Глава II
МЕТОДЫ ПОИСКА ОТКАЗОВ
СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ ОТКАЗОВ
Длительность восстановления устройств после отказа существенно зависит от способа фиксации этого отказа. Во всех обслуживаемых технических системах, к которым относятся и системы СЦБ, применяются два основных способа фиксации отказов или получения информации об отказе: непосредственно в момент отказа (мгновенный или непрерывный способ) и в момент использования (способ "квитирования").
Непрерывный способ фиксации отказов дает возможность приступить к поиску отказа и его устранению сразу после того, как он произошел. При этом значительно возрастает вероятность восстановления отказавшего элемента до того, как наступит необходимость в его использовании. Таким способом фиксируются отказы в рельсовых цепях, контрольных цепях стрелок и в ряде других узлов.
Фиксация отказов способом "квитирования" означает, что предварительная информация об отказе отсутствует и отказ будет зафиксирован только тогда, когда наступит необходимость в использовании отказавшего узла или элемента, т.е. не будет получена "квитанция" об его исправном действии. Так фиксируются отказы разрешающих ламп сигналов, рабочих цепей стрелок и всех цепей аварийного назначения (пригласительные сигналы, схемы искусственной разделки, схемы вспомогательной смены направления, резервные источники питания и др.).
Поиск и устранение отказов в работе этих узлов начинается после неудачной попытки воспользоваться устройствами, что, как правило, приводит к задержкам поездов. С целью уменьшения потерь от отказов таких узлов разработана специальная система профилактических проверок и измерений, выполняемая в составе технологического процесса. Однако существующая периодичность проверок не может дать гарантии того, что за время, прошедшее с последней проверки до очередного пользования устройством, не произойдет отказ. Поэтому в последнее время наметилась тенденция к переводу особенно ответственных узлов на непрерывный контроль.
СПОСОБЫ ПРОВЕРОК ПРИ ПОИСКЕ ПРИЧИНЫ ОТКАЗОВ
Как показывает опыт эксплуатации устройств СЦБ, в процессе восстановления устройств после отказа обычно больше времени затрачивается на обнаружение отказа, чем на его устранение. Особенно это относится к постовой аппаратуре при отказе таких элементов, как реле, предохранитель, конденсатор и т. д. Поэтому применение рационального способа поиска отказа может значительно сократить общее время восстановления.
Для отыскания отказавшего элемента в действующих устройствах СЦБ обычно требуется: знать расположение аппаратуры, схему устройства, физику явлений, происходящих в этом устройстве; уметь работать с контрольно-измерительными приборами; правильно оценивать поездную ситуацию; знать и соблюдать требования правил техники безопасности.
Такой комплекс знаний достаточен для отыскания неисправности, но может оказаться недостаточным для того, чтобы время, затраченное на этот поиск, было минимальным. Для сокращения времени поиска отказов разработан ряд методов, совокупность которых составляет основу новой, быстро развивающейся научной дисциплины, получившей название технической диагностики.
Методы диагностирования дают возможность построить такую последовательность контрольных и проверочных операций, при которой среднее время поиска окажется минимальным. В то же время следует иметь в виду, что даже при пользовании самой совершенной системой поиска затраченное время в отдельных случаях при редко встречающихся отказах может оказаться больше, чем при случайных проверках, хотя вероятность такого случая невелика. Поэтому нельзя сказать, что любая заранее составленная программа приведет к минимальному времени поиска в каждом случае, но можно утверждать, что она приведет к минимальному времени в большинстве случаев или, как было отмечено выше, к минимальному среднему времени поиска.
Для отыскания отказавших элементов и проверки работоспособности систем в целом широко применяются два основных метода поиска: комбинационный и последовательный.
Комбинационный поиск характерен тем, что все проверки намечаются заранее и относительный порядок их применения не имеет значения. По окончании всех проверок анализируются полученные результаты и устанавливается отказавший элемент или делается вывод об исправности системы. Такой метод поиска носит также название "тестовый контроль", а последовательность проверок, достаточная для того, чтобы убедиться в исправности системы или отыскать отказавший элемент, носит название "тест".
