Содержание материала

Нарушение работоспособности локомотивных устройств АЛСН возможно из-за отказов локомотивных устройств, что приводит к выключению их в пути следования или из-за неисправности напольных устройств, вызывающей сбои в работе локомотивной сигнализации.
Отказы локомотивной аппаратуры АЛСН, обслуживаемой работниками хозяйства сигнализации и связи, в процентах распределяются следующим образом: дешифраторы — 48, усилители — 34, фильтры — 3, общие ящики - 15.
В табл. 21 дано распределение отказов по элементам в усилителях, дешифраторах, общих ящиках, фильтрах.
Анализ отказов элементов показывает, что они являются следствием перенапряжения в цепях питания локомотивных устройств АЛСН, что вызывает пробой конденсаторов и диодов, перегорание транзисторов и резисторов, подгар контактов реле, сгорание монтажа, выход из строя стабилитронов. Пробой диодов может произойти из-за нарушения технологического процесса замены аппаратуры АЛСН (невыключение питания), сгорание монтажа — из-за отсутствия типовых предохранителей в цепях питания АЛСН. Старение конденсаторов вызывает изменение их параметров и потерю емкости, что, в свою очередь, может повлечь расстройку контуров локомотивных фильтров. Некачественная регулировка является причиной отклонения характеристик реле от допустимых значений и подгорания контактов, а усталость металла приводит к излому контактных пружин. Воздействие вибрации, плохая пайка, ветхость монтажа, повреждение изоляции, нетиповые предохранители — причины, вызывающие неисправности в монтаже, в том числе и случаи полного сгорания монтажа.
Отсутствие контакта на выводах клеммной колодки общего ящика — следствие некачественноq проверки, ослабления гаечного крепления. Сообщение между выводами клеммной колодки общего ящика — следствие отсутствия наконечников на проводах, размочаливания концов, засорения платы, использование не соответствующих болтам шайб. Отказы контактных пружин общего ящика — следствие деформации, потери упругости, слабого контактного нажатия, появления нагара на контактирующих поверхностях.
Четкая и бесперебойная работа автоматической локомотивной сигнализации имеет важное значение для обеспечения безопасности поездов. Качественные ремонт и техническое обслуживание всех узлов АЛСН на локомотиве являются непременными условиями работы ее в пути.

Для успешного обнаружения и устранения неисправностей АЛСН работники, обслуживающие устройства АЛСН, должны знать работу электрической схемы, расположение аппаратуры, ее устройство и взаимодействие, пользоваться простейшими контрольными приборами. Наряду с этим важно также знать наиболее характерные неисправности АЛСН и способы их отыскания и устранения.
Неисправности устройств АЛСН в основном подразделяются на следующие виды: разрыв электрической цепи; короткое замыкание электрической цепи; напряжение, не соответствующее требуемому значению; механические повреждения (разрушения деталей, попадание посторонних частиц и т. д.); недостаточное давление сжатого воздуха в аппаратах с пневматическим приводом.

 

Характер отказа

Способ отыскания причины отказа

Причина отказа Способ устранения
неисправности

1

2

3       /     4

После включения рубильника батареи и выключателя АЛСН нет напряжения на клеммах общего ящика (+50, -50)
При включении АЛСН красная лампа на локомотивном светофоре не загорается, ЭПК становится под ток

Провести измерения вольтметром последовательно по схеме питания от главного предохранителя до места обрыва
Проверить цепь питания лампы красного огня от дешифратора до локомотивного светофора

Неисправность предохранителя на распределительном щите;/ Проверить предохранитель, выключатель  АЛСН, переключатель выключателя направления, проверить цепь питания от главного предохранителя до общего ящика

Обрыв цепи питания лампы красного огня, /Устранить обрыв цепи питания,  неисправность неисправность в ПН, заменить лампу- переключателя направления;
перегорела лампа;/  отремонтировать патрон;
нарушение контакта в патроне лампы; восстановить -50 В; заменить дешифратор/ отсутствие -50 В; нет выхода +50 В с дешифратора до клеммной панели

При включении ЭПК не работает свисток
При включении ЭПК не работает свисток, срабатывает срывной клапан
Смена огней на локомотивном светофоре происходит без свистка ЭПК

Проверить положение включателя ЭПК, крана от напорной магистрали; вольтметром проверить на электромагните ЭПК, есть ли перерывы в питании

Неисправность питательного /Заменить ЭПК клапана ЭПК; засорение калиброванных отверстий ЭПК; засорение свистка
Засорилась (или заморожена) Устранить причину неисправности/ трубка напорной магистрали
Ключ ЭПК не повернут до среднего положения; /Установить ключ в среднее положение; открыть кран от напорной кран от напорной магистрали; магистрали; устранить заедание заедание штока электромагнита, штока ЭПК;

