Содержание материала

Диспетчеризацией любого производства называют систему непрерывного технического контроля и оперативного руководства производственным процессом.
Применительно к системе электроснабжения городского электрического транспорта диспетчеризация должна обеспечить непрерывный контроль технического состояния оборудования тяговых подстанций, питающих и отсасывающих линий и контактной сети, а также такую схему электроснабжения, при которой будут максимальная надежность и минимальные потери электроэнергии.
Успешному решению этих задач способствует централизованное управление и контроль на базе автоматики и телемеханики.
При большом числе тяговых подстанций в городе центральный диспетчерский пункт (ЦДП) получается достаточно громоздким. Поэтому вместо ЦДП применяются несколько районных диспетчерских пунктов (РДП), каждый из которых обслуживает 4—10 тяговых подстанций.
В оперативном отношении районные электродиспетчерские пункты находятся в подчинении центрального электродиспетчера. Оборудование районных электродиспетчерских пунктов состоит из диспетчерских сигнальных щитов, пультов управления, релейной аппаратуры телеуправления и телеизмерения, щитов питания устройств телемеханики, а также линейно-кроссовых устройств.
Рассмотрим назначение и все возможные варианты компоновки этого оборудования.
Диспетчерские сигнальные щиты служат для сигнализации положения основных аппаратов («Включен», «Выключен») и для сигнализации состояния аппаратов или установок (нормальное или аварийное состояние). Для этого на щите наносится условными символами мнемоническая схема установки, на которой указывается упрощенная однолинейная схема линии контактной сети или тяговой подстанции. На мнемоническую схему щита наносят символы коммутационной аппаратуры в виде линейных и секционных выключателей, контактной сети, коммутационных аппаратов, тяговых подстанций. Контроль положения аппаратов на щите осуществляется либо бленкером, либо при помощи сигнальных ламп с цветными светофильтрами. Обычно бленкеры устанавливаются для тех аппаратов, которые для своего переключения требуют выезда на место (например, разъединители). Для аппаратов, переключающихся автоматически, или с диспетчерского .пункта, для сигнализации положения применяют сигнальные лампы.
Телеуправление объектами производится при помощи ключей управления. Эти ключи могут быть встроены в мнемоническую схему щита или вынесены на отдельный пульт управления.

Рис. 123-1. Пример выполнения мнемонической схемы диспетчерского пульта управления тяговой подстанцией:
1 — шины; 2 — масляные выключатели; 3 — трансформаторы; 4 — сигнальные лампы положения агрегата; 5 — сигнальные лампы общеподстанционные; 6 —  выпрямители; 7 — выключатели питающих линий; 8 —  управляемый выключатель запасной шины

Диспетчерские щиты контактной сети обычно выполняются едиными на весь район с встроенными ключами управления.
Для каждой тяговой подстанции диспетчерские щиты выполняются отдельно с встроенными ключами управления (рис. 123-1). Иногда для этой цели применяют специальные ключи с встроенными сигнальными лампами.

Стенд релейной аппаратуры телеустановки может размещаться в специальном аппаратном помещении диспетчерского пункта либо совмещаться с пультом управления.
Приборы телеизмерения обычно не монтируются в мнемоническую схему, а устанавливаются в верхней части диспетчерских щитов.
Линейно-кроссовые устройства служат для присоединения телемеханических установок к наружным линиям связи.
Линии связи между диспетчерским пунктом и управляемыми объектами могут быть воздушными и кабельными. Воздушные линии связи прокладывают по опорам контактной сети или по поперечным тросам подвески контактной сети. Но, как показал опыт эксплуатации, воздушные линии связи являются малонадежными. Состояние изоляции зависит от метеорологических условий (туман, дождь), загрязнения и повреждения изоляторов. Сильные ветры и гололед приводят к схлестыванию и обрыву проводов. Кроме того, на работе линий сказывается влияние атмосферных разрядов.
Кабельные линии связи относятся к числу наиболее надежных каналов связи. Они недоступны для механического повреждения, мало подвержены внешним явлениям атмосферы, изоляция кабельных линий достаточно высока.