Сигнализация состояния работы оборудования осуществляется сигнальными лампами 301—317 (рис. 33) на панели пульта машиниста и 431—438, установленными в виде отдельного блока в кабине машиниста. Лампы световой сигнализации получают питание по проводу Э55 при включении автомата ВА6 на блоке 215 и кнопки «Сигнализация» на блоке 224.
Рис. 33. Схема цепей сигнализации
Лампы ГВ, РЗ, В, ФР, МК, РБ, Тр, ЗБ сигнализируют о работе соответственно главного выключателя, защит от замыканий на землю, вентиляторов МВ1 — МВ4 (см. рис. 16), расщепителя фаз, мотор-компрессора, защит от буксования и юза, электромаслонасоса трансформатора, аккумуляторной батареи, ТМ — о нарушении целостности тормозной магистрали. Эти лампы контролируют работу оборудования, установленного на всех электровозах. Дополнительно на электровозе ВЛ80р введены сигнальные лампы Т, Р, ТД1—ТД4, ВИП61, ВИП62.
На пульте машиниста установлены два ряда ламп ГВ, ВИП 61, ВИП 62, В. Правый ряд относится к 1-й секции, левый — ко 2-й. Световые сигналы ламп: ФР — зеленый, РБ — белый, а остальных ламп — красный.
Лампой Т контролируется сборка цепей в режиме тяги. В цепь питания лампы Т введены блок-контакты переключателей ВИП 61 и ВИП 62, а также контакторов 193 и 194. Загорание лампы сигнализирует о снятии напряжения питания с выходных усилителей ВИП.
Лампой Р контролируется сборка цепей в режиме торможения. В цепь питания лампы включены блок-контакты тормозного переключателя ТП49 и реле 265. Загорание лампы Р сигнализирует о снятии напряжения питания с выходных усилителей ВУВ и разборке цепей торможения.
Лампы ТД1 — ТД4 контролируют работу быстродействующих выключателей 51—54 в цепях тяговых двигателей, что достигается введением в цепи питания ламп соответствующих блок-контактов. Загорание лампы сигнализирует об отключении быстродействующего выключателя соответствующего тягового двигателя.
Загорание лампы ВИП61 или ВИП62 сигнализирует о выходе из строя тиристора в одном из плеч соответствующего преобразователя. Лампа загорается при замыкании блок-контактов реле Р в блоках сигнализации пробоя тиристоров 101 (для ВИП61) и 102 (для ВИП62).
Сигнал о пробое одиночного тиристора ВИП 61 или 62 формируется соответственно блоками 101 или 102, расположенными в высоковольтной камере электровоза над силовым трансформатором.
Каждый блок сигнализации (рис. 34) состоит из двух панелей П1 (1) и П2 (2) (рис. 35). Панель П2 крепится к панели П1. На панели П1 установлены: трансформатор питания Т1 (5) (см. рис. 34 и 35); трансформаторы-датчики пробоя Т2—T9 (6); выпрямительные мосты V5—V36 (8), диоды VI—V4 (4), магнитный усилитель 10, реле пробоя вентилей К (12) типа РПВ-396, тумблеры В1— —В8 (7); резисторы R5, R6, R8, R9, R21—R24 (11). В верхней части панели расположены 13 выводов для подсоединения проводов высокого напряжения от силовой части ВИП, в правой части — рейка 13 с выводами для подсоединения цепей сигнализации. На панели 112 установлены резисторы R1, R4, R12 — R15, R17— R20, R25—R28 (3).
Устройство сигнализации о пробое одиночных тиристоров работает следующим образом. Резисторы, шунтирующие силовые
тиристоры в ВИП2-2200М и резисторы в блоках сигнализации R17, R19 и R21 (плечо 1), R23, R25 и R27 (плечо 2), R1, R3 и R5 (плечо 3), R8, R12 и R14 (плечо 4), R18, R20 и R22 (плечо 5), R24, R26 и R28 (плечо 6), R2, R4 и R6 (плечо 7) и R9, R13 и R15 (плечо 8) образуют мосты, соответствующие номеру плеча силовой схемы ВИП, В равнопотенциальные диагонали мостов включены соответствующие трансформаторы-датчики пробоя. В нормальном состоянии (все тиристоры целы) напряжения на первичных (вторичных) обмотках трансформаторов-датчиков должны быть равны 0.
Рис. 34. Схема сигнализации о пробое тиристоров ВИП
Разброс параметров резисторов и тиристоров каждого из мостов уравновешивается соответственно регулируемыми резисторами R3, R4, R12, R13, R19, R20, R25, R26 типа ПЭВР-100. При пробое одного тиристора в плече мост теряет равновесие и на выходе трансформатора-датчика появляется напряжение разбаланса. Обмотки трансформаторов-датчиков нагружены на последовательно включенные обмотки управления 3К—3Н, 4К—4Н, 5К—5Н, 6К—6Н, 7К—7Н магнитного усилителя ТУМ-3А-11 соответственно через выпрямительные мосты V21—V24, V25—V28·, V5—V8; V29— V32; V9 V12, V33—V36; V13—V16 и V17—V20, включенные по схеме «ИЛИ».
Цепочка R16 — С служит для защиты обмоток управления от перенапряжений. Магнитный усилитель ТУМ-ЗА-11 работает в релейном режиме. При достижении уставки магнитного усилителя срабатывает реле К, которое блок-контактом замыкает цепь питания ламп сигнализации ВИП61, ВИП62 (см. рис. 33) на пульте машиниста электровоза, и выпадает бленкер реле К в соответствующем блоке защиты. Для быстрого выявления поврежденного плеча предусмотрены тумблеры В1—В8.
Настройку защиты осуществляют при помощи высокоомного вольтметра или ампервольтметра, подключаемого параллельно первичной или вторичной обмотке трансформатора-датчика. Если прибор показывает напряжение разбаланса, то необходимо резисторами R3, R12, R13, R19, R20, R24, R25 или R26 уравновесить мосты соответствующих плеч ВИП.
При выходе из строя одного тиристора в плече, о чем сигнализирует загорание ламп ВИП61 или ВИП62, работоспособность преобразователя сохраняется. Машинист имеет право следовать дальше до прибытия в депо, где вышедший из строя тиристор должен быть заменен. Однако, если вес поезда позволяет вести его на шести тяговых двигателях, то рекомендуется отключить переключателем 81 или 82 ВИП с вышедшим из строя тиристором.
Рис. 35. Панель сигнализации о пробое тиристоров ВИП
Защита ВИП 61 и 62 при сквозном пробое плеча осуществляется реле перегрузки РТ1—РТ6 (см. рис. 16), которые отключают главный выключатель.