Содержание материала

На ряде дорог созданы своими силами различные системы телеконтроля за состоянием устройств СЦБ на станциях и перегонах. Значительное разнообразие этих систем объясняется тем, что создавались они в основном в инициативном порядке, при этом сказывалось стремление разработчиков использовать наиболее доступные в их условиях аппаратуру и элементы. Общим для всех этих систем является принцип централизованного контроля с передачей информации дежурному инженеру дистанции.
Однако в средствах, используемых для этой цели, типе каналообразующей аппаратуры, датчиках первичной информации и выборе объектов контроля имеются существенные различия. Из числа эксплуатируемых наиболее характерны системы телеконтроля, созданные на Московской, Горьковской и Куйбышевской дорогах. Различные модификации этих систем в том или ином объеме применяются и на некоторых других дорогах.           

Рис. 6. Схема порогового датчика времени

Система телеметрического контроля Московской дороги предназначена для контроля параметров перегонных устройств кодовой автоблокировки и станционных устройств электрической централизации. На перегонах контролируются: наличие напряжения сети питания, напряжение постоянного тока дешифраторной ячейки, работа кодового путевого трансмиттера, изоляция в сети питания переменного тока (220 В), занятость рельсовой цепи более 5 мин, целость нитей светофорных ламп. На станциях контролируются: сопротивление изоляции основных источников питания, длительность перевода стрелок, использование кнопок аварийного перевода стрелок, искусственной разделки маршрутов, пригласительных сигналов.
Система выполнена в одном уровне, информация с каждого объекта передается непосредственно на центральный пост. Контрольные объекты (релейные шкафы автоблокировки и посты централизации) оборудованы генераторами-манипуляторами, каждый из которых осуществляет передачу на своей частоте. Благодаря применению в генераторах-манипуляторах узкополосных камертонных фильтров в диапазоне 1000— 2400 Гц размещены 42 узкополосных частотных канала с разделением в 434 Гц. Состояние датчиков контролируемых объектов передается серией из 19 частотных импульсов. Датчики подключаются к генератору тональной частоты распределителем.
При отсутствии отклонений от нормативных параметров контролируемого объекта на центральный пост поступает полная серия из 19 информационных импульсов, а при отклонении от нормы каких-либо параметров соответствующие импульсы не передаются. Длительность информационного импульса 160 мс, интервал между ними 320 мс. Серии импульсов отделяются друг от друга разделительными интервалами длительностью 800 мс. Сигналы телеконтроля передаются по специально выделенной двухпроводной кабельной или воздушной цепи.
Система телеконтроля Горьковской дороги "ДЦ-Нева-диагноз" использует в качестве каналообразующей типовую аппаратуру диспетчерской централизации типа "Нева", установленную специально для диагностирования. Система позволяет контролировать ряд отказов и пред- отказных состояний на станциях, оборудованных электрической централизацией, а в перспективе намечается передавать также отказы с перегонных точек автоблокировки, используя для этой цели типовую аппаратуру частотного диспетчерского контроля.
Система характеризуется следующими основными положениями. Групповые параметры контролируются в дежурном режиме, каждый отказ имеет свой номер активного такта. Емкость одного канала — 360 групповых информаций, что позволяет контролировать 20 групп отказов на 18 станциях; детализация отказа проводится посылкой специального приказа с центрального поста. Станционные датчики увязываются с аппаратурой ДЦ на станциях с помощью специально разработанных блоков тиристорной памяти БВИ (блок включения индикации), заменяющих контакты контрольных реле, и блоков БДР (блок диоднорезисторный). На центральном посту для фиксации поступившей информации вместо кодовых реле с магнитной блокировкой применяются бесконтактные элементы. Информация с контролируемых объектов
одновременно с передачей на центральный пост фиксируется на станционном пульте-табло электромеханика.
На табло электромеханика нанесены основные сигналы, пути, стрелки, в него вмонтированы световые ячейки, дублирующие всю информацию, передаваемую на центральный пост. Пульт позволяет измерять напряжения на путевых реле с помощью встроенного галетного переключателя, напряжение на дешифраторных ячейках, напряжение переменного и постоянного тока на линейных проводах двухпроводной схемы управления стрелкой, изоляцию монтажа.
С помощью пульта измеряются временные характеристики импульсов АЛСН. В комплект пульта-табло входит также секция связи, куда заведены проводные линии из помещения ДСП, входных шкафов, телефоны АТС и провода служебной связи.
Система телеконтроля Куйбышевской дороги построена в двух уровнях. Передача информации с перегона на станцию ведется с использованием аппаратуры ЧЛК, дополненной устройствами временного разделения каналов. Со станций на центральный пост передача осуществляется по каналам телесигнализации системы ДЦ '’Нева".
Аппаратура перегонной точки включает в себя блок контроля, блок- манипулятор и камертонный генератор. На станции в комплект аппаратуры входят статив "Л" системы ДЦ "Нева" и приемный блок с индивидуальными приемниками для каждой сигнальной точки.
При отклонении соответствующего параметра от нормы или возникновении контролируемого отказа датчик в релейном шкафу меняет свое состояние и воздействует на манипулятор, которым формируется код, где один из импульсов нулевой. При приеме сигнала на станции отсутствие определенного импульса фиксируется срабатыванием регистрирующего реле, контактом которого замыкается цепь наличия неисправностей. На центральный пост передается информация о неисправности на конкретной сигнальной точке. В результате загорается соответствующая лампочка на табло дежурного инженера. После посылки управляющего приказа с центрального поста станционный приемник соответствующей сигнальной точки подключается к каналу ТС ДЦ и на центральный пост поступает полная информация о состоянии этой точки.
Комплексная система сбора, обработки и регистрации информации о техническом состоянии устройств СЦБ "Прогноз" осуществляет автоматический контроль состояния устройств СЦБ на станциях и сигнальных точках автоблокировки. Каналообразующая аппаратура использует устройства ЧДК для передачи информации с перегона на станцию и аппаратуру ДЦ "Луч" для передачи информации со станции на центральный пост. Информация, поступающая с сигнальных точек, группируется на станции по трем категориям: срочная неисправность, несрочная неисправность и отключение фидеров питания. Детализация неисправностей осуществляется вручную дежурным инженером дистанции посылкой соответствующей команды на станцию. Емкость системы обеспечивает контроль 20 станций, на каждой из которых может контролироваться состояние 40 двухпозиционных датчиков. Кроме того, на каждой станции собирается информация с 16 сигнальных точек, где, в свою очередь, контролируется состояние 19 двухпозиционных датчиков.
Наряду с оптическим отображением информации на центральном посту предусмотрена возможность вывода ее на печать или перфоленту.