Содержание материала

На электровозе ВЛ80р установлено как серийное оборудование, применяемое на других типах электровозов переменного тока (ВЛ80к, ВЛ80т) [3,4], так и специфическое, разработанное специально для этого электровоза.
К первой группе относятся тяговые двигатели НБ418К6, главные выключатели ВОВ-25-4М, токоприемники Л-13У (ТЛ-13У или ТЛ-14М), асинхронный расщепитель фаз НБ-455А, индуктивный шунт ИШ-95, вспомогательные машины, компрессоры, зарядные агрегаты, некоторые реле и контакторы. Это оборудование здесь не рассматривается, поскольку описано в других книгах [1,2].

Ко второй группе относятся выпрямительно-инверторные тиристорные преобразователи, тиристорные выпрямительные установки возбуждения, тяговый трансформатор, аппараты защиты, балластные резисторы, блок питания системы формирования импульсов управления и др., которые рассматриваем ниже.

Тяговый трансформатор ОДЦЭ-5000/25А.

Особенности тягового трансформатора электровоза ВЛ80р (см. рис. 16) заключаются в том, что уменьшено число секций и выводов вторичных силовых обмоток, добавлена обмотка питания выпрямительной установки возбуждения, сами обмотки расположены таким образом, что в случае возникновения аварийного режима па одной из обмоток реактанс увеличивается и ток короткого замыкания (к. з.) ограничивается. В связи с этим изменена и конструкция трансформатора. В металлическом баке 2 (рис. 17), заполненном трансформаторным маслом, на остове 5 размещены обмотки 4 с отводами 3. Сверху бак закрыт крышкой 8 с расширителем 7. На крышке смонтированы выводы: 11 — высоковольтные (25 кВ), 10 — вторичных тяговых обмоток, 9 — вспомогательных обмоток и 6 — обмоток ВУВ.

Рис. 17. Силовой трансформатор ОДЦЭ-5000/25А
трансформатор ОДЦЭ-5000/25А

Сбоку трансформатора установлены секции радиатора 14 охладительной системы с электронасосом 12 и патрубками 13. Для контроля работы трансформатора предусмотрены манометр 1 и термометр манометрический сигнализирующий 15. Прокладка 16 служит для герметизации бака. Все основные технические данные и схема соединений обмоток приведены на табличке 17.
Схему соединений обмоток трансформатора и обозначения всех выводов см. на рис. 16.
Основные технические данные трансформатора ОДЦЭ-5000/25А следующие:

 

Электропневматический переключатель ПВ-176.

ПВ-176
Рис. 18. Внешний вид (а) и поперечный разрез (б) переключателя ПВ-176

Он служит для дистанционного отключения ВИП из коридора кузова. На двух боковинах 1 (рис. 18, а) крепится в подшипниках кулачковый вал 4, который управляет четырьмя кулачковыми контакторами 2 и блокировочным устройством 5. Электропневматический привод состоит из двух электромагнитных вентилей 8 и двух цилиндров 6 с трубопроводом 9. На одной из боковин крепится заводская бирка 3. В цилиндрах расположены поршни с резиновыми уплотняющими манжетами и смазочными кольцами из войлока. Шток поршня 10 шарнирно крепится к коромыслу 7, которое жестко закреплено на кулачковом валу. Блокировочное устройство состоит из шести размыкающих (при включенных силовых контактах) и двух замыкающих контактов малогабаритных кулачковых контакторов, укрепленных на металлической рейке.
Переключатель имеет два фиксированных положения: «Включено» и «Выключено». Перевод из одного положения в другое осуществляется следующим образом. На катушку соответствующего электромагнитного вентиля подается напряжение и сжатый воздух поступает в цилиндр. Воздух толкает поршень со штоком в крайнее положение. При этом шток перемещает коромысло, которое поворачивает кулачковый вал в соответствующее положение.
При повороте кулачкового вала в положение «Выключено» кулачок 13 (рис. 18, б) поворачивается против часовой стрелки и своим выступом давит на ось 12 подвижной части 25 кулачкового контактора. Подвижная часть вращается вокруг оси 11, сжимая пружину 19 и размыкая неподвижный 23 на планке 22 и подвижной 24 контакты. Болты 18 и 21 служат для подключения силовых кабелей к контакторам. Подвижной контакт 24 соединен с местом подключения кабелей гибким шунтом 20. Включение контакторов происходит под действием пружины, когда кулачок освобождает ось 12 подвижного контакта.
Переключение блокировочных контакторов 15 происходит при повороте кулачкового вала с помощью кулачков 16, закрепленных на скобах 17 и связанных с валом системой тяг 14.
В эксплуатации раствор главных контактов составляет 2230 мм. Контактное нажатие 14—20 кгс.
Технические данные переключателя следующие:
Номинальное напряжение . 1500           В
Номинальный ток по нагреву ... 1800           А
Допустимый ток короткого замыкания 20 кА
Номинальное напряжение выпрямленного тока блокировочных контактов и электромагнитных    вентилей ...             50 В
Номинальный ток блокировочных контактов                                   16 А
То же при индуктивной нагрузке . 5             А
Сопротивление катушки электромагнитного вентиля при 20° С 170     Ом
Номинальное давление сжатого воздуха ... 5.. кгс/см2
То же минимальное .. 3,5 . »
Время переключения аппарата при поминальном давлении воздуха не более     1 с

Блок балластных резисторов ББС-131.

Он представляет собой стальной каркас 4 (рис. 19), на котором крепится пакет ленточных резисторов ЛФ, которые принудительно обдуваются по воздухопроводу 1. Изоляционная рама 2 служит для изоляции от земли. Со стороны электрических выводов 5 блок закрыт изолирующей стенкой 3, имеющей прорези для выводов с изоляционными шайбами 6. Блок имеет два значения сопротивления для каждой цепи тяговых двигателей, причем в настоящее время используют только меньшее значение сопротивления и соответствующие выводы блока.

Рис. 19. Блок балластных резисторов
Технические данные блока ББС-131 следующие:
Длительный ток при расходе охлаждающего воздуха
300 м/мин .. 1100 А
Сопротивление блока при 20° С:

  1. я ступень ... 0,2 Ом
  2. я »         0,145 Ом

Номинальное напряжение относительно земли .              .      .          2000 В
Превышение температуры воздуха на выходе из блока 170’С Потери напора при расходе 300 м3/мнн           186          мм вод. ст.
Масса блока 270 кг