Нарушение работоспособности локомотивных устройств АЛСН возможно из-за отказов локомотивных устройств, что приводит к выключению их в пути следования или из-за неисправности напольных устройств, вызывающей сбои в работе локомотивной сигнализации.
Отказы локомотивной аппаратуры АЛСН, обслуживаемой работниками хозяйства сигнализации и связи, в процентах распределяются следующим образом: дешифраторы — 48, усилители — 34, фильтры — 3, общие ящики - 15.
В табл. 21 дано распределение отказов по элементам в усилителях, дешифраторах, общих ящиках, фильтрах.
Анализ отказов элементов показывает, что они являются следствием перенапряжения в цепях питания локомотивных устройств АЛСН, что вызывает пробой конденсаторов и диодов, перегорание транзисторов и резисторов, подгар контактов реле, сгорание монтажа, выход из строя стабилитронов. Пробой диодов может произойти из-за нарушения технологического процесса замены аппаратуры АЛСН (невыключение питания), сгорание монтажа — из-за отсутствия типовых предохранителей в цепях питания АЛСН. Старение конденсаторов вызывает изменение их параметров и потерю емкости, что, в свою очередь, может повлечь расстройку контуров локомотивных фильтров. Некачественная регулировка является причиной отклонения характеристик реле от допустимых значений и подгорания контактов, а усталость металла приводит к излому контактных пружин. Воздействие вибрации, плохая пайка, ветхость монтажа, повреждение изоляции, нетиповые предохранители — причины, вызывающие неисправности в монтаже, в том числе и случаи полного сгорания монтажа.
Отсутствие контакта на выводах клеммной колодки общего ящика — следствие некачественноq проверки, ослабления гаечного крепления. Сообщение между выводами клеммной колодки общего ящика — следствие отсутствия наконечников на проводах, размочаливания концов, засорения платы, использование не соответствующих болтам шайб. Отказы контактных пружин общего ящика — следствие деформации, потери упругости, слабого контактного нажатия, появления нагара на контактирующих поверхностях.
Четкая и бесперебойная работа автоматической локомотивной сигнализации имеет важное значение для обеспечения безопасности поездов. Качественные ремонт и техническое обслуживание всех узлов АЛСН на локомотиве являются непременными условиями работы ее в пути.
Для успешного обнаружения и устранения неисправностей АЛСН работники, обслуживающие устройства АЛСН, должны знать работу электрической схемы, расположение аппаратуры, ее устройство и взаимодействие, пользоваться простейшими контрольными приборами. Наряду с этим важно также знать наиболее характерные неисправности АЛСН и способы их отыскания и устранения.
Неисправности устройств АЛСН в основном подразделяются на следующие виды: разрыв электрической цепи; короткое замыкание электрической цепи; напряжение, не соответствующее требуемому значению; механические повреждения (разрушения деталей, попадание посторонних частиц и т. д.); недостаточное давление сжатого воздуха в аппаратах с пневматическим приводом.
Характер отказа | Способ отыскания причины отказа | Причина отказа Способ устранения |
1 | 2 | 3 / 4 |
После включения рубильника батареи и выключателя АЛСН нет напряжения на клеммах общего ящика (+50, -50) | Провести измерения вольтметром последовательно по схеме питания от главного предохранителя до места обрыва | Неисправность предохранителя на распределительном щите;/ Проверить предохранитель, выключатель АЛСН, переключатель выключателя направления, проверить цепь питания от главного предохранителя до общего ящика Обрыв цепи питания лампы красного огня, /Устранить обрыв цепи питания, неисправность неисправность в ПН, заменить лампу- переключателя направления; |
При включении ЭПК не работает свисток | Проверить положение включателя ЭПК, крана от напорной магистрали; вольтметром проверить на электромагните ЭПК, есть ли перерывы в питании | Неисправность питательного /Заменить ЭПК клапана ЭПК; засорение калиброванных отверстий ЭПК; засорение свистка неисправен электромагнит ЭПК; найти постороннее питание на катушке причину постороннего питания катушки ЭПК; свисток отремонтировать свисток |
