ХОДОВАЯ И ПОВОРОТНАЯ ЧАСТИ
Ходовые тележки
К ходовой части крана относятся две двухосные тележки типа ЦНИИ Х3, на которые опирается рама платформы (рис. 5). Средние части осей колесных пар, смежных с приводом передвижения, обточены, и на них при помощи шпонок укреплены разъемные шестерни.
Рама платформы
Рама платформы (рис. 5) сварная. Боковые наружные брусья (9), а также концевые части хребтовых брусьев (8) изготовлены из двутавра № 36.
Брусья шкворневые (7), буферные (11) и средней части хребтовые (1) выполнены из стальных листов.
Боковые внутренние и поперечные брусья (6) сварены из двутавра № 27, диагональные (5) — из швеллера № 20.
Рис. 5. Платформа
1 — хребтовый брус; 2 — втулка для центрального шкворня; 3 — вертикальный вал привода колесных пар; 4 — поворотная рама; 5 — диагональный брус; 6 — поперечный брус; 7 — шкворневый брус; 8 — хребтовый брус; 9 — боковой брус; 10 — выключатель рессор; 11 — буферный брус; 12 — рельсовый захват; 13 — нижнее опорное кольцо; 14 — горизонтальный вал привода колесных пар; 15 — выносная опора; 16 — запорный валик; III — венец поворота,
Рис. 6. Схема размещения балласта на раме платформы.
В центральной части рамы вварена втулка (2), через которую проходит центральный шкворень.
Карманы, расположенные по углам рамы, и поверхность рамы, за исключением ее центральной части (внутри опорного кольца) заполняются балластом (рис. 6).
Платформа оборудована типовой автосцепкой.
Рельсовые захваты
На каждом буферном брусе над рельсами колеи укреплено по два захвата 12 (рис. 5), которыми схватываются головки рельсов.
Рельсовые захваты служат сигнальным и страховочным средством на случай перегрузки крана. При работе крана рельсовые захваты должны быть ослаблены.
В нерабочем положении захваты подвешиваются на крючки, приваренные к буферному брусу.
Выносные опоры
Снизу, по концам рамы, расположены коробки для размещения в них выносных опор (аутригеров) (29), закрепляемых валиками (30) (рис. 1). Когда аутригеры выдвинуты, они создают дополнительные опоры, необходимые для повышения устойчивости крана при подъеме груза свыше 10 т.
Балки выносных опор (рис. 7) оборудованы поджимными домкратами, посредством которых обеспечивается установка крана на дополнительные опоры и осуществляется вручную поджатие аутригеров на брусья и на выкладку под них.
Рис. 7. Выносная опора.
1 — балка; 2 — винт стопорный; 3 — винт поджимной; 4 — отверстие для вращения винта; 5 — опорная плита.
Как рабочее, так и транспортное положение аутригерных балок фиксируется вдвижными валиками.
Для возможности обслуживания поворотной части крана к платформе прикреплены лестницы.
Вес платформы в сборе с тележками и оборудованием составляет:
у крана колеи 1524 мм — 27 т
у крана колеи 1435 мм — 30 т.
Выключатели рессор
Выключатели рессор (10) (рис. 5) разгружают рессоры при поднятии груза и устраняют раскачивание крана, которое уменьшает его устойчивость.
Винтом (8) (рис. 8) давление платформы передается на скат крана через рамы ходовых тележек, что исключает возможность сжатия рессор под действием груза. Запор (6) предохраняет винт от самопроизвольного вращения как в транспортном, так и в рабочем состоянии.
На рис. 8 винт изображен в рабочем положении, величина зазора между рамой тележки и его головкой — 3—5 мм.
Рис. 8. Выключатель рессор.
1 — вкладыш; 2 — шпилька зажимная; 3 — опорная плита; 4 — винт запора; 5 — стойка; 6 — запор; 7 — гайка; 8 — винт; 9 — гайка-стойка.
В транспортном положении винт ввертывается в гайку до отказа, чтобы обеспечить величину зазора не менее 30 мм.
Вкладыш (1) заходит в зазор между рамой тележки и ее надрессорным брусом, что увеличивает жесткость системы крана в рабочем состоянии. Применение вкладыша (1) исключает возможность подъема на рессоре одной стороны платформы крана при перенесении нагрузки (в результате действия подвешенного груза и т. д.) на противоположную сторону.
Рама поворотной части крана
Поворотная рама крана является основанием, на котором смонтированы: силовая установка, все механизмы крана и управление краном. Рама представляет собой сварную конструкцию и состоит из средней части, двух вертикальных щековин с гнездами для валов лебедки и двух боковых площадок.
Рис. 9. Рама поворотной части.
1 — главные продольные балки; 2 — поперечные брусья; 3 — щековина; 4 — подшипник вала; 5 — опора двуногой стойки и нижней балки стрелоподьемного механизма; 6 — втулка для центрального шкворня; 7 — втулка для подшипника вертикального вала поворота; 8 — втулка для промежуточной шестерни; 9 — настил средней части; 10 — опорные секторы; 11 — винт домкрата; 12 — контргайка; 13 — бобышка для тормозной ленты; 14 — проушина для шарнира стрелы; 15 — настил; I—IX — карманы для балласта.
