Малообъемные, или горшковые, масляные выключатели типа ВМГ-133 (выключатель масляный горшковый) получили очень широкое распространение в промышленности и на транспорте вследствие их надежности и безопасности.
Рис. 33-1. Разрез бака горшкового масляного выключателя типов ВМГ-133 и ВМГ-10:
1 — резьбовая шпилька неподвижного розеточного контакта; 2 — пробка для спуска масла; 3 — шариковый клапан; 4 — дополнительный резервуар для масла; 5 — шариковый клапан 6 — указатель уровня масла; 7 — буферное пространство; 8 — маслоотделительная коробка; 9 — проходной фарфоровый изолятор; 10 — токоведущий стержень; 11 — скоба для крепления гибкой связи; 12 — направляющая изоляционная трубка для подвижного контакта; 13 — изолирующий цилиндр; 14 — стальной бак; 15 — дугогасительная камера; 16 — неподвижный розеточный контакт
Рис. 33-2. Выключатель типа ВМГ-133:
1 — сварная рама; 2 — опорные изоляторы; 3 — цилиндры; 4 — отключающая пружина; 5 — токоведущий стержень; 6 — масляный буфер; 7 — фарфоровые тяги; 8 — двухплечие рычаги; 9 — пружинный буфер; 10 — вал; 11 — винт заземления
В этих выключателях каждая фаза имеет свой бачок, который крепится к общей раме на двух фарфоровых изоляторах. Металлический бак делается сварным. Для уменьшения нагрева стального бака магнитными вихревыми потоками и потерями на гистерезис вертикальный шов сваривается латунью. Стенки бака с внутренней стороны изолируются бакелитовым цилиндром 13 (рис. 33-1). Дугогасительная камера 15 с буферным пространством 7 обеспечивает поперечное дутье дуги через три пары горизонтальных и вертикальных каналов.
Масло в этом выключателе служит только как дугогасящее средство, а не как изолирующая жидкость.
Уровень масла контролируется маслоуказателем 6 со стеклянной трубкой, предохраняемой от повышенного давления клапаном 5. Для предотвращения выброса масла из выключателя между жалюзи и выхлопным отверстием имеется лабиринтная маслоотделительная коробка 8.
Подвижный контактный стержень 10 перемещается в направляющей бакелитовой трубке 12, которая в свою очередь крепится в проходном фарфоровом изоляторе 9. Верхняя часть изолятора снабжена металлическим колпачком, на котором укреплена токоведущая шинка. Нижняя часть изолятора армируется фланцем, он же является крышкой выключателя.
Подвод тока к каждой из фаз выключателя осуществляется к резьбовой шпильке нижнего неподвижного розеточного контактора 1 и к скобе 11, Подвод тока к подвижному стержню 10 от скобы 11 делается с помощью гибкой связи.
Рис. 33-3. Общий вид выключателя ВМП-10:
1 — корпус выключателя; 2 — изолятор; 3 — рама; 4 — изоляционная тяга приводного механизма; 5 — вал приводного механизма; 6 — масляный буфер; 7 — болт для заземления; 8 — нижний контактный вывод; 9 — верхний контактный вывод
'
Кинематическая связь подвижного стержня с рычагом привода в выключателях типа ВМГ-133 осуществляется с помощью фарфоровых изоляторов.
Общий вид выключателя типа ВМГ-133 изображен на рис. 33-2.
Вторым типом малообъемного выключателя на напряжение 10 кВ является выключатель ВМП-10 (выключатель масляный подвесной). Конструкция этого выключателя сходна с выключателем ВМГ-133. Модернизация распространилась лишь на приводной механизм и устройство подвижного контакта.
Выключатель ВМП-10 по сравнению с ВМГ-133 имеет меньшие габариты, меньший общий вес и меньший вес трансформаторного масла. Выключатель ВМП-10 выпускается на номинальные токи 600—1500 а и мощность отключения 350 Мва. Общий вид выключателя изображен на рис. 33-3, а разрез одной фазы — на рис. 33-4.
Рис. 33-4. Разрез выключателя ВМП-10 (одна фаза):
1 — нижний вывод; 2 — неподвижный контакт; 3 — нижний фланец; 4 — гасительная камера; 5 — изоляционный цилиндр; 6 — верхний фланец; 7 — роликовый токосъемный контакт; 8 — маслоотражатель; 9 — приводной выпрямляющий механизм; 10 — направляющий стержень; 11 — стержень подвижного контакта; 12 — маслоуказатель
В отличие от выключателя ВМГ-133 приводной рычажный механизм и пружина в выключателе ВМП-10 расположены внутри рамы.
Корпус каждого полюса выключателя выполнен из прочного изоляционного цилиндра 5, торцы которого армированы металлическими фланцами 3, 6. На верхнем фланце имеются корпус из алюминиевого сплава с подвижным контактным стержнем 11 и направляющие стержни 10 с роликовым токосъемом 7.
В целях повышения стойкости от электрической дуги дугогасительные контакты облицованы металлокерамикой.