Содержание материала

Эксплуатационная надежность станций - обложка
Грунтов П. С. Эксплуатационная надежность станций. — Москва: Транспорт, 1986. 
В книге дано систематизированное изложение теоретических основ и методов расчета эксплуатационной надежности транспортных систем на примере сортировочных, участковых, грузовых и пассажирских станций, графика движения поездов. Рассмотрены вопросы влияния надежности комплекса технических средств железнодорожного транспорта и подвижного состава на надежность и показатели перевозочного процесса, изложены методы и примеры расчета путевого развития станций, прогнозирования показателей надежности и простоя вагонов на станциях. Приведены методика и расчеты оптимальной этапности повышения эксплуатационной надежности станций.
Книга предназначена для инженерно-технических работников железнодорожного транспорта и специалистов проектно-изыскательских институтов МПС и Минтрансстроя СССР.
Рекомендована Главным управлением учебными заведениями МПС в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений железнодорожного транспорта.

ОТ АВТОРА

Интенсификация развития народного хозяйства СССР требует повышения эффективности работы и усиления транспортной системы. Железнодорожный транспорт является ее важнейшей составной частью. Он выполняет две трети всего объема перевозочной работы во внутреннем грузообороте. Велика его роль и в реализации Продовольственной программы СССР: к 1990 г. на железных дорогах доля сельскохозяйственной продукции и грузов аграрнопромышленного комплекса превысит 20 % в общем объеме перевозок.
Работа железных дорог СССР отличается высокой интенсивностью использования технических средств и подвижного состава. Грузонапряженность их резко превышает грузонапряженность железных дорог развитых капиталистических стран. Значительно выше и показатели качества эксплуатационной работы.
Известно, что современное промышленное и сельскохозяйственное производство является высококооперированным. Перевозки грузов осуществляются не только в запас, на долговременное хранение. Кооперированная продукция промышленного и аграрно-промышленного комплексов должна перевозиться ускоренно, в минимальные сроки. Она, как правило, идет непосредственно на конвейер, к местам переработки или потребления. В среднем в каждом грузовом поезде транспортируется 25—30 % грузов, для которых необходимо соблюдение повышенных требований к срокам перевозки и надежности перевозочного процесса.
На транспорте в настоящее время проводится большая работа по изучению надежности подвижного состава (электровозов, тепловозов, вагонов, моторвагонного подвижного состава), систем автоматики, телемеханики и связи, устройств железнодорожного пути. Разработаны классификаторы причин отказов оборудования и узлов подвижного состава и других технических средств. Вводится и совершенствуется учет отказов и сбоев в работе, начинается разработка автоматизированных систем управления надежностью работы технических средств.
Но вместе с тем проблема надежности работы транспорта имеет еще и Другую сторону: технические средства, подвижной состав работают с высокими скоростями движения, большими, а в ряде случаев близкими к предельным нагрузкам, большими величинами массы грузовых и пассажирских поездов. Актуальность проблемы возрастает в связи с большой загрузкой транспортных систем — станций, узлов, железнодорожных направлений и высокой степенью заполнения пропускной способности. Возникающие при этом технические и технологические отказы вызывают значительные сбои в эксплуатационной работе, задержки в продвижении потока грузовых и пассажирских поездов. А это приводит в свою очередь к значительным экономическим потерям. Последствия отказов в работе сказываются в течение длительного периода времени.
Таким образом, надежность технических средств — пути, локомотивов, вагонов, устройств электроснабжения, автоматики, телемеханики и связи следует рассматривать не только с учетом качества изготовления этих средств на заводах (конструктивная надежность по производству машин имеет первостепенное значение и постоянно должна повышаться), но и с точки зрения человеко- машинных систем, имея в виду режимы управления, эксплуатации и обслуживания. Нарушение режимов обслуживания и эксплуатации, ошибки в управлении, недостаточная квалификация управляющего персонала понижают надежность работы технических средств.
В настоящее время теория надежности получила широкое распространение в различных отраслях производства. Ее методы начинают использовать для обоснования высокоэффективной работы и оценки функционирования больших технологических систем, которые в свою очередь представляют собой взаимосвязанный набор сложных технических, информационных, управляющих систем и подсистем. В промышленности это — конвейерные линии, объединенные одним или несколькими цехами, системы энергоснабжения и др. На железнодорожном транспорте к таким сложным системам можно отнести сортировочные, участковые, промежуточные, пассажирские, технические и другие станции или их отдельные технологические линии.
Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена проблемам надежности работы сортировочных и других основных типов станций железнодорожного транспорта, обоснованию их развития и установлению экономически оправданных уровней мощности и надежности работы. Надежность работы станций тесно связана с работой участков, с надежностью комплекса технических средств. В связи с этим кратко рассмотрены и эти вопросы. И поскольку станции влияют на эффективность работы железнодорожных участков и направлений в целом, ставится вопрос о надежности работы железнодорожного участка, графика движения как технологической системы, надежности перевозочного процесса, выполнения нормативных сроков доставки грузов для удовлетворения требований заказчиков на перевозки в соответствии с задачами, которые были поставлены на апрельском и октябрьском (1985 г.) Пленумах ЦК КПСС по интенсивному развитию всех отраслей народного хозяйства.
Автор выражает признательность профессорам П. А. Сыцко и И. Г. Тихомирову, а также кандидатам технических наук В. А. Захарову и В. П. Ярошевичу, инженерам В. Г. Кузнецову, А. А. Михальченко, Г. В. Козлову за ряд ценных советов и помощь при подготовке рукописи.