неисправен электромагнит ЭПК; найти постороннее питание на катушке причину постороннего питания катушки ЭПК; свисток  отремонтировать свисток

 

6. На локомотивном светофоре поочередно горят желтый, красно-желтый и красный огни; соответствующие реле скоростемера не притягивают якорь

Вольтметром проверить цепь провода 8 фишки скоростемера (нет -50 В)

Обрыв провода 8 фишки скоростемера

Устранить обрыв провода 8 штепсельного разъема скоростемера

7. На локомотивном светофоре поочередно горят красно-желтый, желтый и красный огни, а реле одного из огней ие притягивает якорь

Вольтметром или пробником проверить цепи проводов 6, 9 или 11 от фишки скоростемера до клеммы общего ящика

Обрыв проводов 6, 9 или 11 фишки скоростемера

Устранить обнаруженный обрыв

8. Показание на локомотивном светофоре не соответствует состоянию электромагнитов, регистрирующего устройства скоростемера

Проверить правильность распайки проводов 6, 7,9 и 11 от гнезда разъема соответственно на клеммы 1C ЭПК-1, Ж, КЖ

Неправильно подключены провода от штепсельного разъема скоростемера на клеммы К, ЭПК-1, Ж, КЖ, общего ящика; нарушена схема скоростемера

Провода подключить согласно схеме; заменить неисправный скоростемер

9. Нет контроля включения ЭПК на скоростемерной ленте

Проверить цепь провода 7, разъема скоростемера; выяснить положение якоря реле ЭЭ; измерить целость обмотки реле ЭЭ

Обрыв цепи провода 7 скоростемера; замыкание якоря реле ЭЭ, погнута направляющая стойка скоростемера, тугая пружина писца

Восстановить цепи; заменить скоростемер или писец

10. Время срыва ЭПК менее нормированного (7 £ ±1,5) с

Проверить по манометру давление

Уменьшение объема камеры выдержки времени из-за попадания воды; слабое нажатие пружины на диафрагму ЭПК; мало давление в напорной магистрали; попадание посторонних предметов под возбудительный или срывной клапан; засорение калиброванного отверстия срывного клапана

Поднять давление в напорной магистрали, прочистить отверстия проволокой и продуть, при необходимости заменить ЭПК

11. После разрядки камеры выдержки времени не происходит срыв ЭПК

 

Заедание срывного поршня ЭПК; заедание возбудительного клапана ЭПК

Заменить ЭПК

 

1

2

3

4

12. После торможения автостопом и восстановления системы выпуск воздуха из тормозной магистрали не прекращается

 

Заедание срывного или возбудительного клапана ЭПК

Заменить ЭПК

13. Слабо работает свисток ЭПК ("шипит")

Неисправен свисток ЭПК

Заменить ЭПК или свисток

14. Утечка воздуха между ЭПК и кронштейном

 

Некачественная резиновая прокладка ЭПК-150-10

Заменить прокладку или ЭПК

15. Утечка воздуха около катушки электромагнита ЭПК

 

Вышла из строя прокладка бота ЭПК

Заменить прокладку

16. Утечка воздуха в атмосферное отверстие со стороны возбудительного клапана ЭПК

 

Попадание посторонних предметов под возбудительный клапан ЭПК

Очистить седло и возбудительный клапан; заменить ЭПК

17. Утечка воздуха со стороны срывного клапана

 

Попадание посторонних предметов под срывной поршень

Заменить ЭПК

18. ЭПК не становится под ток при всех огнях; электромагнит ЭЭ на скоростемере под током

Проверить: давление по манометру; положение крана напорной магистрали; цепь питания от клеммы ЭПК-1 клеммной панели до клеммы 50 В ЭПК-150

Мало давление в напорной магистрали; перекрыт кран в напорной магистрали; неисправность нормально замкнутых контактов РБ; контактов концевого переключателя обмотки ЭПК, ПН, нормально замкнутых контактов ВК

Поднять давление в напорной магистрали; открыть кран напорной магистрали; восстановить цепь питания ЭПК

19. ЭПК не становится под ток при всех огнях, электромагнит ЭЭ без тока

Проверить: цепь питания от дешифратора до клеммы 50 В ЭПК-150 (нормально разомкнутые контакты РБ - контакт концевого переключателя -

Неисправность цепи питания от нормально разомкнутых контактов РБ-3 дешифратора; нет +50 В с клеммы "Н" до второго нормально разомкнутого контакта РБ; ненадежный контакт

Восстановить цепь питания; восстановить контакт между ДК и общим ящиком

 

 

 обмотка ЭПК-ПН— нормально замкнутые контакты ВК); исправность дешифратора

между дешифратором и общим ящиком

 

