Содержание материала

ГЛАВА XVI
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ УЗЛОВОЙ И ОБЩЕЙ СБОРКИ ЛОКОМОТИВОВ

Слесарно-сборочные работы 1 имеют наибольший удельный вес (около 30 ...40%) в общей структуре трудоемкости изготовления локомотива. Кроме того, технология сборки значительно влияет на качество готовых машин. Поэтому требования высокоэффективной сборки должны быть максимально учтены при проектировании технологических процессов. Так, разработанный технологический процесс должен обеспечить необходимую прочность соединений, точность и наиболее рациональную и экономичную последовательность сборки при принятой форме организации производства, предусмотреть своевременность контроля качества выполненных работ, обеспечить возможность механизации и автоматизации трудоемких процессов.
Задача проектирования технологических процессов узловой и общей сборки локомотивов значительно упрощается при наличии технологических схем сборки.

§ 37. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ УЗЛОВОЙ И ОБЩЕЙ СБОРКИ ЛОКОМОТИВОВ

Технологические схемы сборки, определяя структуру и последовательность комплектования изделия и его сборочных единиц (технологических узлов), служат основой проектирования процессов сборки. 

1 Данная глава изложена применительно к слесарно-сборочным работам, специфика сборочно-сварочных работ отражена в гл. XVII.

Принцип построения технологических схем иллюстрирует показанная на рис. 128 (с. 250) схема сборки конического редуктора привода скоростемера локомотива.
Составные части (детали и узлы разных порядков) изделия на технологических схемах представляются в виде разделенных на три части прямоугольников: вверху приводится наименование составной части, внизу слева — ее числовой индекс (обозначение или номер позиции по спецификации), справа — число данных составных частей, входящих в рассматриваемый узел. Составную часть изделия, с которой начинается сборка, называют базовой.
Процесс сборки на технологической схеме изображается в виде прямой линии, к которой в строгом соответствии с планируемой последовательностью сборки примыкают обозначенные прямоугольниками составные части изделия. Направление сборки указывается стрелкой — от базовой составной части к соответствующему собранному узлу. Если смотреть в направлении этой стрелки, то детали на технологической схеме изображаются слева, а сборочные единицы —  справа от линии, показывающей процесс сборки. Контрольноизмерительные приемы, а также слесарно-сборочные и другие работы, не связанные с непосредственным комплектованием сборочных единиц (такие, как нагрев, регулирование, сварка и пр.), отражаются в соответствующих местах технологической схемы в виде надписей.
Для узловых сборок составляются развернутые (рис. 128) схемы, а для общей сборки таких сложных изделий, как локомотивы1, технологические схемы оформляются условно-укрупненно: на них показывают наряду с технологическими узлами сборочные единицы, которые технологическими узлами не являются. Элементы схемы представляются сборочными и монтажными чертежами, в том числе гидро-, пневмо-  и электромонтажными. Поскольку детали на таких схемах не выявляются, то прямоугольники, обозначающие элементы схемы, для большей ее компактности вычерчивают по обе стороны линии, изображающей процесс сборки. При подготовке производства нового локомотива разрабатывают сначала схему его общей сборки, а затем схемы узловой сборки.
Наличие технологических схем упрощает проектирование процессов сборки, придает стройность и наглядность их разработке и выполнению. Вместе с тем технологические схемы сборки дают определенное представление о целесообразной форме организации технологических процессов. 

1 Число деталей и узлов тепловоза, например, достигает 50 тыс.

Проектирование процессов сборки при наличии технологических схем могут вести одновременно несколько технологов, что сокращает цикл технологической подготовки производства. Технологические схемы сборки позволяют также оценить собираемую конструкцию с технологической точки зрения. В этом отношении одним из конструктивных достоинств локомотива как в производстве, так и при техническом обслуживании и ремонте является возможность сборки его из предварительно собранных узлов, каждый из которых устанавливается на локомотив после контроля качества сборки, а в необходимых случаях — после соответствующих испытаний. Это значительно повышает качество общей сборки и дает возможность быстрее обнаружить ее дефекты. Сборка локомотива из предварительно собранных узлов позволяет значительна сократить производственный цикл его изготовления вследствие осуществления параллельной сборки узлов и изделия.
Учитывая специфику сборки локомотивов, следует признать целесообразной такую организацию технической подготовки производства в локомотивостроении, при которой технологические схемы узловой и общей сборки составляет конструктор —разработчик нового изделия. В этих условиях принципиальные вопросы сборки решаются более просто и квалифицированно, создаются реальные предпосылки для управления технологичностью проектируемых изделий на стадии конструкторской подготовки производства с целью оптимизации конструктивных решений.