Содержание материала

VII ОБСЛУЖИВАНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

  1. ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Основной особенностью устройства электровоза ВЛ80р, как указывалось выше, является широкое применение электронной техники, содержащей большое число тиристоров, блоков и кассет. Поиски отказавшего элемента или соединения в этом случае могут быть трудоемкими и поэтому все электронное оборудование разбито на сменные блоки. В эксплуатации неисправный блок заменяется. Таким образом, поиск неисправности сводится к поиску отказавшего блока, содержащего в большинстве случаев много элементов.
При профилактическом обслуживании проверяют правильность функционирования блоков. Полупроводниковые элементы имеют большие сроки службы и поэтому профилактического обслуживания не требуют, однако они работают в конструкциях, требующих проверки креплений контактных соединений, очистки от пыли, грязи и т. д. В соответствии с этим тиристорные преобразователи и электронную аппаратуру необходимо подвергать профилактическим осмотрам и ремонтам так же, как и любое другое оборудование электровоза. Наиболее целесообразно выполнять эту работу в рамках системы планово-предупредительных осмотров и ремонтов, принятой на данной дороге, но с коррективами по результатам эксплуатации.
Продолжительность работы и периодичность технического обслуживания и ремонта восьмиосных электровозов переменного тока ВЛ80к, ВЛ80т и ВЛ80р установлены приказом № 22Ц от 31 июля 1975 г. Перечень работ, методы их проведения, необходимый инструмент и материалы для ремонта традиционного оборудования приведены в инструкционных книгах и правилах ремонта. Рассмотрим некоторые вопросы обслуживания и ремонта тиристорного преобразователя ВИП2-2200М и электронной аппаратуры электровоза ВЛ80р.
К обслуживанию тиристорного преобразователя, аппаратуры управления допускаются только специально обученные лица, знающие схемы ВИП2-2200М, блока управления, панели питания ПП и эксплуатационные инструкции, а также имеющие практические навыки работы со специальными приборами и осциллографами, прошедшие проверку знаний по ПТЭ и ПТБ при работе в электроустановках и имеющие квалификационную группу не ниже IV.

Наличие пломб, предусмотренных технической документацией разработчика, обязательно. Эксплуатация неопломбированной аппаратуры запрещается. Перечень лиц, имеющих право снимать и устанавливать пломбы на аппаратуре управления (АУ), устанавливает письменным распоряжением начальник локомотивного депо. Во всех случаях при проведении работ по наладке, регулировке и отысканию неисправностей в АУ необходимо снять предохранители 253, 254 и отключить переключатели 81 и 82 (см. рис. 16).

Техническое обслуживание ТО-1.

Это обслуживание выполняет локомотивная бригада при приемке и сдаче электровоза за время, установленное графиком движения поездов. При этом выполняют следующие виды работ.

  1. Проверяют пломбировку кассет БУВИП-80, ПП-088, БПК-98 и ВИП2-2200М. При нарушении пломбировки аппаратура подвергается проверке в объеме текущего ремонта ТР-1. Если нарушение пломбировки обнаружено в оборотном депо, то разрешается работа электровоза до технического обслуживания ТО-2.
  2. Электровоз затормаживается и включаются вспомогательные машины.
  3. Собираются цепи тягового режима и по амперметрам на пультах управления при вращении главного штурвала убеждаются в плавности нарастания тока в обмотках якорей тяговых двигателей при управлении от обоих КМЭ. Ток в обмотке якоря не должен превышать 300—400 А. Следует обратить особое внимание на сигнализацию пробоя тиристоров и сигнализацию работы БФИ. При отказе одного блока АУ в тяговом режиме или при вынужденном отключении одного преобразователя допускается следование электровоза до депо, где неисправность должна быть устранена. При срабатывании сигнализации БФИ необходимо проверить целостность предохранителя и сгоревший заменить. В случае повторного сгорания отключить ВИП2-2200М и следовать на шести тяговых двигателях.
  4. Собираются цепи рекуперации, и по амперметрам на пультах управления убеждаются в плавности нарастания тока возбуждения при повороте рукоятки «Торможение» и управлении от обоих КМЭ. Ток возбуждения не должен превышать 1200 А. При неисправности одного из блоков допускается эксплуатация электровоза с одним исправным блоком до ТО-2, где неисправность должна быть устранена.
  5. Главной рукояткой собираются цепи рекуперации, и по амперметрам на пультах управления при вращении главного штурвала в сторону HP убеждаются в плавности нарастания тока якорей тяговых двигателей в режиме противовключения от обоих КМЭ. Электровоз должен быть заторможен. Ток якорей не следует увеличивать более 300—400 А. Следует иметь в виду, что при этой проверке возможно движение электровоза назад. При одном неисправном блоке управления допускается эксплуатация электровоза до ТО-2 на исправном блоке. При ТО-2 неисправность должна быть устранена. При горении сигнальной лампы БФИ необходимо проверить целостность предохранителей и сгоревший заменить. При сигнализации о пробое допускается работа до ТО-2.
  6. При проверке работоспособности системы противокомпаундирования собирают цепи рекуперации и рукояткой «Торможение» устанавливают ток возбуждения тяговых двигателей 100—150 А. После этого главную рукоятку вращают со стороны высшей зоны к низшей. При правильной работе БПК в момент появления тока якоря ток возбуждения должен плавно уменьшаться. Проверка осуществляется от обеих АУ с обоих КМЭ. При одном неисправном блоке ЛУ допускается эксплуатация до ТО-2, где неисправность должна быть устранена. В целях экономии времени все проверки, предусмотренные ТО-1, целесообразно проводить сначала из одной кабины, а затем из другой.