6. На локомотивном светофоре поочередно горят желтый, красно-желтый и красный огни; соответствующие реле скоростемера не притягивают якорь | Вольтметром проверить цепь провода 8 фишки скоростемера (нет -50 В) | Обрыв провода 8 фишки скоростемера | Устранить обрыв провода 8 штепсельного разъема скоростемера |
7. На локомотивном светофоре поочередно горят красно-желтый, желтый и красный огни, а реле одного из огней ие притягивает якорь | Вольтметром или пробником проверить цепи проводов 6, 9 или 11 от фишки скоростемера до клеммы общего ящика | Обрыв проводов 6, 9 или 11 фишки скоростемера | Устранить обнаруженный обрыв |
8. Показание на локомотивном светофоре не соответствует состоянию электромагнитов, регистрирующего устройства скоростемера | Проверить правильность распайки проводов 6, 7,9 и 11 от гнезда разъема соответственно на клеммы 1C ЭПК-1, Ж, КЖ | Неправильно подключены провода от штепсельного разъема скоростемера на клеммы К, ЭПК-1, Ж, КЖ, общего ящика; нарушена схема скоростемера | Провода подключить согласно схеме; заменить неисправный скоростемер |
9. Нет контроля включения ЭПК на скоростемерной ленте | Проверить цепь провода 7, разъема скоростемера; выяснить положение якоря реле ЭЭ; измерить целость обмотки реле ЭЭ | Обрыв цепи провода 7 скоростемера; замыкание якоря реле ЭЭ, погнута направляющая стойка скоростемера, тугая пружина писца | Восстановить цепи; заменить скоростемер или писец |
10. Время срыва ЭПК менее нормированного (7 £ ±1,5) с | Проверить по манометру давление | Уменьшение объема камеры выдержки времени из-за попадания воды; слабое нажатие пружины на диафрагму ЭПК; мало давление в напорной магистрали; попадание посторонних предметов под возбудительный или срывной клапан; засорение калиброванного отверстия срывного клапана | Поднять давление в напорной магистрали, прочистить отверстия проволокой и продуть, при необходимости заменить ЭПК |
11. После разрядки камеры выдержки времени не происходит срыв ЭПК |
| Заедание срывного поршня ЭПК; заедание возбудительного клапана ЭПК | Заменить ЭПК |
1 | 2 | 3 | 4 |
12. После торможения автостопом и восстановления системы выпуск воздуха из тормозной магистрали не прекращается |
| Заедание срывного или возбудительного клапана ЭПК | Заменить ЭПК |
13. Слабо работает свисток ЭПК ("шипит") | — | Неисправен свисток ЭПК | Заменить ЭПК или свисток |
14. Утечка воздуха между ЭПК и кронштейном |
| Некачественная резиновая прокладка ЭПК-150-10 | Заменить прокладку или ЭПК |
15. Утечка воздуха около катушки электромагнита ЭПК |
| Вышла из строя прокладка бота ЭПК | Заменить прокладку |
16. Утечка воздуха в атмосферное отверстие со стороны возбудительного клапана ЭПК |
| Попадание посторонних предметов под возбудительный клапан ЭПК | Очистить седло и возбудительный клапан; заменить ЭПК |
17. Утечка воздуха со стороны срывного клапана |
| Попадание посторонних предметов под срывной поршень | Заменить ЭПК |
18. ЭПК не становится под ток при всех огнях; электромагнит ЭЭ на скоростемере под током | Проверить: давление по манометру; положение крана напорной магистрали; цепь питания от клеммы ЭПК-1 клеммной панели до клеммы 50 В ЭПК-150 | Мало давление в напорной магистрали; перекрыт кран в напорной магистрали; неисправность нормально замкнутых контактов РБ; контактов концевого переключателя обмотки ЭПК, ПН, нормально замкнутых контактов ВК | Поднять давление в напорной магистрали; открыть кран напорной магистрали; восстановить цепь питания ЭПК |
19. ЭПК не становится под ток при всех огнях, электромагнит ЭЭ без тока | Проверить: цепь питания от дешифратора до клеммы 50 В ЭПК-150 (нормально разомкнутые контакты РБ - контакт концевого переключателя - | Неисправность цепи питания от нормально разомкнутых контактов РБ-3 дешифратора; нет +50 В с клеммы "Н" до второго нормально разомкнутого контакта РБ; ненадежный контакт | Восстановить цепь питания; восстановить контакт между ДК и общим ящиком |
| обмотка ЭПК-ПН— нормально замкнутые контакты ВК); исправность дешифратора | между дешифратором и общим ящиком |
|
20. ЭПК и электромагнит ЭЭ не становятся под ток при красном огне при скорости менее 20 км/ч | Проверить: скоростемер; монтаж от клеммы 1 скоростемера до клеммы "С"; от клеммы 5 фиш ки скоростемера до РБ-2; надежность контакта между ДК и общим ящиком; исправность ДК | Неисправность скоростемера, обрыв монтажа; нарушение контакта между ДК и общим ящиком; неисправность ДК | При необходимости заменить скоростемер; восстановить цепь питания; восстановить контакт между ДК и общим ящиком; заменить дешифратор |
