Содержание материала

В перечень операций путевых работ при ремонте и содержании железнодорожных путей входят: замена изношенных деталей верхнего строения, восстановление и обновление балластного основания, устранение местных отступлений от технических норм эксплуатации, выправка рельсошпальной решетки в профиле и плане. 

Таблица 21
Расход и стоимость эксплуатационных материалов при перемещении 1 км железнодорожных путей (по данным некоторых карьеров)

Таблица 22
Показатели перемещения рельсовых путей в карьерах

* Шаг перемещения 0,6—4,5 м.

Полная замена верхнего строения постоянных путей и обновление балластного слоя производится в периоды выполнения капитальных ремонтно-путевых работ.
Передвижные пути ремонтируются в период перемещения. Для этой цели в карьерах организуются ремонтные и звеносборочные базы, на которых выполняется монтаж новых и ремонт выбракованных звеньев пути. Замена отдельных шпал, рельсов, скреплений выполняется при текущем содержании.  Площадки оборудуются железнодорожными тупиками для приема составов с пакетами звеньев и широким ассортиментом различного оборудования и инструмента. В этом случае такие подготовленные и оборудованные площадки называются звеносборочными базами.
Большинство операций на звеносборочных базах производится с помощью ручного электроинструмента, питание которого осуществляется от передвижных электростанций типа АБ и ЖЭС, а также от стационарной сети.

Основываясь на зарубежном опыте, следует отметить что в дальнейшем совершенствование работ по капитальному ремонту звеньев железнодорожного пут должно идти по пути комплексной механизации и автоматизации всех процессов разборки, выбраковки старых
и сборки новых звеньев как с помощью комбайнов на звеносборочных базах, так и на передвижных платформах непосредственно на местах работ.

Балластировочные и шпалоподбивочные работы.

Ос новной объем карьерных балластировочных работ выполняется в процессе перемещения рельсовых путей. Расход балластного материала при ремонте и содержании их незначителен.
В качестве балластного материала используются щебень, отходы обогатительного производства, гравий. Расход этих материалов в карьерах колеблется от 2500 до 3000 м3 в год на 1 км передвижных путей.
Для доставки, дозировки и разравнивания балластного слоя используются вагоны-дозаторы ЦНИИ-ДВЗ, ЦНИИ-П МПС и дозаторы, изготовленные силами предприятий на базе вагонов типа хоппер. Наибольшее распространение получили вагоны-дозаторы ЦНИИ-ДВЗ с емкостью кузова 40 м3.
Шпалоподбивочные работы на большинстве карьеров выполняются вручную. Использование ручных шпалоподбоек ограничивается недостатком мобильных средств снабжения их электроэнергией. На некоторых предприятиях эти средства изготовлены собственными силами. В карьере Оленегорского ГОКа энергоагрегат установлен на базе путепередвигателя ПУ-30. Установка используется для шпалоподбивочных работ при перемещении и ремонте железнодорожных путей. В условиях Коршуновского ГОКа после укладочный ремонт выполняется двумя бригадами в составе 19 путевых рабочих. Бригады обеспечены автодрезинами АГМу и бензоагрегатами типа АБ для питания электроинструмента. С 1969 г. в карьеры стали поступать моторные путеподъемники МПТС-1, снабженные источником электроэнергии.
В эти же годы карьеры начали приобретать высокопроизводительные шпалоподбивочные машины ШПМ-02. Опыт эксплуатации показал, что эффективное использование этих машин возможно в сочетании с механизацией операций по установке шпал по эпюре. При отсутствии этого условия рабочие органы машины, рассчитанные на правильную установку шпал, часто выходят из строя.  Сменная производительность шпалоподбивочных машин в условиях карьеров Оленегорского, Коршуновского, Ново-Криворожского ГОКов на прямых участках путей достигает 400 м при коэффициенте использования во времени 0,3—0,4.