Содержание материала

Стрела крана (рис. 28) решетчатой конструкции, сварная, из нормальной прокатной стали марки Ст. 3 или 15 ХСНД.
Посредине металлоконструкции стрела имеет специальный фланцевый стык, благодаря которому в среднюю часть стрелы может быть вставлена вставка, увеличивающая длину стрелы до 18 м. В нижней части основание стрелы оканчивается двумя проушинами, которыми стрела посредством валиков (2) шарнирно присоединяется к поворотной части крана.
Внутри фермы в нижней ее части приварены два рельса из уголка, по которым передвигается тележка (5) успокоителя грейфера. Под действием собственного веса эта тележка натягивает канатик, проходящий через блочки и прикрепленный к грейферу, благодаря чему грейфер меньше раскачивается и вращается во время работы.


Рис. 27. Привод тормозов ходовых тележек.
1 — труба пролетная; 2 — маховик; 3 — воздухопровод от резервуара; 4—5 — воздушная магистраль; 6 — цилиндр тормозной; 7 — рукав соединительный.

Рис. 28. Стрела.
1 — шайба; 2 — валик; 3 — указатель грузоподъемности; 4 — нижняя часть стрелы; 5 — успокоитель грейфера; 6 — блочок канатика успокоителя; 7— верхняя часть стрелы; 8 — фланцевый стык; 9 — валик; 10 и 12 — ригели; 11 — ось блоков; 13 — блоки.

С левой стороны стрелы установлен указатель грузоподъемности (рис. 29) отвесного типа, стрелки которого в зависимости от положения стрелы дают показания значений вылета и соответствующего груза.
К косынкам головной части стрелы прикреплена траверса (рис. 30), являющаяся передней частью полиспаста подъема стрелы. Задняя часть этого полиспаста укреплена на двуногой стойке механизма подъема стрелы. Кратность стрелоподъемного полиспаста равна 3, а общее число ветвей — 6.

Рис. 30. Траверса стрелы.
1 — болт-ограничитель; 2 — гайка; 3 — уравнительный блок; 4 — петля; 5 — валик; 6 — тяжи; 7 — ось; 8 —втулка; 9 — втулка распорная; 10 — валик; 11 — шайба; 12 — блок; 13 — замок; 14 — болт.

Траверса состоит из двух тяжей (6), боковых блоков (12), вращающихся на оси (7), и среднего (уравнительного) блока (3), расположенного на валике (5) с зашплинтованной гайкой (2). Петля (4) обхватывает ось (7) и может вращаться па ней. Болтом (1) стреловой канат предохраняется от выскакивания из ручья блока (3), а блок — от проседания, когда его устанавливают в вертикальное положение при монтаже или демонтаже крана.
В блоки (12) запрессованы втулки (8), дополнительно укрепленные стопорными винтами.
Ось (7) закреплена в двух тяжах (6) зашплинтованными гайками (2), а тяжи с косынками стрелы соединены валиками (10), предохраняемыми от выпадания шайбами (11). На оси (7), между блоками (12) и петлей (4), установлены распорные втулки (9).
Тяж (6) выполнен электросварным из Полосы сечением 100x16 мм с концевыми усиливающими планками.

Указатель грузоподъемности крана
Рис. 29. Указатель грузоподъемности.
1 — стрелка; 2 — груз; 3 — планка; 4 — бобышка; 5 — стрелка; 6 — накладка; 7 — дуга; 8 — стойка; 9 — планка; 10 — валик.

В головке стрелы на оси (11) (рис. 28) вращаются два блока (13) с запрессованными в них втулками.
Чтобы из ручьев блоков не выскакивали канаты, последние ограждены тремя секторами, соединенными между собой и с боковыми листами стрелы.
Ось (11) прикреплена к боковым листам стрелы двумя ригелями (12) на болтах.
На правой стороне головки стрелы, в двух приваренных щечках проушины, укреплен ригелем (10) на болтах валик (9), на который в соответствии с той или иной схемой запасовки закрепляют заплетенный в коуш конец крюкового каната.
Смазка во втулки (8) (рис. 30) блоков траверсы подается по внутренним каналам оси пресс-масленками, поставленными на торцах оси (7). Так же смазываются втулки блоков (13) (рис. 28) головки стрелы.
Валики и отверстия вращения осей, где отсутствуют пресс- масленки, смазываются жидкой смазкой из ручной масленки. Стрелу периодически окрашивают; перед окраской старую краску счищают.