21. ЭПК и электромагнит ЭЭ не становятся под ток при красно-желтом огне при скорости менее 20 км/ч | Проверить: скоростемер; монтаж от клеммы 3 скоростемера до клеммы "В" дешифратора; от клеммы 5 скоростемера до клеммы РБ-2 дешифратора; надежность контакта между ДК и общим ящиком; исправность ДК | Неисправность скоростемера; обрыв цепи питания; нарушение контакта между ДК и общим ящиком | При необходимости заменить - скоростемер; восстановить цепь питания; восстановить контакт между ДК и общим ящиком; заменить дешифратор |
22. Проверка бдительности на стоянке при красном, красно-желтом и белом огнях | Проверить: кнопку КП; цепь питания от клеммы 4 скоростемера до кнопки КП; наличие +50 В (клемма "Н") на втором контакте кнопки КП; скоростемер | Нарушение контакта кнопки КП, обрыв цепи питания от клеммы 4 скоростемера до кнопки КП; отсутствие напряжения на клемме "Н" неисправность скоростемера | Восстановить контакт кнопки КП; восстановить цепь питания; восстановить напряжение на кнопке КП; при необходимости заменить скоростемер |
23. Проверка бдительности при желтом огне при скорости менее 20 км/ч | Проверить: скоростемер; цепь питания от контакта 2 скоростемера до РБ-1 дешифратора; цепь питания от контакта 3 скоростемера до клеммы "В" дешифратора; контакт между ДК и общим ящиком; исправность ДК | Неисправность скоростемера; обрыв цепи питания, нарушение контакта между ДК и общим | При необходимости заменить скоростемер; восстановить цепи питания; восстановить контакт между ДК и общим ящиком; заменить ДК |
1 | 2 | 3 | 4 |
24. Нет перехода с красного на белый огонь локомотивного светофора | Проверить: целостность лампы "Б", исправность кнопки ВК (состояние нормально разомкнутых контактов); цепь питания от лишних контактов кнопки ВК до клеммы "Н" и кнопки ВК дешифратора; контакт между ДК и общим ящиком; исправность ДК | Перегорание лампы "Б"; нарушение контакта в кнопке ВК; обрыв цепи питания; отсутствие контакта между ДК и общим ящиком; неисправность ДК | Заменить лампу, восстановить контакт кнопки ВК, восстановить цепь питания; восстановить контакт между ДК и общим ящиком; заменить дешифратор |
25. При включении ЭПК срабатывают все реле скоростемера, на светофоре вполнакала горит красный огонь | Проверить напряжение на проводе "-светофора" | Провод "-светофора" не соединен с проводом "—скоростемера"; обрыв провода "-светофора" | Восстановить цепь "-светофора"— скоростомера " |
26. На локомотивном светофоре мигает один из огней | Проверить: цепь питания лампы, надежность крепления и пайки монтажа; наличие надежного контакта в лампе светофора; надежность контакта между ДК и общим ящиком; исправность ДК | Нарушена цепь питания лампы; плохая пайка; нарушен контакт в лампе; отсутствует контакт между ДК и общим ящиком; неисправен ДК | ; Восстановить цепи питания; восстановить контакт в лампе; при необходимости заменить дешифратор |
27. Во время движения локомотива свисток ЭПК "подсвистывает" | Проверить: надежность нормально замкнутых контактов РБ; регулировку контактов ЭГЖ; контакт концевого переключателя; надежность крепления и пайки монтажа в цени питания ЭПК; |
| Восстановить надежность контактов РБ; отрегулировать контакты ЭПК, концевого переключателя; восстановить контакт между ДК и общим ящиком; при необходимости заменить дешифратор |
| надежность контакта между ДК и общим ящиком; исправность ДК |
|
|
28. При включении тумблера ДЗ в положение АЛСН время периодической проверки бдительности меньше нормы | Проверить: напряжение питания, надежность контакта между ДК и общим ящиком; исправность дешифратора; сопротивление изоляции монтажа | В дешифраторе мала емкость конденсатора Сб | При необходимости заменить дешифратор |
29. При включении ЭПК одновременно срабатывают все реле скоростемера, загораются все огни на локомотивном светофоре | Проверить: монтаж схемы ЭПК; наличие постороннего напряжения | Неисправность в монтаже схемы ЭПК | Восстановить монтаж схемы ЭПК; найти место, куда поступает постороннее напряжение |
