Содержание материала

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КРАНА

Кран (рис. 1) состоит из следующих основных частей:
Силовая установка (рис. 3), включающая в себя двигатель, фундаментную раму под двигатель, радиатор, редуктор, цепную передачу и т. д.
Ходовая платформа (рис. 5) с ходовыми тележками, тормозными устройствами и выносными опорами.
Верхняя поворотная рама (рис. 9) со щековинами, балластами, катками (рис. 12), центральным шкворнем (рис. 11).
Передаточные механизмы (см. кинематическую схему (рис. 14), главный вал (рис. 13), грузовые барабаны (рис. 17), механизм подъема стрелы (рис. 24, 31), механизм поворота (рис. 21—23) и механизм передвижения крана (рис. 25, 26).

Стрела с успокоителем грейфера (рис. 28), с траверсой (рис. 30) и указателем грузоподъемности (рис. 29), крюком (рис. 35) или грейфером (рис. 34).
Система управления краном (рис. 44, 45).
Кузов крана, закрывающий поворотную часть с ее механизмами, силовой установкой и пультом управления.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Силовая установка крана
Рис. 3. Силовая установка.
1— двигатель; 2 — коробка передач; 3 — цепная муфта; 4 — редуктор; 5 — радиатор; 6 — компрессор;             7 — сепаратор; 8 — масловлагоотделитель; 9 — бензобак; 10 — воздушная магистраль; 11 — воздушная магистраль к тормозу передвижения; 12 — манометр;                13 — ограждение приводной цепи; 14 — кран тормоза; 15 — аккумулятор; 16 — рама под двигатель; 17 — воздушный резервуар.


Рис. 4. Редуктор.
1 — корпус; 2—3 — полузвездочки муфты; 4 — валик первый; 5 — валик второй; 6 — рым редуктора; 7 —звездочка; 8 — опора для редуктора; 9 — спускная пробка; 10 — хомутик; 11 — цепь; 12 — рама; 13 — смотровая крышка; 14 — гайка натяжного хвостовика; 15 — болт хомутика; 16 — упорное кольцо; XXII — шестерни редуктора.

Устройство

Силовая установка (рис. 3) состоит из двигателя (1), установленного на раме (16), радиатора (5), редуктора цепной передачи (4), системы питания — топливного бака (9) и соответствующих трубопроводов, системы зажигания — батареи аккумуляторов (15) и проводов.
Одноступенчатый цилиндрический редуктор (рис. 4) с передаточным числом 1 : 1 предназначен для получения нужного постоянного направления вращения главного вала лебедки крана. Корпус редуктора (1) имеет цапфы, которыми редуктор укрепляется в щековинах — опорах (8) рамы силовой установки.
Посредством цепной муфты (2—3) редуктор соединяется с конечным валом коробки передач двигателя.
На конец вала (5) редуктора насажена четырехрядная звездочка (7), движение с которой посредством четырехрядной цепи (11) передается на звездочку (1) главного вала лебедки (рис. 13).
Натяжение цепи осуществляется подтяжкой гаек (14) (рис. 4) хвостовика хомута (10), который облегает верхнюю цапфу корпуса редуктора и закреплен болтом (15).
Цепная передача заключена в кожух, нижняя часть которого является масляной ванной.
В целях лучшего охлаждения двигателя вокруг радиатора установлен специальный кожух, концентрирующий поток воздуха, создаваемый вентилятором двигателя.
В стенке кузова крана против радиатора имеется окно, закрытое листом, имеющим жалюзи, которые в летнее жаркое время могут быть сняты.
Все управление двигателем вынесено и сосредоточено у места машиниста: система рычагов переключения скоростей (11) (рис. 45), рычаг управления газом (12) и рукоятка включения стартера (10) с левой стороны машиниста на стенке кузова и управление муфтой сцепления (13) ножной педалью с пульта управления.
При этом управление муфтой сцепления и стартером осуществлено посредством канатика, остальное управление — посредством рычагов и тяг.

Пуск и работа силовой установки

Подготовка двигателя, его пуск и работа должны производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации двигателя ЗИЛ-164.
Перед пуском двигателя необходимо осмотреть все механизмы крана, проверить всю подготовку крана к работе, произвести смазку механизмов, регулировку управления и т. д.
Пуск двигателя производится при выключенной муфте сцепления и нейтральном положении коробки передач.
Для пуска полностью подготовленного двигателя, т. е. заправленного топливом, смазкой и водой необходимо включить систему зажигания, один-два раза качнуть рычаг газа и после чего включить стартер оттяжкой тяги путевода стартера. Включение стартера не следует держать более 3—5 секунд; как только двигатель начнет работать, стартер следует отключить. С началом работы двигателя движением рычага газа необходимо установить нужный режим работы двигателя для его прогрева.
Перед пуском холодного двигателя необходимо прикрыть воздушную заслонку путем оттяжки за кольцо гибкой тяги управления этой заслонкой. Как только двигатель начнет работать, заслонку поставить в нормальное положение и надавить на кольцо до отказа.
Прогрев холодного двигателя производится при числе оборотов коленчатого вала 800—1000 об/мин. и прогрев может считаться законченным, если двигатель начнет устойчиво работать на малом газе, соответствующем числу оборотов вала 600 об/мин, и температура охлаждающей воды в системе охлаждения поднимется до 60°. В осенне-зимний период прогрев двигателя проводится при более высоких числах оборотов 1200—1500 об/мин, и по мере прогрева число оборотов постепенно снижается до 800— 1000 об/м.
При запуске двигателя зимой при низких температурах двигатель должен быть заправлен подогретым маслом и в систему охлаждения залита горячая вода, при этом залив горячей воды в двигатель должен производиться пропуском воды постепенно повышающейся температуры. В холодный двигатель недопустимо заливать сразу горячую воду во избежание образования трещин в блоке двигателя.
Перед пуском холодного двигателя в зимнее время необходимо с помощью ручной заводки провернуть коленчатый вал, сделав 3—5 оборотов.