Содержание материала

 Технологию монтажа букс на оси колесной пары локомотива рассмотрим применительно к поводковой буксе (например, рис. 135). Сборку начинают с установки на предподступичную часть оси 23 колесной пары лабиринтного кольца 3, нагретого в масляной ванне или индукционным нагревателем до температуры 100... 120° С (натяг 0,030 ... 0,105 мм). Далее на шейку оси насаживают в нагретом состоянии внутреннее кольцо роликоподшипника 8, свободно надевают дистанционное кольцо 10 и устанавливают нагретое внутреннее кольцо подшипника 11. Шейку оси предварительно смазывают тонким слоем авиационного или дизельного масла. Натяг в соединении колец подшипников с осью должен находиться в пределах 0,035 ... 0,065 мм, что обеспечивается соответствующим подбором подшипников. Для того, чтобы между торцами- установленных на ось деталей не было зазоров, их по мере остывания подбивают до упора втулкой из мягкого материала. Для предотвращения сползания внутренних колец роликоподшипников с шейки оси в выточку последней заводят кольцо 20.


Рис. 135. Букса тепловоза 2ТЭ10В (2ТЭ116):
1, 4, 19 — болты; 2 — поводок; 3, 9, 10, 15, 20 — лабиринтное, дистанционные и стопорные кольца; 5 — планка; 6, 12 — задняя и передняя крышки; 7 — корпус буксы; 8, 11 — роликоподшипники; 13 — кронштейн; 14 — упорный шарикоподшипник; 16 — упор; 17 — амортизатор; 18 —  пружина; 21 — пробка; 22 — шелковая нить; 23 — ось колесной пары
Отдельно на стенде собирают корпус буксы 7 с задней крышкой 6 с помощью четырех болтов 19 с шайбами. Между торцами корпуса и крышки для обеспечения плотного соединения прокладывают на консистентной смазке в два ряда шелковую нить 22. В корпус буксы устанавливают наружное кольцо роликоподшипника 8 (с роликами), дистанционное кольцо 9 и наружное кольцо подшипника 11. Зазор между посадочной поверхностью корпуса буксы и кольцами подшипников не должен быть более 0,09 мм. Для равномерного распределения нагрузки по подшипникам разница в радиальных зазорах подшипников одной буксы не должна превышать 0,03 мм.
Корпус буксы в сборе надевают на ось. При этом должны быть обеспечены свободная — от усилия одного человека — установка и легкое проворачивание буксы на шейке оси. Для предотвращения сползания буксы с оси на задней крышке 6 с помощью двух болтов 4 крепится планка 5; болты шплинтуются проволокой. В отверстие корпуса 7 для пополнения буксы консистентной смазкой вворачивается пробка 21. Затем осуществляется сборка передней крышки 12. В крышку 12 букс крайних колесных пар устанавливается амортизатор 17, представляющий собой две металлические пластины с привулканизированным между ними резиновым элементом. С целью удержания в выточке крышки амортизатор раскернивается в трех точках. (Для средних колесных пар амортизатор не применяется.) Далее в крышку 12 устанавливается пружина 18 и упор 16.
Для удержания упора 16 в крышке (при ее снятии с колесной пары) в его проточку заводится кольцо 15. Одно из колец упорного шарикоподшипника 14 насаживают на проточку оси колесной пары в нагретом состоянии (натяг 0,023 ... 0,065 мм), другое (вместе с сепаратором с шариками) —устанавливают на упор 16.
Передняя крышка в сборе соединяется с корпусом буксы с помощью четырех болтов 19 с шайбами; болты попарно стопорятся проволокой. По фланцу крышки предварительно укладывают шелковую нить; свободное пространство в корпусе буксы заполняют заданным количеством пластичной смазки ЖРО (ТУ 32 ЦТ 520—77). На крышки букс наносится маркировка — КР для крайних и СР для средних колесных пар тележки.
Производственный участок, где выполняется монтаж букс, должен быть защищен от попадания пыли, грязи и влаги. Монтажную оснастку следует содержать в строгой чистоте. Сопрягаемые детали и подшипники перед сборкой тщательно очищают, промывают в авиационном бензине и протирают безворсными салфетками, а также проверяют на отсутствие забоин, трещин, вмятин, острых кромок, ржавчины и других дефектов. Результаты замеров, производимых при подборе подшипников, заносятся в специальный журнал, а также в технический паспорт колесной пары.