Обслуживание карьерных контактных сетей является необходимым условием при использовании электрифицированного железнодорожного транспорта, объемы перевозок горной массы которым составляют около 70% общих. Опыт эксплуатации электрифицированных путей в различных условиях свидетельствует о недостаточной конструктивной приспособленности передвижных контактных сетей к специфическим особенностям карьеров. Кроме этого, отсутствие специальных средств механизации работ на контактной сети вынуждает предприятия приспосабливать для этой цели выпускаемые промышленностью автодрезины ДМ, АГМу и ДГКу, основным недостатком которых является ограниченное число выполняемых ими операций. Эти машины снабжены только монтажной площадкой для работы на высоте и грузоподъемным механизмом.
Такие операции, как раскатка, выправка, натяжение, монтаж и демонтаж контактного провода, выполняются вручную.
Большой трудоемкостью отличается переустройство сети при периодическом перемещении забойных и отвальных железнодорожных путей.
Процесс переноски контактной сети выполняется двумя основными способами:
перемещением путевой решетки с последующей установкой опор, демонтажем и монтажом контактного провода;
совместным перемещением путевой решетки и укрепленных на ней опор с полным или частичным демонтажем контактного провода.
Трудоемкость переноски 1 км сети при первом способе составляет 30—35 чел.-смен, при втором способе она сокращается на 15—20%. Перестановка опор контактной сети иногда выполняется вручную. В некоторых карьерах для этой цели используются буростолбоставы, автокраны, трелевочные тракторы и тракторы со специальным навесным оборудованием.
Все отступления от условий технической эксплуатаций и ликвидация причин аварийных отключений производятся, как правило, в предоставляемое для этих целей время — «окна». Анализ фактических данных карьеров Урала, Казахстана, Кривого Рога показывает, что при средней длине экскаваторных тупиков в карьере 1,1 км и на отвале 1,8 км количество отключений достигает 1—1,4 раза в сутки.
Таблица 25
Численность персонала, обслуживающего контактные сети в некоторых карьерах
Предприятия | Протяженность электрифицированных путей, км | Численность обслуживающего персонала, чел. | Численность персонала, приходящегося на км контактной сети, чел. |
Оленегорский ГОК | 54 | 48 | 0,9 |
Михайловский ЖРК | 31 | 33 | 1,0 |
Коршуновский ГОК | 60 | 48 | 0,8 |
Качканарский ГОК | 30 | 15 | 0,5 |
Бакальское РУ .. | 58 | 44 | 0,8 |
Высокогорское РУ ... | 47 | 37 | 0,8 |
Сарбайское РУ . | 99 | 71 | 0,8 |
В табл. 25 приведена фактическая численность служб контактной сети по данным некоторых карьеров.
Институтом НИПИГОРМАШ спроектирован и изготовлен опытно-промышленный образец монтажного комплекса МК-3, предназначенного для передвижки опор на шаг до 5 м, переноски (транспортировки) их на неограниченный шаг, монтажа, текущего содержания и ремонта контактной сети.
Применение комплекса позволяет механизированным способом производить переноску контактной сети .в забоях и на отвалах, различные грузоподъемные операции с опорами, раскатку, натяжение, сбор и правку контактного провода. Наличие автономного источника питания позволяет применять на монтаже электрифицированный инструмент.
В табл. 26 приведены сравнительные технико-экономические показатели монтажного комплекса МК-3 «Таймыр» и автодрезин (модернизированных) типа АГМу, применяемых в карьерах Норильского ГМК.
Таблица 26
Сравнение показателей монтажного комплекса МК-3 «Таймыр» и модернизированной автодрезины АГМу на переноске контактной сети
Показатели | Монтажный комплекс мк-3 «Таймыр » | Модернизированная автодрезина АГМу |
Сменная производительность при переноске контактной сети, м | 363 | 169 |
Число занятых рабочих . | 3 | 4 |
Сменная производительность одного монтера на переноске контактной сети, м | 120 | 42 |
Стоимость переноски 1 км контактной сети, руб . | 268 | 513 |
В процессе эксплуатации опытно-промышленного образца комплекса МКЗ «Таймыр» выявились отдельные недостатки его конструкции, в частности, жесткое скрепление ходовых тележек платформы, что ухудшает эксплуатационные качества комплекса и приводит к частым его сходам на кривых участках пути. В настоящее время в условиях комбината конструкция модернизируется с учетом отмеченных недостатков.