Выпускаемые промышленностью авто- и электропогрузчики снабжаются по заявкам заказчиков различными грузозахватными приспособлениями. Выпускаются унифицированные (одинаковые как для автопогрузчиков, так и для электропогрузчиков одной и той же грузоподъемности) сменные грузозахватные приспособления общего назначения (рис. 6.1), которые прикрепляются к унифицированной плите каретки авто- и электропогрузчиков грузоподъемностью от 0,5 т до 5 т. Привод унифицированных грузозахватных приспособлений гидравлический.
Наиболее распространенными сменными грузозахватными приспособлениями являются вилочные захваты — вилы (табл. 6.6).
При перемещении крупногабаритных легких грузов, не размещающихся на вилах стандартной длины, применяются надеваемые на эти вилы удлинители, которые увеличивают длину пил к пределах устойчивости погрузчика. При работе погрузчика с грузами, упакованными в тюки, кипы, пакеты, применяются сталкиватели грузов, основные данные по которым приведены в табл 6.7.
Боковые захваты предназначены для перемещения картонных коробок, пакетов, кип, тюков, ящиков посредством зажатия их с боковых сторон (табл. 6.8).
Двухчелюстные грейферные захваты для сыпучих грузов (песка, гравия, угля) и штучных грузов (бревен, дров, балансов, рудничной стойки) и бульдозерно-грейферный ковш для сыпучих грузов предназначены для выгрузки этих грузов автопогрузчиками из вагонов и погрузки их в автомобили.
Таблица 6.6
Захваты вилочных авто- и электропогрузчиков
Тип погрузчика и захвата | Грузоподъемность, кг | Рабочая длина вил, мм | Толщина вил, мм | Ширина вил, мм | Ширина уст?.. | |
наименьшая | наибольшая | |||||
ЭП-1008 . | 1000 | 800 | 36 | 125 |
|
|
ЭП-0,5, захват ПР1-0.5* | 500 | 730 | 25 | 100 | — | — |
4004, ЭП-1,0 ... | 750 | 750 | 25 | 100 | 220 | 738 |
АП-1,0, захват ПР1-1,0 . | 1000 | 800 | 36 | 36 | — | — |
КВЗ-0,2, КВЗ-04 . . . . | 1500 | 920 | 35 | 150 | 320 | 960 |
ЭП-2,0, АП-2,0 | 2000 | 1000 | 40 | 150 | — | — |
4015 . | 500 | 950 | 25 | 100 | 210 | 850 |
ЭПВ-104, ЭПВ-105 . . . | 750 | 800 | 40 | 120 |
|
|
ЭПВ-1 . | 1000 | 950 | 40 | 120 | . . . |
|
ЭПВ-1021 | 1000 | 800 | 36 | 120 |
|
|
ЭП-1006а . | 1000 | 800 | 36 | 125 |
|
|
ЭПВ-1,25 . | 1250 | 925 | 36 | 120 |
|
|
ЭП-103, ЭП-106 ... | 1000 | 750 | 40 | 100 | 220 | 750 |
ЭП-0601,ЭП-0602,ЭП-0603 | 630 | 800 | 30 | 100 | 210 | 830 |
ЭП-0801, ЭП 0802, | 800 | 800 | 30 | 100 | 210 | 830 |
ЭП-1003, ЭП-1004, ЭП-1005 | 1000 | 800 | 36 | 125 | 255 | 875 |
ЭП-1201. ЭП-1202, | 1250 | 800 | 36 | 125 | 255 | 875 |
ПТШ-1,5 .. | 3000 | 1050 | 50 | 150 | 380 | 1100 |
ЭП-3,2, АП-3,2, ΠΡΙ-3,2 | 3200 | 1100 | 50 | 150 | — | — |
4043М . | 3000 | 1200 | 60 | 150 | 450 | 1100 |
4045Р .. | 5000 | 1200 | 60 | 150 | 450 | 1100 |
ЭП-5,0, АП-5,0, ПР1-5,0 | 5000 | 1100 | 60 | 150 | — | — |
4046М . | 5000 | 1500 | 60 | 150 | 450 | 1100 |
4008 | 1000 | 1500 | 80 | 225 | 900 | 2500 |
4008 | 1000 | 3000 | 80 | 225 | 930 | 2500 |
4009, 4049 .. | 5000 | 1200 | 60 | 15 | — | 2000 |
4009, 4049 .. | 5000 | 2200 | 80 | 150 |
| 2000 |
Taблица 6.7
Сталкиватель автопогрузчиков
Параметры и размеры | Грузоподъемность автопогрузчика, кг | |||
500 | 1000 | 2000 | 3000 | |
Грузоподъемность автопогрузчика со сталкивателем при расстоянии от центра тяжести груза до передней стенки сталкивающем рамки 500 мм, кг ... | 375 | 750 | 1800 | 2500 |
Сила сталкивания (не менее), кг .. | 250 | 500 | 1000 | 1500 |
Ход передней рамки, мм | 650 | 670 | 855 | 930 |
Расстояние передней рамки от плиты каретки, мм. | 160 | 203 | 245 | 270 |
Выход передней рамки за пределы вил, мм | 50 | 40 | 80 | 50 |
Ширина задней рамки, мм | 740 | 800 | 1000 | 1200 |
Высота передней рамки, мм ... | 740 | 720 | 925 | 925 |
Расстояние от нижней кромки передней рамки до вил, мм . | 30 | 45 | 40 | 45 |
50 | 70 | 80 | 100 | |
диаметр штока | 25 | 32 | 40 | 40 |
ход поршня | 180 | 180 | 280 | 250 |
Рабочее давление в цилиндре, кг/см2 | 100±10 | 100±10 | 100± 10 | 100±10 |
Масса сталкивателя, кг. | 80 | 90 | 150 | 200 |
Клещевой захват применяется при укладке автопогрузчиком в штабель проката, досок, бревен и других длинномерных грузов. Захват имеет верхнюю лапу, которая служит для прижатия груза при перемещении, и нижнюю — для захвата груза. Основные данные по этим захватам приведены в табл. 6.9.