Техническое обслуживание ТО-2.

При этом обслуживании выполняют следующие виды работ.

  1. Техническое обслуживание в объеме ТО-1.
  2. Устранение выявленных в процессе ТО-1 и за время эксплуатации в течение 48 ч (от предыдущего ТО-2) мелких неисправностей (по заявкам в бортовом журнале электровоза). Устранение неисправностей осуществляют путем замены неисправных кассет и тиристоров исправными. Неисправные кассеты передают на специализированный участок для последующего восстановления.
  3. Проверяют выполнение алгоритма управления на обоих блоках АУ и всех преобразователях на всех зонах регулирования в режимах тяги и рекуперации от обоих КМЭ. При нарушении устраняют неисправности и восстанавливают регулировку.
  4. После устранения неисправностей проводят повторную проверку в объеме ТО-1. При отсутствии неисправностей эту проверку не выполняют.

Текущий ремонт ТР-1.

При этом ремонте выполняют следующие работы.

  1. Техническое обслуживание в объеме ТО-2.
  2. В контроллерах машиниста КМЭ-80 обеих секций снимают кожуха и проверяют:

надежность подсоединения проводов на рейках с зажимами сельсинов и состояние блок-контактов КМЭ. При необходимости следует подтянуть винты крепления наконечников подводящих проводов и зачистить контакты;
крепление сельсинов тяги, рекуперации и возбуждения. Винты крепления корпуса сельсинов при необходимости подтягивают. Поводки не должны иметь зазоров. При необходимости их устраняют;
крепление поводков и плавность вращения роторов сельсинов при повороте поводков (от руки). При необходимости подтягивают крепление поводков и устраняют заедание роторов сельсинов;
состояние контактных колец и щеточных аппаратов сельсинов тяги, рекуперации и возбуждения. Особое внимание обращают 

на состояние пружин, нажатие щеток. При необходимости промывают и зачищают контактные кольца, регулируют нажатие, заменяют щетки;
установку нуля и максимальное напряжение управления. Эту операцию следует выполнять на входных зажимах шкафа БУ ВИП-80 при поднятом токоприемнике. При необходимости следует отрегулировать сопротивления резисторов в КМЭ-80;
после проверок необходимо надеть и закрепить кожуха.

  1. Проверяют состояние монтажа на стабилизаторе ФС-075 и его трансформаторе. При необходимости подтягивают крепеж.
  2. Проверяют состояние монтажа и затяжку винтов крепления проводов на переключателе 410 и рейках с выводами МЭС. При необходимости подтягивают крепеж.
  3. Проверяют состояние монтажа и затяжку винтов крепления проводов на рейке с выводами БПК. При необходимости подтягивают крепеж.
  4. На панели питания ПП снимают кожух и проверяют:

затяжку винтов крепления проводов на рейках с выводами панели. При необходимости подтягивают винты;
надежность распайки проводов на трансформаторах, дросселях, модулях, конденсаторах и др. Распайку проверяют при сдвинутых трубках ТКР. При необходимости восстанавливают пайку;
состояние монтажа и крепления деталей. Удаляют грязь, пыль, продувают оборудование сжатым воздухом. При необходимости восстанавливают монтаж и крепление;
затяжку разъемов Ш1—Ш6. При необходимости подтягивают;
напряжение источников питания на выводах контрольных точек. При необходимости восстанавливают нормируемое значение путем регулировки или устранения неисправности;
надевают и пломбируют кожух.

  1. Проверяют выходные параметры на контрольных точках кассет БУВИП-80:

