Содержание материала

Путеукладочные краны предназначены для укладки железнодорожных путей звеньями длиной 12,5- и 25 м при строительстве новых дорог, а также для разборки и погрузки звеньев на платформы. Имеется несколько типов таких кранов. Основными из них являются укладочные краны УК-12,5, УК-25/9 и УК-25/21 (табл. 39).
На открытых горных работах нашли применение путеукладчики УК-12,5, УК-25/9 и УК-25/21 конструкции 15. И. Платова (рис. 23).
В комплект крана УК-12,5, применяемого для укладки железнодорожных путей, входят укладочный кран, дне моторные платформы, погрузочный кран и оборудование, состоящее из роликовых транспортеров, стыкующих скоб, стяжек для крепления звеньев в пакетах и др.
Способность перемещать путевую решетку на неограниченный шаг с разборкой звеньев отступающим ходом и укладкой их наступающим, самоходность и комплексная механизация выполнения многих операций дают возможность эффективно применять эти краны в карьерах.
Опыт эксплуатации укладочных кранов в условиях карьера Ново-Криворожского ГОКа показывает, что при коэффициенте использования крана 0,6—0,7 и обслуживании бригадой в составе 6—7 рабочих с применением шпалоподбивочной машины ШПМ-02 сменная производительность укладки достигает 300 м пути. Рост производительности труда по сравнению с использованием стреловых железнодорожных кранов в этих же условиях составляет более 50%. Учитывая затраты труда на подготовку основания трасс и послеукладочный ремонт, трудоемкость перемещения 1 км карьерных путей составляет 80—90 чел.-смен, а стоимость процесса — 600— 800 руб.

Основным недостатком укладочных кранов применительно к условиям карьеров является ограниченная область их применения в связи с требованием минимального радиуса кривых не менее 300 м. Для успешного; использования их необходим прямолинейный фронт значительной протяженности.
Из конструктивных недостатков следует отметить неустойчивую работу электрической аппаратуры и гидравлических приборов.
Внедрению укладочных кранов УК-12,5 в карьере Криворожского Южного ГОКа предшествовали разработка и создание навесных приспособлений для укладки путей на участках кривых, сгонки стыков и установки электрифицированного инструмента.
Путеукладочный комплекс этого карьера состоит из крана УК-12,5, пяти четырехосных платформ, тепловоза ТЭМ-1. Все платформы оборудованы роликовыми транспортерами, закрепляющими устройствами, удерживающими пакеты от продольного перемещения во время транспортировки. Для удержания пакетов со звеньями от поперечного смещения на платформах установлены по две портальные рамы. Для удобства загрузки на звеносборочной базе на портальных рамах демонтированы верхние перемычки.
Роликовый транспортер предназначен для передвижки пакетов вдоль подвижного состава при укладке пути. Концевые, промежуточные и средние транспортеры состоят из сварных рам, на которых в подшипниках укреплены стальные двухребордные ролики. Расстояние между продольными осями роликов соответствует ширине железнодорожной колеи. Нижнее звено пакера опирается на специальные лыжи, уложенные на ролики транспортера на длину платформы. Лыжи изготовлены из балки двутаврового сечения с закругленными торцами. Лыжи соседних платформ для перетяжки пакетов соединяются между собой.
Загрузка звеньев на звеносборочной базе может производиться на любую платформу. В транспортном положении каждый пакет закрепляется стопорными устройствами. За один заезд поездом можно снимать или укладывать до 500 м путевой решетки.
При работе комплекса путеукладочный кран УК-12,5 устанавливается впереди поезда. Стрела крана поднимается при этом на высоту до 7,5 м четырьмя вертикальными гидроцилиндрами, вмонтированными в портальные рамы. 

Рис. 24. Схема укладки железнодорожных путей в участках кривых краном УК-12,5 с дополнительными навесными приспособлениями:
1 — стрела крана; 2 — платформа; 3 — левое навесное устройство; 4 — захват; 5 — криволинейный участок пути; 6 — тяговый трос; 7 — правое навесное устройство; 8 — прямолинейный участок пути

Тяговые усилия механизма хода крана достаточны для перемещения поезда по горизонтальным карьерным путям.
Технологический цикл укладки пути указанным комплексом заключается в следующем. Пакет звеньев по роликовому транспортеру подается на платформу укладочного крана, где удерживается автоматически срабатывающими пружинными тупиками. С помощью грузовых и тяговых лебедок каждое звено поднимается и транспортируется вдоль стрелы крана и укладывается впереди поезда на проектную трассу. При укладке путей на участках кривых изгиб звеньев выполняется с помощью троса, закрепленного одним концом за противоположный торец рельса, другим — за специально шарнирно установленные кронштейны (рис. 24). Ходом укладочного крана назад звено изгибается до необходимого положения. Сгонка стыков производится с помощью пневмоударника, перегоняющего выступающий конец рельса от крана. Монтаж стыков, подстыковых шпал и накладок выполняется электрифицированным инструментом, навешенным на кран с помощью тросов, блоков и противовесного устройства.
Технологический цикл разборки звеньев производится в обратном порядке.
Модернизация укладочного крана УК-12,5 в рассматриваемых условиях позволила уменьшить трудоемкость переукладки 1 км путевой решетки в 2 раза и достигнуть производительности укладки до 200 м в час, что хотя это и ниже в 3 раза достигнутой на путях МПС, однако выше в 3—4 раза производительности укладки в карьерах стреловыми железнодорожными кранами.