Содержание материала

Общие правила

Работы по демонтажу механизмов и крана в целом должны производиться лицами, имеющими соответствующую квалификацию и знакомыми с устройством механизмов крана. 

Участие машиниста крана при выполнении демонтажных работ весьма желательно.
При работах по разборке механизмов крана следует применять только исправный слесарный инструмент, не допускать применения не соответствующих размерам гаечных ключей с подкладками или отвинчивания гаек зубилом, ударом молотка.
При необходимости использования ударного инструмента удары молотком или кувалдой должны наноситься с применением медных или деревянных подбоек.
Следует соблюдать осторожность при работе вблизи открытых трущихся поверхностей. Рекомендуется поверхности разъемов, а также детали и основания, на которых они стоят, прикернивать с тем, чтобы при дальнейшей сборке облегчить таковую.
Сходные детали и места их установки следует клеймить буквами или номерами, с тем, чтобы в дальнейшем при сборке устанавливать на прежние места (блоки, подшипники, валики и т. п.).
Снятые детали следует складывать на чистые деревянные щиты или стеллажи, для мелких деталей необходимо иметь ящики. После очистки и промывки в керосине во избежание ржавчины снятые детали рекомендуется смазать топким слоем машинного масла. Рекомендуется снятые детали и узлы укладывать в порядке принадлежности их друг к другу.
Болты с навернутыми на них гайками следует оставлять в отверстиях мест, к которым крепились снятые детали.
Шпонки следует привязывать к валам; установочные винты оставлять в кольцах.
Стопорные планки (ригели) следует оставлять на своих местах.
Детали, подлежащие замене, укладываются отдельно.
Перед разборкой недоступных для осмотра узлов следует повторно ознакомиться с настоящим руководством, чертежами и установить порядок съемки деталей.
Места разборки должны быть хорошо освещены.

Демонтаж силовой установки

Частичный демонтаж силовой установки может производиться без особых указаний, по мере необходимости.
Демонтаж полный, со снятием двигателя с крана, производится в следующем порядке.
От двигателя должны быть отсоединены: системы зажигания и питания, все рычаги, тяги и канатики управления двигателем, спущена вода из системы охлаждения, рассоединена муфта сцепления редуктора, отсоединен и снят радиатор; снят кожух цепной передачи, рассоединена и снята цепь. После этого может быть убран редуктор.
После отсоединения крепления двигателя, от фундаментной рамы двигатель может быть снят с крана автопогрузчиком, автокраном или другими средствами через открытую заднюю дверь кузова.
Монтаж силовой установки производится в обратном демонтажу порядке.

Демонтаж ходовой и поворотной частей крана

Перед удалением центрального шкворня (рис. 11) поворотную часть устанавливают на домкрат, как для транспортировки, а стрелу снимают.
Гайку (14) свертывают после удаления проволоки, связывающей установочные винты, гайки. Удаляют нижнюю гайку (12) и воздухопровод (13), а затем через осевое отверстие шкворня пропускают цепь (или канат), на конце которой укрепляют специально для демонтажа изготовляемую шайбу с выступом, входящим в отверстие шкворня. По удалении шкворня поворотную часть крана оставляют на катках или снимают ее с платформы. Вес шкворня — 140 кг.
Вес поворотной части в сборе — 22 т.
Подготовку платформы ходовой части к демонтажу начинают со снятия сепараторного кольца (1) (рис. 12) с катками (4) в горизонтальном положении.
Выносные опоры (15) (рис 5) убирают и напротив их коробок выкладывают две деревянные клетки высотой 1 м.
Для последующей сборки платформы замеряют величину зазора между гайками шкворней и надрессорными брусьями тележек (она должна быть 3—5 мм); гайки удаляют и шкворни вынимают кверху, после чего могут быть выкачены ходовые тележки.

Разборка кузова

Кузов крана может быть снят целиком или по частям, т. е. кабина машиниста и остальная часть кузова.
Перед снятием кузова стрелу необходимо опустить на подставку высотой 1,5—2 м; канаты снять. При раздельной съемке кузова крышу над кабиной вскрыть и убрать болты, расположенные в вертикальной плоскости по привалочным уголкам кабины.
Отсоединяется или частично снимается электропроводка, рас положенная на стенках кузова. Снимаются ограждения, разбирается передняя стенка над механизмами. Освобождаются болты, крепящие основание кузова по всему периметру к верхней поворотной раме.
После всех отсоединений кузов может быть снят кверху мостовым или козловым кранами, талью или другими грузоподъемными средствами.

Разборка механизмов

При демонтаже механизмов разбирается передняя стенка кузова, снимаются оградительные кожухи и снимается часть крыши над механизмами (если кузов не снимается целиком).
Разборку механизмов начинают со стрелоподъемного механизма, переходя затем к валу грузовых барабанов, горизонтальному валу поворота, горизонтальному валу механизма подъема стрелы, главному валу и кончая вертикальным валом привода колесных пар и механизма поворота.
Механизм подъема стрелы (рис. 31) разъединяют со щековинами и тормозами: удаляют нижние болты подкоса (16), кроме одного на каждую стойку, удаляют болты нижней балки (9), отцепляют подвески тормозов. Затем механизм захватывают канатами за барабан, слегка подвешивают, вытаскивают последние болты и валики (5) и механизм удаляют. Общий вес механизма подъема стрелы 1,4 т.
Перед тем, как снять вал с грузовыми барабанами, удаляют ленты и их кожухи. После снятия крышек подшипников канаты крепят за барабаны и последние удаляют. Общий вес вала и барабанов 1,5 т.
Демонтаж остальных горизонтальных валов особого пояснения не требует и ведется в указанном выше порядке. Вес главного вала 0,6 т, вала поворота 0,5 т, вала механизма подъема стрелы 0,3 т.
Перед вытаскиванием вертикального вала (3) привода колесных пар (рис. 11) убирают воздухопровод, проходящий через отверстие нала, затем снимают гайку (2), (по(сле предварительного разгибания лапок гаечного замка). Под нижнюю шестерню VI подкладывают доску так, чтобы цилиндрическая шестерня, расположенная ниже, служила опорой. Ломиками, подведенными под верхнюю шестерню, вал постепенно вынимают из нижней шестерни, которую во время удаления вертикального вала удерживают, чтобы не упала.
Принимают меры предосторожности, чтобы вал не повернулся или не осел внезапно книзу. Лучше всего вал подвесить на крюке мостового крана на канатах, которые следует держать в несколько натянутом состоянии.
Вес вала с верхней шестерней 0,1 т. Нижняя шестерня весит 28 кг; поэтому для безопасности работы внизу должны находиться два человека.
Перед удалением вертикального вала поворота (рис. 23) нижнюю шестерню IV подпирают доской и шайбу (7) удаляют. Под верхнюю шестерню подводят два домкрата и вал выжимают кверху, нижнюю шестерню при этом поддерживают. Одновременно верхнюю шестерню с валом (общий вес 0,1 т) подвешивают на крюке мостового крана.
Демонтаж вертикальных валов удобнее производить на канаве.