Зачерпывание угля, песка, гравия ковшами, основные данные по которым приведены в табл. 6.10 и 6.11, производится внедрением ковша в сыпучие грузы напорным действием погрузчика, а опорожнение — поворотом ковша при помощи гидравлического цилиндра двустороннего действия
Штыревой захват служит для перемещения автопогрузчиком трубчатых и кольцеобразных грузов — шин, бухт проволоки, рулонов листового металла, керамических труб, барабанов с кабелем, имеющих сквозные отверстия в центре.
Многоштыревой захват предназначен для перемещения и штабелирования бочек, рулонов, мешков, а также трубчатых и кольцеобразных грузов. В этом захвате штыри устанавливаются друг от друга на расстоянии, обеспечивающем удерживание груза между штырями (бочки, рулоны), либо позволяющем одновременно брать несколько штук грузов с отверстиями. Основные технические данные по этим захватам приведены в табл. 6.12. В этой же таблице приведены сведения по вилочному захвату с верхним прижимом для надежной транспортировки высоких штучных грузов (различной высоты) путем прижатия их к вилам погрузчика, предотвращая их падение и позволяя перемещать груз при повышенных скоростях передвижения.
При работе электропогрузчика в стесненных условиях, например при погрузке или выгрузке грузов из крытых вагонов, поворотная каретка в горизонтальной плоскости позволяет брать и штабелировать груз с наименьшим маневрированием.
Универсальный зажим для круглых грузов (рулонов бумаги, картона, барабанов) с неподвижной нижней и подвижной верхней лапами позволяет захватывать и штабелировать цилиндрические грузы как вертикально, так и горизонтально, кантовать их в вертикальной плоскости в одну и в другую сторону. Для уменьшения маневрирования погрузчика при погрузке и выгрузке грузов из крытых вагонов и плотной укладки грузов в штабеля его оснащают кареткой с поперечным перемещением влево и вправо на 75—200 мм. Кантователь — поворотная каретка в вертикальной плоскости позволяет вращать короба на угол 135° вправо и влево и разгружать из них в подвижной состав стружку, обрезки металла и пр.
Разгружатель ПЗ-27-00 предназначен для разгрузки автомобилей и вагонов при подаче свеклы в гидротранспортеры, является сменной оснасткой тракторных погрузчиков ТЛ-3А и ТЛ-5 и устанавливается на стреле погрузчиков:
Длина разгружателя, мм . 3700
Ширина, мм .. 2500
Масса, кг ... 660
Торцовые захваты содержат две плоские вертикальные параллельно расположенные челюсти, перемещающиеся навстречу одна другой по раме захвата. Пачка лесоматериалов сжимается по торц ам челюстями.
Техническая характеристика ГТБ-1М
Центральный научно-исследовательский институт механической обработки древесины (ЦНПИМОД) для штабелирования, погрузки и выгрузки пакетированных пиломатериалов разработал автоматизированные крановые захваты двух типов: ЗП-2 и 38-3 Захват портального типа ЗП-2 имеет четыре вертикальные с вилами, поворачивающиеся на 90°.
Техническая характеристика захватов
Для разворота пачки или пакета лесоматериалов при штабелеровке или погрузке в вагоны пли другие транспортные средства применяют поворотные механизмы, которые целесообразно устанавливать при работе со стропами и с механическими захватами. Один из простейших механизмов поворота разработан Свердловским научно-производственным лесозаготовительным объединением для кранов типа К КС-10 и К-305. На грейферах типа ЛТ-59 применяют поворотные устройства, встроенные в грейфер.