В устройствах СЦБ комбинационный метод поиска или тестовый контроль применяется в тех случаях, когда заранее неизвестно, исправна система или нет, главным образом в процессе приемки новых устройств (предпусковые проверки по специальным программам) и при проверке блоков на специальных стендах. Во всех остальных случаях применяется последовательный поиск, который предусматривает обязательное наличие зафиксированного отказа.
Разновидности последовательного поиска можно классифицировать по способу проверки элементов и по способу выбора последовательности проверок. По способу проверки элементов различают следующие: внешний осмотр, способ замены и способ измерений.
Внешний осмотр является наиболее простым и доступным способом проверки, но с его помощью редко удается обнаружить скрытую неисправность. Наиболее эффективен этот способ при поиске отказа в напольных устройствах (рельсовые цепи, стрелки, сигналы, линия связи). Однако и здесь для исключения возможной ошибки результаты, полученные при внешнем осмотре, следует, как правило, проверять путем замены или с помощью измерений.
Способ замены предусматривает изъятие элемента, узла или блока, в котором предполагается отказ, и установку на его место другого такого же элемента, узла или блока, но заведомо исправного. При пользовании этим методом необходимо соблюдать несколько простых, но важных правил:
если после замены отказ не устранился, то старый элемент (узел, блок) необходимо установить на прежнее место. Это требование связано с тем, что в практике устранения неисправности часто заменяется не один, а несколько элементов, а потом, когда устройства начинают работать нормально, истинную причину отказа установить трудно;
отказ элемента, замененного новым, должен быть по возможности зафиксирован внешним осмотром или с помощью измерении непосредственно после его снятия. Это особенно важно для таких элементов, которые могут самопроизвольно восстановить свои свойства после отказа (контактная система реле, деталь из изоляционного материала, резистор с регулируемым сопротивлением и др.);
если замена не привела к устранению отказа, то следует проверить, не отказал ли вновь установленный элемент. Такое явление характерно для тех случаев, когда отказ замененного элемента являлся не первоначальной причиной, а следствием другого отказа. Характерными примерами такого рода являются случаи перегорания предохранителей при устойчивом коротком замыкании в цепи, случаи перегорания ламп при завышенном напряжении и др.
Способ измерений является наиболее эффективным при поиске отказов в электрических цепях. При этом чаще всего используется вольтметр, амперметр и омметр. Характерными ошибками, допускаемыми при производстве измерений в процессе поиска отказа, являются неправильная установка пределов измерений, переключателей рода тока, а также несоблюдение полярности, наличие скрытого обрыва в измерительном шнуре или отсутствие контакта между шнуром и клеммой прибора. Из-за таких ошибок может быть сделан поспешный вывод о результате измерения и затрачено много лишнего времени. Поэтому перед измерением всегда целесообразно проверить прибор на заведомо известной цепи (сеть переменного тока, сигнальная батарея, сопротивление резистора и т. д.). В некоторых случаях причиной ошибки может послужить незнание особенностей измерительного прибора (слишком высокое сопротивление, отклонение стрелки под действием постоянного и переменного токов одновременно и т. д.).
При отыскании отказа с помощью измерений может оказаться, что нормативные значения напряжения, тока или сопротивления в какой-то точке цепи заранее неизвестны. Если при этом нет возможности узнать это нормативное значение, то наиболее целесообразно прибегнуть к сравнительным измерениям в тех же точках аналогичной исправной цепи.
На сети дорог эксплуатируется целый ряд комбинированных многопредельных ампервольтомметров. Необходимо отметить, что не все они могут быть использованы для измерений в каждой конкретной цепи. Так, например, напряжение в кабеле на релейном конце рельсовой цепи в схеме с центральным питанием при отключенном реле нельзя измерять вольтметром с высоким входным сопротивлением, так как при этом из-за емкости кабеля будет ощущаться влияние других цепей. То же самое относится и к другим кабельным цепям с отключенной нагрузкой. При измерении кодового тока в рельсах непосредственным наложением амперметра на рельс нельзя пользоваться амперметром с сопрел явлением, значительно превышающим сопротивление поездного шунта, так как при этом измеренная величина окажется заниженной.