Содержание материала

К путеремонтным машинам относятся путепередвигатели, путеподъемники, гидравлические рихтовщики.
В последние годы в карьерах находят широкое применение моторные путеподъемники МПТС-1, предназначенные для механизации содержания и периодических ремонтов железнодорожных путей, собранных из звеньев с деревянными и железобетонными шпалами и рельсами Р-43, Р-50, Р-65 (рис. 25). Путеподъемник МПТС-1 может выполнять операции по подъемке пути на заданную отметку, выправке путевой решетки в плане и очистке верхних постелей шпал от балласта и снега.


Рис. 25. Моторный путеподъемник МПТС-1

Принцип работы путеподъемника цикличный. Его циклы аналогичны циклам путепередвигателей ПП-3 ПУ-30. Отличительной особенностью является то, я путевая решетка при работе машины МПТС-1 распол гается между подъемными гидроцилиндрами (рис. 26). 

Техническая характеристика моторного путеподъемника МПТС-1


Размеры опорных башмаков и их расположение позволяют при подъемке путевой решетки освобождать торцы шпал от грунта и мерзлоты, что в сочетании с плавной работой гидравлического рабочего органа уменьшает количество оторванных от рельсов шпал. Наблюдениями установлено, что при отрыве путевой решетки, примерзшей к балластному основанию, количество оторванных шпал уменьшается почти в 2 раза по сравнению с путепередвигателями  ПП-3.
Использование МПТС-1 на путевых работах Качканарского ГОКа показало хорошие эксплуатационные качества этих машин при текущем содержании рельсовых путей и легкую приспособляемость их к горнотехническим условиям.
К недостаткам путеподъемников МПТС-1 относятся малый шаг передвижки, в силу чего производительность их при выправке путевой решетки после крановой переукладки ниже производительности путепередвигателей ПП-3; недостаточный обзор из кабины машиниста; частые обрывы реактивной тяги заднего моста и поломки крестовины кардана.  

Техническая характеристика машины МСШУ-3

Подъемно-рихтовочная машина ПРМ
Рис. 28. Подъемно-рихтовочная машина ПРМ

К преимуществам новой машины следует отнести ее многооперационность и наличие гидравлического привода рабочих органов, обеспечивающих плавность работы.
Машины МСШУ-3 в настоящее время внедряются на ряде угольных разрезов. Результаты этих работ свидетельствуют, что основным недостатком шарнирно сочлененной стрелы с навесным оборудованием является сложная динамика движений при выполнении таких операций, как, например, замена шпал.
Кроме этого, Истьинский машиностроительный завод приступил к изготовлению промышленной партии более легких подъемно-рихтовочных машин ПРМ (рис. 28).
Подъемно-рихтовочная машина ПРМ предназначена для точной выправки и рихтовки железнодорожных путей колеи 1524 мм при переукладочных работах, различных видах ремонта и текущем содержании их на открытых разработках и на промышленных предприятиях с верхним строением пути с рельсами Р-43, Р-50, Р-65 на деревянных и железобетонных шпалах с эпюрой укладки до 1840 шт. на 1 км, щебеночным и другими видами балласта.
Машина оснащена автоматическим устройством контроля выправки и рихтовки, позволяющим оператору без посторонней помощи производить рихтовку и подъемку пути методом сглаживания с точностью до 4 мм.



Рис. 30. Механизм для замены шпал машины КПМ-1
В Институте горного дела МЧМ СССР с участием автора на базе моторного путеподъемника МПТС-1 разработана комбинированная путевая машина КПМ-1, позволяющая механизировать почти все операции ремонта и содержания железнодорожных путей на карьерах. Она оснащена навесными механизмами (авторское свидетельство № 253853, бюлл. № 31, 1969 г.), выгодно отличающимися простотой конструкции и динамикой движения от ряда моделей этого типа.
На рис. 29 показан общий вид машины КПМ-1 с механизмом 1 для замены шпал, очистки габарита, устройства кюветов и механизмом 2 для установки шпал по эпюре.