20. ЭПК и электромагнит ЭЭ не становятся под ток при красном огне при скорости менее 20 км/ч

Проверить: скоростемер; монтаж от клеммы 1 скоростемера до клеммы "С"; от клеммы 5 фиш ки скоростемера до РБ-2; надежность контакта между ДК и общим ящиком; исправность ДК

Неисправность скоростемера, обрыв монтажа; нарушение контакта между ДК и общим ящиком; неисправность ДК

При необходимости заменить скоростемер; восстановить цепь питания; восстановить контакт между ДК и общим ящиком; заменить дешифратор

21. ЭПК и электромагнит ЭЭ не становятся под ток при красно-желтом огне при скорости менее 20 км/ч

Проверить: скоростемер; монтаж от клеммы 3 скоростемера до клеммы "В" дешифратора; от клеммы 5 скоростемера до клеммы РБ-2 дешифратора; надежность контакта между ДК и общим ящиком; исправность ДК

Неисправность скоростемера; обрыв цепи питания; нарушение контакта между ДК и общим ящиком

При необходимости заменить - скоростемер; восстановить цепь питания; восстановить контакт между ДК и общим ящиком; заменить дешифратор

22. Проверка бдительности на стоянке при красном, красно-желтом и белом огнях

Проверить: кнопку КП; цепь питания от клеммы 4 скоростемера до кнопки КП; наличие +50 В (клемма "Н") на втором контакте кнопки КП; скоростемер

Нарушение контакта кнопки КП, обрыв цепи питания от клеммы 4 скоростемера до кнопки КП; отсутствие напряжения на клемме "Н" неисправность скоростемера

Восстановить контакт кнопки КП; восстановить цепь питания; восстановить напряжение на кнопке КП; при необходимости заменить скоростемер

23. Проверка бдительности при желтом огне при скорости менее 20 км/ч

Проверить: скоростемер; цепь питания от контакта 2 скоростемера до РБ-1 дешифратора; цепь питания от контакта 3 скоростемера до клеммы "В" дешифратора; контакт между ДК и общим ящиком; исправность ДК

Неисправность скоростемера; обрыв цепи питания, нарушение контакта между ДК и общим
ящиком; неисправность дешифратора

При необходимости заменить скоростемер; восстановить цепи питания; восстановить контакт между ДК и общим ящиком; заменить ДК

1

2

3

4

24. Нет перехода с красного на белый огонь локомотивного светофора

Проверить: целостность лампы "Б", исправность кнопки ВК (состояние нормально разомкнутых контактов); цепь питания от лишних контактов кнопки ВК до клеммы "Н" и кнопки ВК дешифратора; контакт между ДК и общим ящиком; исправность ДК

Перегорание лампы "Б"; нарушение контакта в кнопке ВК; обрыв цепи питания; отсутствие контакта между ДК и общим ящиком; неисправность ДК

Заменить лампу, восстановить контакт кнопки ВК, восстановить цепь питания; восстановить контакт между ДК и общим ящиком; заменить дешифратор

25. При включении ЭПК срабатывают все реле скоростемера, на светофоре вполнакала горит красный огонь

Проверить напряжение на проводе "-светофора"

Провод "-светофора" не соединен с проводом "—скоростемера"; обрыв провода "-светофора"

Восстановить цепь "-светофора"— скоростомера "

26. На локомотивном светофоре мигает один из огней

Проверить: цепь питания лампы, надежность крепления и пайки монтажа; наличие надежного контакта в лампе светофора; надежность контакта между ДК и общим ящиком; исправность ДК

Нарушена цепь питания лампы; плохая пайка; нарушен контакт в лампе; отсутствует контакт между ДК и общим ящиком; неисправен ДК

; Восстановить цепи питания; восстановить контакт в лампе; при необходимости заменить дешифратор

27. Во время движения локомотива свисток ЭПК "подсвистывает"

Проверить: надежность нормально замкнутых контактов РБ; регулировку контактов ЭГЖ; контакт концевого переключателя; надежность крепления и пайки монтажа в цени питания ЭПК;

 

Восстановить надежность контактов РБ; отрегулировать контакты ЭПК, концевого переключателя; восстановить контакт между ДК и общим ящиком; при необходимости заменить дешифратор

 

 надежность контакта между ДК и общим ящиком; исправность ДК

 

 

28. При включении тумблера ДЗ в положение АЛСН время периодической проверки бдительности меньше нормы

Проверить: напряжение питания, надежность контакта между ДК и общим ящиком; исправность дешифратора; сопротивление изоляции монтажа

В дешифраторе мала емкость конденсатора Сб

При необходимости заменить дешифратор

29. При включении ЭПК одновременно срабатывают все реле скоростемера, загораются все огни на локомотивном светофоре