Механизм подъема стрелы

Сюда входят: реверс, вертикальный вал, двуногие стойки с балками, стреловой барабан, задняя траверса полиспаста стрелы (рис. 31 и 32).
Реверс, позволяющий изменять направление вращения стрелового барабана, состоит из шестерен XIII (рис. 14) и II (рис. 32), укрепленных на вертикальном валу (6).
На верхнем конце этого вала укреплен на шпонке червяк (1), снабженный с нижнего торца маслоотражательным кольцевым выступом.
Стрела предохраняется от самопроизвольного опускания постоянно действующим тормозом, состоящим из шкива (5), тормозной ленты (4) с обкладкой (2) и пружины (13) на сбегающем конце ленты.
Для натяжения ленты требуемой величины пружину предварительно сжимают на 5—8 мм.
Опорами вертикального вала являются верхняя (3) и нижняя (9) балки, в средней части которых запрессованы втулки (8 и 14), смазываемые пресс-масленками. Нижняя балка закреплена на щековинах лебедки, верхняя соединяет между собой два раскоса (12) (рис. 31), расположенных над щековинами и соединенных с ними валиками (5) и подкосами (16).
Осевое давление червяка воспринимается подпятником (7) (рис. 32) и крышкой (12); смазка подается пресс-масленкой, укрепленной на крышке. Червячная передача заключается в кожухи (10) и (11) (рис. 31 и 32).
Червячный венец XXI (рис. 33) посажен неподвижно на утолщение в средней части стрелового барабана (1).

Механизм подъема стрелы крана
Рис. 31. Механизм подъема стрелы.
1 — барабан стреловой; 2 — рамка; 3 — балка верхняя; 4 — ось барабана; 5 — валик; 6 — вал вертикально; 7—8 — кронштейны; 9 — балка нижняя; 10 — нижняя часть кожуха; 11 — верхняя часть кожуха; 12 — раскос; 13 — крышка; 14 — тяги; 15 — пробка спускная; 16 — подкос; 17 — ригель; 18 — болт; 19 — ось; 20 — блоки;

Рис. 32. Вертикальный вал механизма подъема стрелы
1 — прокладки монтажные; 2 — обкладка ленты; 3 — балка верхняя; 4 — лента тормозная; 5 — шкив тормозной; 6 —    вал вертикальный; 7 —              подпятник; 8 и 14 —  втулки; 9 — балка нижняя; 10 — нижняя часть кожуха; 11 — верхняя часть кожуха; 12 —  крышка; 13 — пружина; 15 — шайба стопорная; I — червяк; II — шестерня коническая.


Рис. 33. Стреловой барабан.
1 — барабан; 2 — болт ригеля; 3 — полукольцо распорное; 4 — ось барабана; 5 — шайба скольжения; 6 — втулка; 7 — планка нажимная; 8 — ригель; 9 — масленка; 13 — нижняя часть кожуха; 11 — верхняя часть кожуха; 12 — раскос; 13 — пробка спускная; 14 — ухо тяжа; XXI — червячный венец.

Ось (4) барабана закреплена ригелями (17) в раскосах (12). Между раскосами и барабанами размещены задние ушки тяжей (14) (рис. 31, 33).
Места между ушками и барабанами заполнены кольцами из двух половинок (3) и шайбами скольжения (5) (рис. 33).
Концы стрелового каната прикреплены к барабану прижимными планками (7).
Втулки (6) смазывают из пресс-масленок, расположенных на торцах оси барабана.
Два блока (20) (рис. 31), установленные на оси (19), и вилке (14), составляют нижнюю часть полиспаста стрелы; смазывают их из пресс-масленки, ввернутой в торцовую часть оси.