Механизм для замены шпал (рис. 30) состоит из коробчатой сварной рамы 1, внутри которой расположены направляющая труба 2 и ходовой винт 3. 

Рис. 31. Механизм установки шпал по эпюре машины КПМ-1

Нижняя часть рамы имеет прорезь по всей длине. Труба и кромки прорези служат направляющими, по которым перемещается ползун 4 с ходовой гайкой 5. Ходовой винт приводится во вращение гидродвигателем 6 через трансмиссионный вал 7 и цепную передачу 8.
На ось ползуна навешен рычаг 9, внутри которого расположен гидроцилиндр 10, на торце его корпуса закреплен универсальный захват 11. Подвеска механизма выполнена в виде ползуна 12, перемещающегося в вертикальных направляющих 13. К верхней части ползуна присоединен шток гидроцилиндра 14 подъема, а к нижней — гидроцилиндр 15 наклона рамки к горизонту.
Механизм установки шпал по эпюре (рис. 31) укреплен к боковой стороне рамы машины кронштейнами 1 и состоит из направляющей 2, втулки 3, рычага 4, исполнительного гидроцилиндра 5 со шпальными упорами 6. На рычаге установлен фиксатор 7, зуб которого в рабочем положении механизма входит в зацепление с рейкой фиксатора 8, закрепленной на раме машины. Золотник управления гидроцилиндром смонтирован на рукоятке перемещения механизма.

Техническая характеристика путевой машины КПМ-1
База Моторный
путеподъемник
МПТС-1
Габарит ..    1-Т
Величина максимальной сдвижки пути, мм     260
Максимальная высота подъема пути, м . . .      400
Максимальное усилие подъемного механизма, тс  36
Усилие рихтовки, тс .. 7,8
Усилие вытаскивания шпалы из пути, тс . .2,5
Усилие сдвижки торцов шпалы, тс 3,0
Величина максимальной сдвижки торца шпалы в обе стороны, мм   ... 150
Масса машины, т ... 6,2
Производительность машины:
по замене шпал, шт./ч ... 45
по установке шпал по эпюре, шг./ч . . 80—90
Оборудование путеподъемника МПТС-1 навесными механизмами возможно как в условиях завода-изготовителя, так и промышленных предприятий. Ориентировочная стоимость навесных конструкций к машине составляет 560 руб., общие расходы на модернизацию — не более 1150 руб.
Применение машины КПМ-1 освобождает восемь путевых рабочих и позволяет получить годовой экономический эффект более 10 тыс. руб.
К этому же классу машин относятся двухниточные путеподъемники ДГП-20, предназначенные для подъемки железнодорожного пути с деревянными и железобетонными шпалами и стрелочных переводов при ремонтных путевых работах.
Агрегаты путеподъемника смонтированы на раме, опирающейся на четыре ролика, служащих для передвижения по рельсовому пути. Привод осуществляется от двигателя внутреннего сгорания мощностью 2 л. с. или от электрического двигателя мощностью 1 кВт. Подъемка путевой решетки выполняется с помощью гидравлических домкратов. При работе башмаки домкратов опираются на поверхность балластной призмы в шпальном ящике.
Основным преимуществом машины является то, что при производстве работ на перегоне она может быть легко снята с рельсов четырьмя рабочими. Масса путеподъемника — 240—250 кг. Недостатком путеподъемников ДГП-20 является выполнение ими только одной операции по выправке пути в профиле. Производительность машины близка к показателям МПТС-1. Стоимость машино-смены составляет 8—10 руб.
На некоторых карьерах используются гидравлические рихтовщики. Эти механизмы предназначены для выправки путевой решетки в плане.  

Технологическим недостатком рихтовщика МГР-1 является то, что он может, выполнять только одну oперацию — рихтовку пути, в то время как в условиях карьеров эта операция обычно сочетается с подъемкой.