В устройствах СЦБ широко применяются штепсельные соединения — штепсельные розетки, разъемы для блоков, штепсельные платы. Надежность их работы зависит от качества изготовления и предупредительных мер при техническом обслуживании (чистка, устранение обнаруженных дефектов, уплотнение релейных шкафов и др.).
Имели место случаи, когда из-за появления влаги в штепсельных розетках реле происходила эрозия контактов и через ржавые подтеки или образующиеся отложения окиси меди происходило перекрытие контактов, что приводило к опасным для работы схемы последствиям. Для исключения этих случаев на Куйбышевской дороге разработан и внедрен комплекс мероприятий, направленных на их предотвращение. Прежде всего разработана схемная защита перегонных и станционных устройств наиболее важных электрических цепей автоматики, связанных с управлением сигналами, стрелками и контролем свободности изолирующих участков. Приведенная на рис. 10 схема позволяет надежно защитить ответственные электрические цепи от возможности ложных подпиток по указанным выше причинам. Такая защита осуществляется шунтированием обмоток реле в обесточенном состоянии, для чего в схемах выполняют изменения, указанные на рис. 11 крестиком. Резе ЗС типа HMU11-4000, реле ГС1.БС1; П1 типа НМП11-1400.
Рис. 10. Схема защиты электрических цепей от ложных подпиток
Рис. 11. Схема измерения напряжения тока утечки
Кроме того, для исключения попадания снега и влаги в релейные шкафы типа ШРШ на дороге проведено их тщательное уплотнение с установкой защитных штор с монтажной стороны. Выполнена проверка со вскрытием штепсельных розеток наиболее ответственных реле на предмет выявления подтеков и влаги. Обнаруженные розетки с указанными недостатками заменены на исправные.
Была также разработана технология электрического измерения штепсельных розеток для выявления внутри них мостов от ржавых подтеков и окислов меди, а также влаги и грязи. Эти измерения позволяют выявить образовавшиеся внутри розеток (без их вскрытия) переходные электрические мосты, измеряя падение напряжения тока утечки на обмотке реле при разомкнутом проверяемом контакте (рис. 11). Измерение необходимо проводить на шкале 0,3 В. Показание вольтметра в пределах 0,1 В будет указывать на то, что между пружинами образовался след окисла, который может привести к подпитке реле.
На Московской дороге широкое применение нашла система установки и регулировки съемных штепсельных плат к реле HP, КР и др. Штепсельные платы перед их установкой и в эксплуатационных условиях подвергают проверке. При этом зазор между контактными пружинами съемной платы должен быть в пределах 3,0—3,5 мм. При проверке используют шаблон или типовой контактный стержень от реле. Для регулировки зазора следует ослабить корневую гайку съемной платы, разобрать контактный узел и изъять контактные пружины. Регулировка выполняется в месте крепления пружин у корневой гайки путем изгибания двух пружин для сохранения равномерного двустороннего нажатия на контактный стержень (соблюдения соосности между стержнем и зазором контактной пружины).
Расположение прорезей между контактными пружинами должно быть одинаковым на всех контактах и совпадать с направлением прилагаемого при снятии платы усилия. Учитывая, что усилие прилагается с лицевой стороны реле, расположение прорезей должно быть перпендикулярно оси якоря реле.
Неровности (наплывы) на съемной плате не должны отличаться друг от друга более чем на 1 мм; контактные стержни реле, находящиеся на одном уступе его платы, должны иметь разницу по высоте не более 1 мм. Проверка производится наложением деревянной линейки. Реле с нарушением этого требования должны быть возвращены в РТУ.
В установленной на реле съемной плате зазор между платой реле и опорными приливами съемной платы должен быть не более 1 мм. При установке и снятии платы необходимо избегать чрезмерных односторонних усилий.
В процессе эксплуатации блоков ЭЦ также могут иметь место потери контакта в разъеме, что приводит к нарушению работы устройств и возможности сбоя движения поездов. Это связано с тем, что контактные ножи не всегда полностью входят в колодку разъема. На некоторых дорогах для устранения этого дефекта устанавливают специальные шайбы под крепление разъемных колодочек на стативах. Однако и эта мера не всегда дает нужный эффект. Для исключения попадания контакта в разъемах следует укоротить упорные втулки на винтах крепления блоков. Длина упорной втулки после обрезания должна быть 13 мм (новая конструкция блоков не имеет такого дефекта).