Проверить: монтаж схемы ЭПК; наличие постороннего напряжения

Неисправность в монтаже схемы ЭПК

Восстановить монтаж схемы ЭПК; найти место, куда поступает постороннее напряжение

30. Сбой огней на некодируемом участке с белого на красно-желтый и красный

Проверить: -50 В на " — Сп" и монтаже от "+Сп" до клеммы РБ-4 дешифратора; надежность контакта между ДК и общим ящиком; исправность ДК

Мало замедление реле СР (15-20 с); уменьшение емкости конденсатора Сп

Проверить конденсатор Сп, при необходимости заменить его; восстановить контакт между ДК и общим ящиком; при необходимости заменить ДК

31. Время перехода с белого огня на другой огонь менее 15 с

Проверить: наличие и правильность подключения конденсатора Сп в общем ящике (РБ-4 и -50 В); надежность контакта между ДК и общим ящиком; исправность ДК

Мало замедление реле СР (15-20 с) уменьшение емкости конденсатора Сп

Заменить конденсатор Сп; восстановить контакт между ДК и общим ящиком; при необходимости заменить дешифратор

32. Сбой огней на локомотивном светофоре в пути следования

Проверить: сопротивление изоляции монтажа ПК; высоту и правильность подвески ПК; состояние монтажа и крепление двух-  и восьмиклеммных коробок; состояние контактов и крепление монтажа ПН,

Низкое сопротивление изоляции монтажа ПК; неправильно подвешены (асимметрично) ПК; плохой контакт в ПН; отсутствие контакта между УК и ДК; низкое сопротивление изоляции между кожухами ПК; неисправность УК и ДК

Сменить приемные катушки; восстановить контакт ПН, между УК и ДК; сменить изоляционную прокладку ПК; при необходимости заменить УК или ДК

1

2

3

4

 

клеммную панель общего ящика; надежность контакта между ДК и УК в общем ящике; сопротивление изоляции между кожухами приемных катушек; исправность ДК и УК

 

 

33. Кратковременный сбой огней с зеленого, желтого и белого на красный

Проверить: надежность крепления монтажа питания (+50 В) общего ящика, переключателя направления, переключателя питания; состояние предохранителей и ПВН и их надежность; надежность контакта между ДК и общим ящиком; исправность дешифратора (нарушение питания +50 В в ДК)

Плохое крепление монтажа питания в общем ящике, ПН; в переключателе питания сгорели предохранители; неисправен АВН; отсутствие контакта между ДК и общим ящиком, напряжения питания +50 В в ДК

Восстановить цепи питания +50 В; заменить предохранители и при необходимости АВН; восстановить контакт

34. При нажатии РБ перегорает предохранитель

Проверить: состояние монтажа и изоляции от нормально разомкнутого контакта РБ до клеммы РБ-3 дешифратора; состояние монтажа и изоляцию ЭПК-1 дешифратора до "—50 В" ЭПК, состояние монтажа от ЭПК-1 клеммной панели общего ящика до клеммы 7 скоростемера; исправность скоростемера

Отсутствует контакт между РБ и клеммой РБ-3 дешифратора, контакт между ЭПК-1 дешифратора и "-50 В" ЭПК, контакт от ЭПК-1 общего ящика и клеммой 7 скоростемера; неисправность скоростемера

Восстановить цеди питания; при необходимости заменить скоростемер

Разрыв электрической цепи вызывается потерей контакта в аппаратуре или обрывом провода. Короткие замыкания являются следствием
воздействия причин механического характера и, как правило, связаны с повреждением изоляции.
Практика показывает, что время, затрачиваемое на обнаружение неисправности в электрических цепях в несколько раз превышает время на ее устранение. Отыскание повреждения следует вести последовательно, а не в нескольких местах одновременно. Сложные цепи при отыскании повреждения разбивают на ряд участков. Перед отысканием неисправности необходимо проверить положение выключателей, кнопок, рукояток, состояние предохранителей, контактов. Так, например, слабый контакт в цепи питания общего ящика может привести к появлению ложных показаний на локомотивном светофоре. Прежде чем заменять аппаратуру, необходимо полностью убедиться в том, что она неисправна.
При отыскании повреждения контрольной лампой необходимо помнить, что при этом могут сработать определенные устройства. Для измерения напряжения в цепях, а также для отыскания мест повреждений необходимо иметь измерительные приборы: ампервольтметр или вольтметр постоянного тока со шкалой 0—75 В, мегаомметр на напряжение 500 В.
Для отыскания повреждений в электрических цепях необходимо иметь исполнительные схемы АЛСН для данного типа подвижного состава. В табл. 22 приведены характерные отказы, их причины, способы обнаружения и устранения.