Основой рамы служат продольные брусья (1) (рис. 9), состоящие из двух швеллеров и поперечные брусья (2) с уложенным на них настилом.
Для центрального шкворня (15) (рис. 11) в металлоконструкцию рамы вварена втулка (6) и втулка (7) для размещения механизма поворота.
С нижней стороны к раме укреплены на болтах или приварены два дуговых сектора (10), являющиеся опорными элементами качения роликов (рис. 12).
Основные продольные брусья рамы в передней ее части выступают и имеют отверстия для шарнира присоединения к раме стрелы.
В задней части рамы снизу ее вварены две гайки, в которые ввинчиваются винты (11), закрепляемые контргайками, образуя поджимные домкраты для поджатия и Закрепления поворотной части при транспортировке крана.
Рис. 10. Схема размещения балласта на поворотной раме I—IX карманы, заполненные балластом.
Карманы I—IX рамы заполняются балластом в качестве противовесов (рис. 10).
Центральный шкворень
Рама платформы (10) (рис. 11) и рама поворотной части (8) соединены между собой шкворнем (15), пропущенным в отверстия центральных частей рам и закрепленным снизу гайкой (14). Гайка застопорена винтами, головки которых для предохранения от самоотвинчивания соединены проволокой. В раме платформы шкворень закреплен от проворачивания шпонкой (9).
В раму поворотной части, для которой шкворень является осью вращения, вставлены бронзовые втулки, смазываемые из ванны (4).
Концентрическая с ней ванна (5) обеспечивает смазкой монтажные шайбы (6), втулки (7) и (11), в которых вращается вертикальный вал (3) привода колесных пар. Гайками (12) закреплены конические шестерни — верхняя XIX и нижняя VI, заклиненные на валу.
Шестерни и вал являются частью передаточного механизма от главного вала (2) к горизонтальному валу (16) привода колесных пар.
Вертикальный вал (3) изготовлен полым для пропуска воздухопровода (13) к тормозу тележки.
Рис. 11. Центральный шкворень.
1 — втулка; 2 — главный вал; 3 — вертикальный вал привода колесных пар; 4—5 — масляные ванны; 6 — монтажная шайба; 7 — втулка; 8 — рама поворотной части; 9 — шпонка; 10 — рама платформы; 11 — втулка; 12 — гайка; 13 — воздухопровод к тормозу; 14 — гайка центрального шкворня; 15 — центральный шкворень; 16 — горизонтальный вал привода колесных пар; VI и XIX — конические шестерни
Опорные катки
Комплект опорных катков (4) (рис. 12) и два опорных кольца (5) и (6) составляют опорное устройство поворотной части крана. Кольцо (1) с пальцами (2) является сепаратором. Закаленные шайбы (3) предохраняют кольцо от износа.
Рис. 12. Опорный каток.
1 — сепараторное кольцо; 2 — палец; 3 — шайба скольжения; 4 — каток; 5 — верхнее опорное кольцо; 6 — нижнее опорное кольцо.
Балласт
Балласт увеличивает устойчивость крана.
Балласт крана состоит из бетона, в состав которого на 1 м3 входят: железной руды — 2000 кг, песка — 750 кг, цемента — 200 кг, воды — 200 кг.
Объемный вес бетона 3 т/м3.
В настоящее время в качестве балласта засыпается сухая руда.
Верхний слой засыпается гравийным бетоном и с поверхности железнится.
Для увеличения веса крана колеи 1435 мм в балласт платформы и рамы поворотной части включают чугунные грузы.
Размещение балласта на раме платформы показано на рис. 6, а на раме поворотной части — на рис. 10.
Демонтаж ходовой и поворотной частей крана
Перед удалением центрального шкворня (рис. 11) поворотную часть устанавливают на домкрат, как для транспортировки, а стрелу снимают.
Гайку (14) свертывают после удаления проволоки, связывающей установочные винты гайки. Удаляют нижнюю гайку (12) и воздухопровод (13), а затем через осевое отверстие шкворня пропускают цепь (или канат), на конец которой укрепляют специально для демонтажа изготовляемую шайбу с выступом, входящим в отверстие шкворня. По удалении шкворня поворотную часть крана оставляют на катках или снимают ее с платформы.
Вес шкворня — 140 кг.
Вес поворотной части в сборе — 22 т.
Подготовку платформы ходовой части к демонтажу начинают со снятия сепараторного кольца (1) (рис. 12) с катками (4) в горизонтальном положении.
Выносные опоры (15) (рис. 5) убирают и напротив их коробок выкладывают две деревянные клетки высотой 1 м.
Для последующей сборки платформы замеряют величину зазора между гайками шкворней и надрессорными брусьями тележек (она должна быть 3—5мм); гайки удаляют и шкворни вынимают кверху, после чего могут быть выкачены ходовые тележки.