Содержание материала

Глава XII
ПОДГОТОВКА ПАССАЖИРСКИХ СОСТАВОВ В РЕЙС

РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ НА СТАНЦИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ И ОБОРОТА

После прибытия пассажирского поезда на станцию формирования или оборота от него отцепляют почтовый  к багажному отделениям. По окончании высадки пассажиров состав подают в парк прибытия для технического и санитарного осмотра, определения объема требуемого ремонта и санитарной обработки. Здесь же выгружаются постельные принадлежности (зимние одеяла, матрацы и подушки), а также использованное постельное и вагонное белье (простыни, наволочки, полотенца, чехлы с диванов и матрацев, занавески, шторы, летние одеяла и пр.). Постельные принадлежности отправляются на дезобработку или в механически-химическую чистку, использованное постельное и вагонное белье сдается в кладовую, а затем в прачечную. Чайная посуда, чайники, графины передаются в кладовую для чистки и мытья.
В парке прибытия производится также прием и сдача проводниками пассажирских вагонов и составов.
После санитарно-технического осмотра пассажирский состав при необходимости переформировывают, часть вагонов подают в депо или на ремонтные пути, а вагоны, нуждающиеся в дезобработке, — в специальный тупик. Состав, полностью сформированный по схеме, установленной графиком движения поездов, обмывают снаружи и тщательно осматривают.
После осмотра и выявления неисправностей производят необходимый текущий ремонт, уборку внутренних помещений вагонов, снабжение их водой и топливом, а затем чистым постельным бельем, постельными принадлежностями, посудой, съемным инвентарем и оборудованием, продуктами чайной торговли.
Подготовленный к отправлению в рейс состав за 2 ч. до подачи под посадку принимает постоянно действующая комиссия в составе дежурного помощника начальника вагонного депо по эксплуатации или сменного мастера, дежурного врача санитарно-контрольного пункта и представителя пассажирского отдела отделения дороги с участием механика-бригадира. 

Рис. 88. Пылесос для уборки вагонов

Результат комиссионного осмотра заносится в специальную книгу осмотра пассажирских составов. Полностью подготовленный состав разрешается подавать для посадки к платформе пассажирской станции согласно графику.
Технологический процесс обработки пассажирских составов на станциях оборота заключается в следующем.
После высадки пассажиров проводники предъявляют агенту конторы обслуживания пассажиров мешки с использованным постельным бельем для проверки и опломбирования, после чего свертывают матрацы и подушки, убирают их в поддиванные ящики или потолочные ниши, свертывают ковровые дорожки, предварительно обработанные пылесосом (рис. 88), снимают приводные ремни генераторов, маршрутные доски и порядковые номера.
При подготовке вагонов в обратный рейс проводники очищают пепельницы, вытирают пыль с полок, диванов, столиков, плафонов и других предметов внутреннего оборудования, подметают полы. Собранный мусор выносят в мусоросборники.
Если в вагоне имеются технические неисправности (разбито оконное стекло, неисправны дверной замок, приборы санузла, отопления и др.), проводник сообщает об этом механику-бригадиру для их устранения за время простоя состава на станции оборота.
Совместно с экипировочной бригадой пункта технического осмотра проводники производят тщательную уборку вагонов, после чего расстилают ковровые дорожки в мягких и купированных вагонах, приводят в порядок диванные чехлы, настольные салфетки, шторы и занавески и обязательно вентилируют вагоны. Обеспечение постельным бельем на обратный рейс производится из запаса, имеющегося в вагоне, или использованное постельное белье заменяется чистым в обменном пункте.

УБОРКА ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

Все составы пассажирских поездов, отправляемые в рейс со станций формирования и оборота, должны иметь чистую наружную поверхность кузовов, окопных стекол, аккумуляторных ящиков и ходовых частей, что обеспечивают экипировочные бригады вагонных депо.
Для наружной обмывки кузовов на станциях формирования и оборота пассажирских поездов в зависимости от объема работы имеются стационарные или передвижные вагономоечные машины. При ручной обмывке кузовов вагонов применяются водоструйные щетки.
Очищать оконные стекла снаружи следует обтирочными концами, смоченными в специальном растворе (щавелевая кислота, вода); вначале надо слегка покрыть поверхность раствором, затем влажной тряпкой снять раствор и протереть поверхность насухо.
При экипировке составов или отдельных вагонов особое внимание уделяется внутренней уборке, от качества которой зависит также культурное обслуживание пассажиров в пути следования. Уборку вагона производят как проводники, так и экипировочные бригады.
Проводники должны выполнять следующие работы: влажную протирку и промывку загрязненных мест багажных полок, верхних подъемных спинок, диванов, подоконных столиков и другого оборудования вагона. 

