жидкость марки 40 содержит 52—55% этиленгликоля и 48—45% воды. Основные технические данные этих жидкостей приведены в табл. 7.5.
Жидкость марки 40 может выпускаться в концентрированном виде под маркой 40к. В этом случае после смешивания 1 л этого концентрата с 0,73 л дистиллированной воды получается охлаждающая жидкость марки 40. Свежие низкозамерзающие жидкости оранжевого (марка 65) или светло-желтого (марка 40) цвета и на вид почти прозрачны.