Содержание материала

Большие трудности встречаются при необходимости измерить временные параметры кодовых импульсов. Электросекундомер ПВ-53, который обычно используют для этой цели, не имеет устройства для выделения отдельного импульса, а измерение всех импульсов в коде не позволяет визуально с достаточной точностью зафиксировать длительность отдельного импульса за исключением кода КЖ, в котором отсутствуют малые интервалы.
В связи с этим на ряде дорог в разное время было предложено применять электромагнитные регистрирующие приборы — ондуляторы и циклографы. Такие приборы, состоящие из лентопротяжного механизма (ручного и электрического) и электромагнитного от счетчика, позволяют зафиксировать длительность всех импульсов и интервалов, однако они громоздки, и недостаточно удобны в эксплуатации, особенно в полевых условиях.
Наряду с циклографами и ондуляторами на ряде дистанций применяют дешифраторные приставки к электросекундомеру для выделения отдельных импульсов и интервалов. Такие приставки вместе с электросекундомером позволяют выделить любой из импульсов и любой из интервалов в каждой разновидности кода и измерить их длительность. Однако большинство работников затрудняется пользоваться таким прибором для периодических эксплуатационных измерений в полевых условиях.
В целях упрощения конструкции дешифраторных приставок и уменьшения их размеров представляется целесообразным ограничиться возможностью выделения только первого импульса в кодах З и Ж. Как показал опыт измерений, проверка временных параметров кода разрешающего огня по длительности первого импульса вполне достаточна для практических целей, так как укорачивание или удлинение первого импульса одинаково распространяется и на все остальные, а длительность любого интервала жестко связана с длительностью первого импульса. Поэтому длительность первого импульса может служить определяющим временным параметром всего кода АЛСН. Исключение составляют случаи непропорционального искажения отдельных импульсов вследствие дефектов кодовых шайб в трансмиттере КПТ. В связи с этим для проверки кодовых трансмиттеров в РТУ желательно иметь прибор с выделением любого импульса, в то время как для эксплуатационных измерений на линии можно удовлетвориться выделением только первого импульса.
На Прибалтийской дороге для измерения длительности первого импульса разработана схема управления электросекундомером (рис. 61), которая содержит два реле, одно из которых Б непосредственно управляет электросекундомером ЭС, а другое А вместе с конденсатором С2 образует элемент задержки с постоянной времени т.


Рис. 61. Принципиальная схема электросекундомера

При этом, где fmin, fmax - длительность соответственно малого и большого интервалов.
Контактом реле А обрывается цепь возбуждения управляющего реле Б в том случае, когда поступивший импульс следует после короткого интервала, т. е. реле Б имеет возможность сработать только при поступлении первого импульса в цикле.
В качестве реле А и Б могут быть использованы любые малогабаритные реле (РСМ, РЭС и пр.) с рабочим напряжением не более 12 В и сопротивлением обмотки 0,5-1 кОм. Емкость конденсатора С2 составляет 100—200 мкФ в зависимости от сопротивления обмотки реле А. Диоды VD3, VD4 и VD5 служат для разделения электрических цепей. Блок питания релейной приставки включает в себя понижающий трансформатор 220/12 В мощностью не менее 1 Вт, выпрямительные диоды D1.D2 и сглаживающий конденсатор С1. Для удобства пользования наружные зажимы электросекундомера используются в качестве выходных выводов прибора. Резистор R2 — 1 МОм, 0,25 Вт, конденсатор СЗ — 0,5 мкФ, 600 В.
На Горьковской дороге временные параметры кодовых импульсов измеряют прибором, работающим по принципу разряда конденсатора (рис. 62). Полевой транзистор (2П103Д), обладающий высоким выходным сопротивлением, используется при этом в цепи разряда конденсатора С1 (4 мкФ), заряжаемого через контакт трансмиттерного реле. При включении прибора после поступления некоторого количества кодовых циклов стрелка микроамперметра устанавливается в определенном положении. Значение тока по прибору будет пропорционально отношению времени импульса к времени интервала в кодовом цикле.
Переключателем П устанавливается соответствующий вид кода (З, Ж, КЖ), параметры которого при этом измеряются. Резистор R4 ~ 51 Ом, R5 — 200 Ом, R6 - 2,2 кОм, R7 - 10 кОм, R8 - 100 Ом, R9 - 2,2 кОм, R10 — 500 Ом, стабилитрон — Д813, диоды моста — Д226, конденсатор С2 — 2000 мкФ, 25 В.
Длительность кодовых импульсов может измеряться не только на контактах реле или трансмиттера, но и непосредственно в рельсах (рис. 63). Для того чтобы электросекундомер (I1B-53), включенный без ограничительных резисторов, обеспечивал устойчивые показания, напряжение на его обмотке должно быть не менее 30 В, а напряжение кодового тока в рельсах - не менее 2 В. Ток низковольтной обмотки трансформатора (СТ-3) не превышает 0,6 А, что не мешает нормальной работе рельсовой цепи.
При измерении амплитуды и длительности импульсов на ходу поезда из вагона-лаборатории специально оборудованной дрезины, как правило, пользуются цифровыми приборами (вольтметрами и частотомерами) серийного выпуска, а также разработанными по этому же принципу специальными измерительными схемами. На ряде дистанций созданы переносные приборы с цифровым отсчетом, измеряющие длительность импульса с помощью пересчетных схем.
Для этой цели широко используются приборы БВИ, позволяющие определить длительность любого импульса и интервала, однако недостатком их является необходимость использования электронного частотомера.


Рис. 62. Схема измерения длительности импульса методом разряда конденсатора
Рис. 63. Схема измерения длительности кодовых импульсов в рельсовой цепи