30. Сбой огней на некодируемом участке с белого на красно-желтый и красный | Проверить: -50 В на " — Сп" и монтаже от "+Сп" до клеммы РБ-4 дешифратора; надежность контакта между ДК и общим ящиком; исправность ДК | Мало замедление реле СР (15-20 с); уменьшение емкости конденсатора Сп | Проверить конденсатор Сп, при необходимости заменить его; восстановить контакт между ДК и общим ящиком; при необходимости заменить ДК |
31. Время перехода с белого огня на другой огонь менее 15 с | Проверить: наличие и правильность подключения конденсатора Сп в общем ящике (РБ-4 и -50 В); надежность контакта между ДК и общим ящиком; исправность ДК | Мало замедление реле СР (15-20 с) уменьшение емкости конденсатора Сп | Заменить конденсатор Сп; восстановить контакт между ДК и общим ящиком; при необходимости заменить дешифратор |
32. Сбой огней на локомотивном светофоре в пути следования | Проверить: сопротивление изоляции монтажа ПК; высоту и правильность подвески ПК; состояние монтажа и крепление двух- и восьмиклеммных коробок; состояние контактов и крепление монтажа ПН, | Низкое сопротивление изоляции монтажа ПК; неправильно подвешены (асимметрично) ПК; плохой контакт в ПН; отсутствие контакта между УК и ДК; низкое сопротивление изоляции между кожухами ПК; неисправность УК и ДК | Сменить приемные катушки; восстановить контакт ПН, между УК и ДК; сменить изоляционную прокладку ПК; при необходимости заменить УК или ДК |
1 | 2 | 3 | 4 |
| клеммную панель общего ящика; надежность контакта между ДК и УК в общем ящике; сопротивление изоляции между кожухами приемных катушек; исправность ДК и УК |
|
|
33. Кратковременный сбой огней с зеленого, желтого и белого на красный | Проверить: надежность крепления монтажа питания (+50 В) общего ящика, переключателя направления, переключателя питания; состояние предохранителей и ПВН и их надежность; надежность контакта между ДК и общим ящиком; исправность дешифратора (нарушение питания +50 В в ДК) | Плохое крепление монтажа питания в общем ящике, ПН; в переключателе питания сгорели предохранители; неисправен АВН; отсутствие контакта между ДК и общим ящиком, напряжения питания +50 В в ДК | Восстановить цепи питания +50 В; заменить предохранители и при необходимости АВН; восстановить контакт |
34. При нажатии РБ перегорает предохранитель | Проверить: состояние монтажа и изоляции от нормально разомкнутого контакта РБ до клеммы РБ-3 дешифратора; состояние монтажа и изоляцию ЭПК-1 дешифратора до "—50 В" ЭПК, состояние монтажа от ЭПК-1 клеммной панели общего ящика до клеммы 7 скоростемера; исправность скоростемера | Отсутствует контакт между РБ и клеммой РБ-3 дешифратора, контакт между ЭПК-1 дешифратора и "-50 В" ЭПК, контакт от ЭПК-1 общего ящика и клеммой 7 скоростемера; неисправность скоростемера | Восстановить цеди питания; при необходимости заменить скоростемер |
Разрыв электрической цепи вызывается потерей контакта в аппаратуре или обрывом провода. Короткие замыкания являются следствием
воздействия причин механического характера и, как правило, связаны с повреждением изоляции.
Практика показывает, что время, затрачиваемое на обнаружение неисправности в электрических цепях в несколько раз превышает время на ее устранение. Отыскание повреждения следует вести последовательно, а не в нескольких местах одновременно. Сложные цепи при отыскании повреждения разбивают на ряд участков. Перед отысканием неисправности необходимо проверить положение выключателей, кнопок, рукояток, состояние предохранителей, контактов. Так, например, слабый контакт в цепи питания общего ящика может привести к появлению ложных показаний на локомотивном светофоре. Прежде чем заменять аппаратуру, необходимо полностью убедиться в том, что она неисправна.
При отыскании повреждения контрольной лампой необходимо помнить, что при этом могут сработать определенные устройства. Для измерения напряжения в цепях, а также для отыскания мест повреждений необходимо иметь измерительные приборы: ампервольтметр или вольтметр постоянного тока со шкалой 0—75 В, мегаомметр на напряжение 500 В.
Для отыскания повреждений в электрических цепях необходимо иметь исполнительные схемы АЛСН для данного типа подвижного состава. В табл. 22 приведены характерные отказы, их причины, способы обнаружения и устранения.