Содержание материала

4.6. Влияние комплекса технических средств и станций на надежность выполнения графика движения поездов
График движения поездов является организующей и технологической основой перевозочного процесса. Он функционально объединяет комплекс технических средств, работу депо, подвижного состава, станций в единую технологию. На графике технологический процесс представлен в виде суммарного скоординированного транспортного потока (во времени и пространстве). Величина этого потока определяется планами отправления грузов и формирования поездов.
Отказы комплексов технических средств, подвижного состава, технологические отказы и сбои в работе станций, отказы информационно-управляющих систем в конечном итоге приводят к серьезным нарушениям графика движения и недоиспользованию пропускной способности. Изучение надежности графика движения поездов как общесистемной технологической основы является актуальной проблемой.
График движения оказывает большое влияние на надежность и условия работы сортировочных и других станций: когда пропускаются транзитные поезда, на станциях задерживаются поезда своего формирования, сгущенный (пачковый) пропуск транзитных поездов вызывает последующий неравномерный (пачковый) подвод разборочных поездов, которые могут быть приняты на станции с отказами (задержками). В свою очередь станции наряду с комплексом технических средств и подвижным составом оказывают решающее влияние на надежность движения поездов по графику.
Первичный учет надежности выполнения графика движения поездов проводят инженеры-анализаторы, которые ведут специальные книги формы ДУ-26 для грузового и ДУ-27 для пассажирского движения. Исходным материалом, отражающим фактический ход процессов, является график исполненного движения.
Следует, однако, учитывать некоторую неточность отражения процессов на графике исполненного движения, которая вызывается разными причинами (недостоверной информацией дежурных по станции, операторов, неправильным отражением процессов дежурными и диспетчерами) и тесно связана с уровнем исполнительской и технологической дисциплины. Специальным анализом можно установить степень искажения фактического процесса при его отражении на графике. Может быть определена сумма квадратов отклонений данных графика исполненной работы и фактического процесса по отправлению, прибытию или проследованию:

На рис. 4.5 приведен фрагмент графика исполненного движения, на котором показаны отклонения времени на графике исполненной работы (тонкие линии) от фактического времени проследования поездов (утолщенные линии). По данным рис. 4.5 сумма квадратов отклонений составляет: (6)2 + (3)2 + (4)2 + (5)2 + (7)2 = 160 мин2,
а неточность отражения процесса по проследованию в расчете на один поезд —=4 мин.
При анализе выполнения графика движения поездов можно использовать также настольный журнал движения поездов и локомотивов, сменный план поездной работы отделения дороги, указания о назначении пассажирских поездов, нормативы технологического процесса работы станций.
Работа станций по выполнению графика отправления поездов должна быть основана на научных принципах управления, положениях теории надежности и резервирования. При соблюдении этих положений обеспечены ускоренный пропуск поездопотоков, наилучшие условия использования технических средств, их профилактического осмотра и ремонта.
Для определения влияния отказов всех элементов комплекса технических средств на выполнение графика движения будем использовать параметр потока отказов — среднее число отказов ремонтируемых устройств (восстанавливаемых объектов) в единицу времени для рассматриваемого периода:
(4.57) где к — число технических, технологических и информационных комплексов, отказы которых оказывают влияние на движение поездов и выполнение графика; n (t) — число отказов, вызывающих нарушение графика (число задержанных поездов).

Рис. 4.5. Фрагмент графика движения. Тонкими линиями показаны плановые нитки, толстыми — фактические


Аналогичный подход может быть применен при исследовании и анализе надежности графика движения поездов по проследованию и прибытию.