Содержание материала

В зимнее время одной из причин отказов устройств СЦБ является образование ледяной пленки на контактах реле в напольных релейных шкафах. Эта пленка вызывает обрыв электрических цепей и появление на светофорах красного огня.
Для борьбы с накоплением влаги в шкафах можно использовать естественную вентиляцию и искусственный внутренний подогрев шкафов. Естественная вентиляция, усиливая воздухообмен в шкафу, препятствует образованию замерзающих конденсатов, снижает накопление влаги при изменении погоды, резком перепаде температуры воздуха днем и ночью. Закрывать вентиляционные отверстия, что часто делают электромеханики, не следует. Необходимо следить за исправностью защитных сеток вентиляционных отверстий и периодически очищать их от снега.

Применение вентиляции особенно полезно в тех районах, для которых характерны быстрые похолодания и устойчивая морозная погода, например районы Сибири и Урала. Однако в районах, где зимой часто бывают потепления, сопровождающиеся значительным увеличением влажности воздуха (например, Донбасс, некоторые центральные районы), применение одной вентиляции (без подогрева шкафов) не рекомендуется. В этих районах при резком потеплении вентиляция будет усиливать образование в шкафах инея или гололеда.
Эффективным средством борьбы с обмерзанием является внутренний подогрев шкафов. При похолодании подогрев задерживает остывание воздуха в шкафу до температуры наружного воздуха, значительно уменьшая вероятность влагообразования. Применение подогрева шкафов полезно во всех районах и при любых климатических условиях. Наиболее экономичным является подогрев шкафов с одновременной естественной вентиляцией.
Подогрев шкафов необходимо применять прежде всего на участках с автономной тягой, так как среди аппаратуры в этом случае нет приборов, выделяющих в процессе работы достаточного количества тепла. Для подогрева можно использовать лампы накаливания или резисторы. Суммарная мощность подогрева должна быть не менее 50 Вт для шкафов ЩМ-1, 75 Вт для ШМ-2 и не менее 100 Вт для ШМ-3. В шкафах ШРШ-4 и ШРШ-6 мощность подогрева должна составлять не менее 75 и 100 Вт соответственно. Приборы подогрева следует располагать преимущественно в нижней части шкафов.
На электрифицированных участках, оборудованных автоблокировкой, достаточный подогрев воздуха в шкафах обеспечивается теплом, выделяемым путевыми трансформаторами. Поэтому дополнительный подогрев здесь необходим лишь в тех случаях, когда зимой все же наблюдается обмерзание реле. С целью экономии энергии включать подогрев следует с наступлением устойчивой холодной погоды при температуре значительно ниже нуля. Подогрев релейных шкафов и их вентиляция являются основными мероприятиями по борьбе с обмерзанием реле. Для получения необходимого эффекта от этих мероприятий необходимо исключить попадание в шкафы снега через щели в дверях. При внешнем подогреве снег испаряется и влага попадает под кожух реле, вызывая обмерзание контактов, поэтому двери в шкафах нужно плотно закрывать.
Следует также исключить доступ в шкаф теплого влажного воздуха из земли по трубам, через которые вводятся кабели. Эти трубы должны быть тщательно заполнены песком, отверстия в дне шкафа для ввода кабелей заделаны заглушками и залиты компаундом.
ВНИИЖТ рекомендовал применять штепсельные реле с автономным обогревом. Эффективность такого обогрева очевидна, так как объем всех реле, смонтированных в релейном шкафу, в десятки раз меньше объема самого шкафа, что, в свою очередь, позволит более экономично расходовать электроэнергию для обогрева релейной аппаратуры.
В качестве нагревательного элемента используют резистор ПЭВ-15 сопротивлением 30 Ом. Резистор припаивают к наконечникам входных выводов КП-1а, которые закрепляют на колпаках реле. На выводы подают переменное напряжение не более 12 В.