Экипировочная бригада производит уборку санузлов, мойку полов вагона, плевательниц, мусорных ящиков, стен и пола в тамбурах вагона и протирку стекол оконных рам внутри вагона. В случае производства дезинсекции составов уборка внутренних помещений вагона должна начинаться не менее чем через 2 ч после дезинсекции.
Уборка внутренних помещений пассажирских вагонов дальнего и местного сообщений должна производиться после каждого рейса независимо от его продолжительности.
В вагонах пригородных поездов не реже одного раза в сутки экипировочная бригада производит обмывку или обтирку диванов, мойку полов и санитарных узлов. Кроме того, после каждого рейса осуществляется уборка санитарных узлов и подметание патов.
Во время уборки внутренних помещений цельнометаллического вагона включается принудительная вентиляция для продувки канала воздуховода при максимальном числе оборотов двигателя. Затем из вагона удаляется мусор, пыль со штор, абажуров настольных ламп, с диванов и подъемных спинок и т. п.
После ремонта внутреннего оборудования производится влажная уборка. Резиновыми губками и ручными волосяными щетками с применением моющих средств или мыльносодового раствора очищаются и насухо протираются загрязненные места в нишах, на потолке, стенах, багажных полках, дверях, диванах, подъемных спинках, плинтусах и ящиках под диванами. В зависимости от степени загрязненности отдельных мест обмывка производится соответствующим раствором и горячей водой. Очищаются от пыли влажными тряпками, а затем протираются насухо потолочные вентиляторы, настенные пепельницы, трубы отопления и т. п.
Бронзовая арматура (светильники, плафоны) очищается пастой и протирается. Сильно загрязненная стеклянная арматура снимается и отправляется в электроцех для промывки с применением моющих средств. Линкруст стен и перегородок обтирается сухой ветошью. После этого в случае необходимости разрешается протирать влажной тряпкой, а затем сухой. Поверхности, покрытые дубовым шпоном, мыть не разрешается: их можно обтереть влажной тряпкой, после чего насухо вытереть мягкой тряпкой. Для протирки шпона нельзя применять щелочи, щетки, горячую воду. Вода должна иметь температуру не свыше 25—35°С.
Стены, перегородки и мебель (диваны, верхние подъемные спинки) в пассажирских помещениях вагонов, покрытые павинолом и пластиком, необходимо после каждого рейса обтирать слегка влажной чистой тряпкой (ветошью). Сильно загрязненные места разрешается протирать мокрой тряпкой или мыть теплой водой с мылом с последующей протиркой ветошью досуха. Стойкие пятна следует снимать спиртом. Первоначальный блеск поверхностей, покрытых павинолом и пластиком, восстанавливается после протирки воском. Небольшие царапины и метки на поверхности удаляются путем полирования кругом, изготовленным из мягкой ткани, мягкого сукна или фетра.
Детали из пластмассы необходимо протирать не реже одного раза в сутки вначале влажной, а затем сухой мягкой ветошью (тряпкой). Для удаления загрязнений со стальных хромированных деталей необходимо не реже одного раза в сутки протирать их сухой ветошью,  промасленной тряпкой. Детали, которых в процессе эксплуатации часто касаются руками (дверные ручки, оконные замки и др.), следует после этого еще раз протереть до удаления смазки.
По окончании влажной уборки необходимо включить на 15—20 мин вентилятор для очистки воздуха и просушки внутренних помещений ЦМВ.
При уборке пассажирских вагонов, оборудованных электрическим отоплением напряжением 3 000 в, запрещается мыть полы при включенных электрических печах. Нельзя также выполнять какие-либо работы по устранению течи воды или ремонту электрооборудования и сети освещения при нахождении вагонов под высоким напряжением. В случае течи воды из системы водоснабжения необходимо выключить электрическую цепь. Скопившуюся воду на полу разрешается удалять только в случае, если вагон не находится под высоким напряжением.
Подоконные столики и стекла между рамами нужно протирать влажными тряпками. Обмывка потолков, стен, панелей вагона, покрытых пластикатом, производится моющим раствором состава: сода кальцинированная, «Прогресс», вода; сода кальцинированная, мыло хозяйственное, вода. Фаянсовые изделия (унитазы, умывальные чаши) рекомендуется промывать раствором порошка «Прогресс» в воде. Для мойки полов и дезинфекции плевательниц и мусорных ящиков применяются нафтализол и лизол.
Пыль в пассажирских вагонах собирают пылесосом, предварительно очистив пепельницы и удалив весь мусор из вагона. Ковровые дорожки и шторы очищаются вне вагона.
Каждая операция по уборке вагона должна выполняться раздельно специализированной бригадой уборщиков, имеющих необходимый маркированный инвентарь.