Содержание материала

Система вентиляции электровоза ВЛ80р состоит из пяти систем ВС1— ВС5 (рис. 22):
охлаждения силового оборудования цепи тяговых двигателей ВС1 и ВС4,       
охлаждения силового оборудования ВИП, сглаживающих реакторов и силового трансформатора ВС2 и ВС3;
охлаждения блока балластных резисторов и выпрямительной установки возбуждения ВС5.
Работа каждой системы охлаждения ясна из рассмотрения рис. 22. На электровозах ВЛ80р применена полузамкнутая система вентиляции с использованием центробежных вентиляторов-воздухоочистителей. Воздухозаборные жалюзи — лабиринтового типа, вертикальные со сливными устройствами и гидрозатвором. При прохождении через них воздуха со скоростью до 3,5 м/с из него удаляются капельная влага и частично механические загрязнения. В вентиляционной системе ВС5 применены обычные центробежные вентиляторы.
Непроходные форкамеры оборудованы съемными щитками для удобства обслуживания колес вентиляторов со стороны всасывающей воронки. Проходные и полупроходные форкамеры имеют герметические двери.


Система вентиляции электровоза ВЛ80р
Рис. 22. Система вентиляции электровоза ВЛ80р:
1 — дефлектор; 2 — воздуховод ВУВ; 3 — вентилятор Ц8-19 № 7, 6; 4 — окно выброса воздуха в кузов с заслонкой и сеткой; 5, 8, 22, 46, 49, 68, 80 — брезентовые патрубки; 6, 9, 19, 21— тяговые двигатели; 7, 10, 18 — воздуховоды к тяговым двигателям; 11, 28 — сглаживающие реакторы РС60; 12, 13, 15, 16, 50, 66 — регулировочные заслонки; 14, 17— воздуховоды после сглаживающих реакторов; 20, 33, 58 — окна выброса воздуха в кузов с заслонкой и сеткой; 23 — крышка дефлектора; 24, 39, 40, 43, 53 — электродвигатели АЭ-92-4; 25, 34 — вентиляторы ЦВП64-14 № 8, 2; 26, 32 — ВИПы; 27, 31, 79, 88 — трубы пылесброса; 29 — силовой трансформатор; 30, 63 — окна выброса воздуха в кузов после реакторов; 35 — жалюзи выброса воздуха; 36, 45, 51 — переходные патрубки; 87 — блок балластных резисторов; 88 — ВУВ; 41, 54, 58, 69, 75 — лабиринтовые вертикальные жалюзи; 42, 55, 59, 67, 74 — форкамеры; 44, 52, 62, 58 — вентиляторы ЦВП64-14 № 6, 7; 47, 48, 54 —воздуховоды в камере теплообменника силового трансформатора; 57, 61, 70, 72, 73, 75 — двери форкамер; 60, 71— индуктивный шунт ИШ-95; 77, 81 — окна в форкамеру с заслонками; 78, 82 — щитки съемные; 84—87 — шторы

Избыточное давление в кузове (3 —5 кгс/м2) создается выбросом части вентилирующего воздуха через окна систем ВС1 и ВС4, а также воздухом, поступающим в кузов после вентиляции ВУВ. Выброс воздуха из кузова происходит через вентиляционные дефлекторы.
В зимнем режиме система вентиляции преобразуется следующим образом. Дефлекторы устанавливают в положение Закрыто, для чего опускают крышки в крайнее нижнее положение и фиксируют их тремя болтами. Сами крышки оклеивают по периметру мешковиной на шпаклевке. На наклонных стенках форкамер снимают щитки и устанавливают вместо них решетки; на воздухозаборные жалюзи форкамер устанавливают шторы из двухслойной мешковины. Воздуховоды после сглаживающих реакторов продувают, после чего окна выброса воздуха под кузов закрывают, а окна выброса в кузов открывают до положения Зима. Брезентовый патрубок 46 отсоединяют от воздуховода 47 и прижимают его к переходному патрубку 45 болтами, воздуховод 47 закрывают металлическим листом болтами (летом этот лист крепится к стенке трансформатора). Внутренние двери 61 и 70 форкамер 59 и 67 открывают до положения Зима и фиксируют болтами. На окнах 77 и 81 забора воздуха в форкамерах открывают заслонки до отметки Зима.
После таких изменений часть отработанного (нагретого) воздуха системы вентиляции не выбрасывается наружу, а повторно используется для вентиляции оборудования, что положительно влияет на его надежность и долговечность работы.


Рис. 23. Вентилятор-воздухоочиститель

Рассмотрим устройство и работу вентилятора-воздухоочистителя (рис. 23). На валу приводного двигателя 9 с помощью болта 4 и шайбы 3 крепится втулка 10 сварного конического кольца 16. Последнее состоит из основного 11 и покрывного дисков 6, пылеотбойного кольца 12, загнутых вперед лопаток 7, на которых приварены желобки 15.
Вращающаяся часть вентилятора помещена в спиральный стеклопластиковый улиткообразный кожух 2, разделенный перегородкой 14 на две камеры —меньшую пылевую 13 и большую 1 очищенного воздуха. К кожуху болтами крепится патрубок 5. Задняя крышка 8 имеет три лючка-отверстия 17 для контроля установки кольца.
Рабочее колесо включенного вентилятора засасывает воздух через патрубок 5 и нагнетает его в камеру 1. Частицы пыли, снега и влаги под действием центробежных сил, возникающих при вращении рабочего колеса, направляются желобками 15 к пылеотбойному кольцу 12 и далее в малую камеру 13, из которой выбрасываются наружу по трубам пылесброса (см. рис. 22). Через пылевую камеру проходит всего 3—4% общего количества охлаждающего воздуха, однако применение описанного вентилятора позволяет существенно повысить эффективность очистки воздуха, поступающего на охлаждение электрооборудования, что повышает надежность работы последнего.