в кассете БИ — напряжение срабатывания и коэффициент возврата пороговых элементов. При несоответствии нормам устраняют неисправность;
в кассете УФУ-014:
фазу максимальных углов арег 1 мах и арег 2 мах на I и II зонах;
угол арег 1 мах в начале III зоны (после срабатывания ПЭ-1) и арег 2 маx в начале IV зоны (после срабатывания ПЭ-3);
фазу угла apeг 1 мin в конце I и III зон и после срабатывания пороговых элементов ПЭ-1 и ПЭ-3;
фазу угла арег 2 мin в конце II и IV зон.
Следует убедиться в регулировке фазы импульсов по всем зонам.
При обнаружении отклонений от нормы в процессе проверки выполняют соответствующую регулировку. Если устранить отклонения от нормы регулировкой невозможно, кассету заменяют;
в кассете УФУ-011:
фазу угла а0;
собирают цепи рекуперации (без тока тяговых двигателей) и проверяют фазу β;
фазу арег мах и арег мin капала возбуждения.
При обнаружении отклонений от нормы в процессе проверки выполняют регулировку. При невозможности устранить отклонение от нормы регулировкой кассету заменяют:
в кассете БФИ — амплитуду импульсов первого, второго, третьего каналов и канала возбуждения. При несоответствии норме кассету заменяют;
в кассете БСК — фазу угла α0. При несоответствии норме проводят регулировку;
в кассете БРУЗ (АРТЭ) — угол γ и отработку β согласно ТУ;
в кассете БУВ — наличие и полярность импульсов управления током возбуждения, а также регулировку фазы импульсов;
в кассете БСП-055 — напряжение питания на выводах 1—2 и выходное напряжение на выводах 3—4. При несоответствии норме выполняют регулировку;
в кассете БПК-054 — напряжение смещения рабочей точки усилителя на выводах 3—4. При несоответствии норме осуществляют регулировку.

  1. Фиксируют оси всех переменных резисторов, подвергавшихся регулировке, с помощью лака или нитроэмали.
  2. Пломбируют все кассеты, имеющие нарушенную пломбировку.
  3. Проверяют наличие управляющих сигналов на входных выводах всех ВИП2-2200М по всем плечам и на одном тиристоре в каждом плече. При отсутствии сигналов устраняют неисправность.
  4. Внешним осмотром проверяют:

надежность крепления БФИ и разъемов;
надежность крепления проводов к рейке с выводами ВИП и подтягивают ослабевший крепеж;
состояние монтажа на всех ВИПах (на панелях помехоподавляющих цепей, крепление шинного монтажа и индуктивных делителей, проводов сигнализации от пробоя, блоков БВН, крепление и пайка элементов цепи управляющих электродов тиристоров, блоков выравнивания напряжения). При наличии нарушений монтаж восстанавливают;
целостность изоляции ВИП2-2200М и при наличии нарушений восстанавливают ее.

  1. Продувают ВИП2-2200М сжатым воздухом.

Текущий ремонт ТР-2.

В процессе ТР-2 выполняют следующие работы.

  1. По БУВИП-80 и БПК-098:

снимают все кассеты и передают их на специализированный участок;
продувают ниши кассет и контактные гнезда сжатым воздухом. Наконечник шланга запрещается приближать к стенке шкафа ближе чем на 150 мм;
проверяют состояние монтажа и изоляции проводов межкассетных соединений. При нарушении изоляции провода заменяют, пайку восстанавливают, цепи прозванивают;
проверяют сопротивление изоляции относительно корпуса и между проводами мегомметром на 500 В при всех снятых кассетах и отсоединенных соединительных шлангах;
очищают мягкими кисточками кассеты от пыли и грязи, промывают штырьки и поверхность разъемов спиртом;
проверяют в кассетах состояние печатных плат и монтажа, надежность распайки проводов и крепление деталей. Проверку проводят при сдвинутых трубках ТКР. Обнаруженные неисправности устраняют. Нарушенные лаковые покрытия восстанавливают;
проверяют входные и выходные параметры всех кассет на специальном стенде и при необходимости их регулируют. В случае обнаружения отдельных деталей, вышедших из строя или ухудшивших параметры, их заменяют;
устанавливают кассеты в ниши шкафов и подсоединяют шланги.

  1. По ВИП2-2200М:

снимают все кассеты системы формирования импульсов и передают их на специализированный участок;
продувают ниши кассет, контактные гнезда, силовой монтаж и БВН сжатым воздухом. Наконечник шланга запрещается приближать к продуваемой поверхности ближе чем на 150 мм;
проверяют затяжку всех резьбовых и паяных соединений ВИП2-2200М (без снятия блоков тиристоров). Подтягивают ослабевшие соединения и восстанавливают паяные;
очищают от пыли и грязи все открытые поверхности преобразователя мягкой ветошью, смоченной в авиабензине;
проверяют состояние шинного и проводного монтажа, а также сопротивление изоляции относительно земли и между проводами (шинами). При наличии нарушений монтажные соединения восстанавливают, провода заменяют;
снятые с ВИП2-2200М кассеты очищают от пыли и грязи кисточками и мягкой ветошью, промывают штырьки и поверхность;
проверяют в кассетах состояние плат и монтажа, надежность распайки проводов и деталей, крепление деталей. Проверку выполняют при сдвинутых трубках ТКР. Обнаруженные неисправности устраняют;
проверяют входные и выходные параметры всех кассет па специальном стенде и при необходимости их восстанавливают;
устанавливают кассеты в ВИП2-2200М, укрепляют их, подсоединяют разъемы;
выполняют работы в объеме ТР-1;
проверяют наличие импульсов на всех тиристорах;
проверяют работу сигнализации работы БФИ и целостность ламп;
проверяют работу сигнализации о пробое тиристоров путем их искусственного закорачивания.