Содержание материала

9.3. Оптимальное путевое развитие подсистемы «Вытяжки формирования — парк отправления — выходные участки»
Завершающая подсистема сортировочной станции — «Вытяжки формирования—парк отправления—выходные участки». Входной поток в подсистему—готовые составы, выставляемые в парк отправления. Выходной поток — отправляемые со станции поезда. Входной поток в подсистеме обслуживают последовательно соединенные технологические каналы: вытяжки формирования, маршруты перестановки составов, парки и пути парка отправления, маршруты отправления в выходной горловине парка отправления, выходы на примыкающие участки.
Входной поток готовых составов поступает по вытяжкам формирования, которые (при последовательном расположении сортировочного и отправочного парков) являются и выставочными путями. Многоэлементность канала вытяжек формирования обеспечивает возможность параллельной выставки составов. Резервирование вытяжек формирования осуществляется за счет укладки стрелочных переводов. Поэтому при отказе одной из вытяжек формирования составы можно переставлять по оставшимся п — 1 вытяжкам.
Специализация вытяжек формирования по пучкам сортировочного парка, на которых накапливают вагоны на одно направление, и специализация путей парка отправления по направлениям, примыкающим к станциям, позволяет установить параллельные маршруты перестановки готовых составов во входной горловине парка отправления. Стрелочные переводы горловины объединяют в маршруты так, чтобы обеспечить одновременную перестановку составов. Кроме того, стрелочные развязки в горловине позволяют переставлять составы на любой путь отправления при отказе одного из маршрутов. Таким образом, осуществляется резервирование маршрутов перестановки.
На практике составы не всегда переставляют параллельно, так как перед входной горловиной парка отправления на телетайпном посту ЦТК оператор ведет натурную перепись вагонов. Только расположение телетайпных постов по разные стороны входной горловины позволяет обеспечить параллельную перестановку двух готовых составов.
Последующей технологической линией подсистемы «ВФ—ПО— ВыхУ» являются пути парка отправления, на которых подготавливают составы к отправлению. Эти пути — многоэлементное обслуживающее устройство, готовность которого позволяет своевременно выставлять составы. Отказ этого технологического канала может привести к отказу подсистемы «ВФ—ПО—ВыхУ» в целом.
Поезда отправляют по маршрутам выходной горловины парка. Возможность объединения стрелок в параллельные маршруты обеспечивает одновременное отправление поездов на разные направления, примыкающие к станции. Кроме того, соединение маршрутов стрелочными переводами позволяет их резервировать. Бригады ПТО и ПКО — также параллельно работающие многоэлементные каналы по техническому и коммерческому осмотру составов, подготавливаемых к отправлению. В связи с тем, что готовые составы выставляют в парк отправления неравномерно, возникают их простои в ожидании осмотра и ремонта вагонов. Параллельно каналам технического и коммерческого осмотра работает техническая контора, операторы которой подбирают документы на готовые поезда.  Общее время простоя в ожидании каналов ПТО и в процессе обслуживания каналами ПТО Σtптο может быть больше, равно или меньше времени по каналам ПКО и ЦКТ, т. е.

В зависимости от того, какой канал — ПТО, ПКО или ЦТК — дольше задерживает составы, выходной поток по этому каналу и принимают в качестве входного для последующих обслуживающих элементов.
Основные технологические параметры подсистемы «ВФ—ПО— ВыхУ»: время на выполнение технологических операций по выставке составов, подготовке и отправлению готового поезда из подсистемы Тпо, интервал отправления поезда на каждый участок То, технологические интервалы по каналам ПТО Iпто и ПКО Iпко, интервал работы каналов ЦТК Iцтк. Ограничивающим параметром подсистемы является интервал отправления поездов I0.
Отказы ЭЦ на вытяжках формирования приводят к увеличению времени окончания формирования составов с головы поезда и при достаточной продолжительности могут вызвать заполнение подгорочных путей и остановку роспуска составов, что равносильно снижению перерабатывающей способности горки.
Отказы устройств ЭЦ входной горловины парка отправления задерживают выставку сформированных составов, в результате растет время занятия вытяжек готовыми составами, снижается темп окончания формирования составов на подгорочных путях.
Следствие отказа устройств ЭЦ выходной горловины парка отправления и выходного участка — увеличение времени простоя составов в парке. При длительных отказах или большой густоте потока, поступающего в парк, происходит заполнение всех путей и отказ распространяется на подсистему «Г—ПФ—ВФ». Аналогичный сбой работы возможен в случае отказа пневмопочты.
Отказы в работе подсистемы «ВФ—ПО—ВыхУ», в конечном счете, оказывают влияние на работу двух подсистем: «Г—ПФ—ВФ» и «ВыхУ—ПП—Г». Они сопряжены с различными техническими, экономическими и эксплуатационными потерями.
Технические устройства электрической централизации, пути, контактной сети резервируют по конструктивным технологическим каналам подсистемы. Это обусловливает их параллельно-последовательное соединение. В целом по подсистеме «ВФ—ПО—ВыхУ» коэффициент готовности с учетом неравномерности отказов технических средств определяют по величине произведения коэффициентов соответствующих каналов.
Технологические каналы подсистемы ПТО, ПКО, ЦТК также представляют собой в структурном отношении параллельно-последовательное соединение. Резервирование их элементов можно рассматривать как резервирование с дробной кратностью.
В то же время отказ технологического канала вызывает отказ в работе всей подсистемы независимо от степени работоспособности остальных каналов. Коэффициент готовности технологических каналов подсистемы в этом случае

при

Окончание табл. 9.3

Число путей в подсистеме рассчитано с учетом увеличения его на величину ∆П в связи с несовпадением темпов поступления составов в подсистему в период времени Тк и отправления поездов на участок. Однако увеличение числа путей в подсистеме может потребоваться и из-за технических отказов в ее работе, когда, например, не совпадают темпы поступления составов в подсистему в период Тк и обработки их в каналах ПТО qптo, ПКО qпкo, ЦТК qЦТК и отправления на выходные участки qВыху. Поэтому для обеспечения полной надежности работы подсистемы «ВФ—ПО—ВыхУ» рассчитанное число путей необходимо увеличить. Кроме того, формула (9.63) предусматривает надежность технических средств на уровне 100 %, а в действительности она составляет 0,94—0,99. Обеспечение оптимальной надежности требует увеличения числа путей в парке отправления.
С учетом коэффициентов готовности технологических каналов и технических устройств подсистемы «ВФ—ПО—ВыхУ» формула расчета путевого развития примет вид